Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 18.09.2018 г.)
В соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 02.04.2018 N Пр-619 о проработке предложений Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой, касающихся совершенствования порядка направления и перевода осужденных к месту отбывания наказания, в целях гуманизации уголовно-исполнительного законодательства, сохранения социально полезных связей осужденных Министерством юстиции Российской Федерации разработан проект федерального закона, устанавливающий возможность направления осужденного в исправительное учреждение, расположенное в субъекте Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, а также право осужденного на перевод в исправительное учреждение, расположенное вблизи места жительства осужденного или его близких родственников.
В соответствии с положениями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 1772-р, в рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики, сохранения социально полезных связей осужденных, предусмотрено, в том числе, реализация мер, направленных на доступность мест отбывания наказания для родственников осужденных, а также выработка алгоритма направления и перевода осужденных к лишению свободы с учетом состояния здоровья и других обстоятельств в исправительные учреждения, расположенные по месту жительства осужденного на момент совершения преступления.
В настоящее время в соответствии с положениями статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
В целях реализации указанного поручения Президента Российской Федерации и положений Концепции законопроектом предлагается установить, что по письменному заявлению осужденного, по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы, при наличии возможности его размещения, осужденный может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное в субъекте Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо, при невозможности размещения в исправительном учреждении указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для размещения осужденного.
В соответствии с положениями статьи 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.
Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Таким образом, осужденные, направленные для отбывания наказания в другой субъект Российской Федерации из-за отсутствия мест в субъекте Российской Федерации, в котором они проживали и (или) были осуждены, не могут воспользоваться правом отбывать наказание в исправительном учреждении, расположенном в субъекте Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в статью 81 УИК РФ и установить, что по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в порядке, установленном частью второй статьи 73 УИК РФ, по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы, при наличии возможности его размещения, осужденный может быть один раз в период отбывания наказания переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное в субъекте Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо, при невозможности размещения в исправительном учреждении указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для размещения осужденного.
По информации ФСИН России, в 2017 году учреждениями и территориальными органами уголовно-исполнительной системы было рассмотрено 4900 обращений осужденных о переводе их в другие исправительные учреждений (в 2016 году - 5262 обращения, в 2015 году - 6178 обращений), из них удовлетворено - 388 обращений (в 2016 году - 360, в 2015 - 378).
В среднем одна перевозка осужденного железнодорожным транспортом составляет 900 рублей, авиационным транспортом - 37000 рублей.
Учитывая, что законопроектом устанавливается возможность перевода осужденных, а также что решение о переводе будет принимать ФСИН России, реализация законопроекта возможна за счет перераспределения средств ФСИН России без выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
В связи с необходимостью разработки и согласования нормативного правового акта, предполагающего внесение корреспондирующих изменений в приказ Минюста России от 26.01.2018 N 17 "Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое" предлагается предусмотреть, что федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует увеличения расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.