Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 285 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 10.09.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации в части уточнения понятия "должностное лицо" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "а" пункта 37 Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 378, и направлен на совершенствование правовых основ противодействия коррупции.
В соответствии с примечаниями к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) лица, занимающие руководящие должности в дочерних организациях хозяйственных обществ, подконтрольных Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, не являются субъектами таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность. При этом они наделены организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями аналогично должностным лицам, а негативные последствия для общества и государства от совершенных ими общественно опасных деяний по своей тяжести соответствуют преступлениям, предусмотренным главой 30 УК РФ.
Уголовное преследование руководителей таких организаций за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ) осложняется отсутствием заявлений об ущербе в правоохранительные органы со стороны потерпевших материнских структур, зачастую не заинтересованных в публичной огласке происшествий.
На основании изложенного законопроектом предлагается расширить перечень лиц, признаваемых должностными для целей главы 30 УК РФ, включив в него лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более пятьюдесятью процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.
Соответствующие изменения вносятся в пункт 1 примечаний к статье 285 УК РФ.
При этом необходимо отметить, что распространение на лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, в уставных капиталах которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеют незначительную долю, представляется необоснованным.
За основу вносимых в УК РФ изменений были приняты положения отраслевых федеральных законов, в том числе законодательные определения контролирующего и подконтрольного лица, содержащиеся в пункте 1 статьи 81 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а также в частях 31 и 32 статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Корреспондирующие изменения законопроектом вносятся в пункт 1 примечаний к статье 201 УК РФ, определяющий, какие лица признаются выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, для целей главы 23 УК РФ.
Наряду с этим законопроектом предлагается не распространять действие пункта 1 примечаний к статье 201 УК РФ на преступление, предусмотренное статьей 1992 УК РФ, поскольку в результате принятия Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" из диспозиции части первой статьи 1992 УК РФ исключено прямое указание на субъект соответствующего преступления (собственник, руководитель организации, иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, индивидуальный предприниматель).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.