Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 11.09.2018 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации" (далее - проект указа) подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 30 (пункт 4) и направлен на установление показателя снижения энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) за счет технологического фактора в целях корректировки показателя снижения энергоемкости ВВП, установленного Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".
Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" была определена целевая задача по снижению энергоемкости ВВП к 2020 году на 40 % от уровня 2007 года. Достижение указанной задачи предполагалось осуществить за счет структурных сдвигов в экономике в целом и по ее отдельным секторам, а также за счет реализации профильной государственной программы Российской Федерации.
При этом Россия обладает высоким технологическим потенциалом повышения энергетической эффективности, но ежегодный вклад технологического фактора в снижение энергоемкости ВВП не превышает 0,7 процента, в то время как в странах ЕС вклад технологического фактора, отражающего прогресс в совершенствовании технологий, в снижение энергоемкости составляет не менее 1,2 % в год.
По оценке экспертов, технологический потенциал повышения энергетической эффективности в России составляет 372-420 млн. тонн условного топлива (без учета возможности снижения потерь и сжигания попутного нефтяного газа и эффекта замещения) и 384-431 млн. тонн условного топлива при учете этих факторов, что приблизительно равно годовому потреблению первичной энергии в таких странах, как Франция, Великобритания, Украина, и составляет около 2 % от мирового потребления первичной энергии.
В секторе производства электрической и тепловой энергии технологический потенциал экономии составляет до 11 % от суммарного потребления по стране; в жилищном секторе - до 8 %; в секторе передачи энергетических ресурсов - до 1,6 %; в бюджетной сфере - до 2,3 процента.
Учитывая технологический потенциал повышения энергетической эффективности, для сокращения технологического отставания от ведущих стран и повышения конкурентоспособности российской экономики необходимо установление целевой задачи по увеличению ежегодного вклада технологического фактора в снижение энергоемкости ВВП.
В связи с этим проектом указа предлагается установить новый целевой показатель - снижение энергоемкости ВВП за счет технологического фактора, отражающий прогресс в совершенствовании технологий, обеспечивающих повышение энергетической эффективности экономики. Также предлагается установить значения данного показателя на три этапа - 2025, 2030 и 2035 годы, обусловленных различными сроками достижения эффектов от реализации соответствующих мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Базовым предлагаем установить 2016 год.
Достижение целевых значений предполагается достигнуть за счет:
- реализации мероприятий комплексного плана повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации (основные мероприятия будут завершены в 2020 году), разработанного и внесенного в Правительство Российской Федерации в установленном порядке Минэкономразвития России;
- вступления в силу с 1 января 2020 г. положений природоохранного законодательства в части использования стимулирующих мер применения наилучших доступных технологий (разработка соответствующих информационно технических справочников по наилучшим доступным технологиям завершена в 2017 году);
- завершения разработки законодательной базы государственного регулирования в области климатической политики (энергосбережение и повышение энергоэффективности, включая в первую очередь обеспечение технологического перевооружения, являются основными инструментами "низкоуглеродного" развития).
Кроме того, в целях исключения законодательных пробелов проектом указа предусматривается разработка и утверждение в 6-месячный срок порядка расчета показателя снижения энергоемкости ВВП за счет технологического фактора.
Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация соответствующего Указа Президента Российской Федерации не окажет влияния на доходы или расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.