Проект Приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), за исключением государственного ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и в местах полного таможенного оформления на территории Российской Федерации"
(подготовлен Россельхознадзором 24.09.2018 г.)
Утвержден
приказом Россельхознадзора
от N
Административный регламент
исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), за исключением государственного ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и в местах полного таможенного оформления на территории Российской Федерации
Раздел I. Общие положения
1. Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), за исключением государственного ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и в местах полного таможенного оформления на территории Российской Федерации (далее - установленная сфера деятельности, государственный контроль (надзор)), устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении государственного ветеринарного контроля (надзора) Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) и ее территориальными органами, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Россельхознадзора, его территориальными органами, должностными лицами, взаимодействия Россельхознадзора с физическими или юридическими лицами, иными органами государственной власти, учреждениями, иными организациями при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора).
Наименование государственного контроля (надзора)
2. Федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор), за исключением государственного ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и в местах полного таможенного оформления на территории Российской Федерации.
Наименование органа осуществляющего государственный контроль (надзор)
3. Исполнение государственного контроля (надзора) осуществляется Россельхознадзором, территориальными управлениями Россельхознадзора по субъектам Российской Федерации (далее - территориальный орган Россельхознадзора).
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора)
4. Информация о нормативных правовых актах, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), размещается на официальном сайте Россельхознадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.fsvps.ru.
Предмет государственного контроля (надзора)
5. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение, проверяемыми органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами и гражданами (далее - проверяемые лица) в процессе своей деятельности ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решениями Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами, ветеринарными правилами и нормами, а также выполнение ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охрану территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных, за исключением пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест полного таможенного оформления на территории Российской Федерации.
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)
6. Должностные лица Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора (далее - должностные лица) при осуществлении государственного контроля (надзора) имеют право:
а) беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил;
б) предъявлять проверяемым лицам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;
в) устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;
г) принимать решения о проведении диагностических исследований по эпизоотическим показаниям;
д) проверять в установленном порядке соблюдение обязательных требований, а также документы, относящиеся к предмету проверки;
е) на беспрепятственный доступ на территорию и (или) в помещение, здание проверяемого лица (за исключением жилища проверяемого лица) при предъявлении служебных удостоверений и приказа о проведении проверки;
ж) на беспрепятственное осуществление осмотра территорий, зданий и помещений, занимаемых проверяемым лицом (за исключением жилища проверяемого лица), предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых ее носителях;
з) получать по мотивированному требованию в установленный срок от проверяемого лица документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию, необходимую для осуществления государственного контроля (надзора);
и) давать проверяемым лицам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора);
к) составлять протоколы об административных правонарушениях;
л) осуществлять внесение информации в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415.
Должностные лица при осуществлении государственного контроля (надзора) обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого лица;
в) проводить проверку на основании распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя Россельхознадзора, руководителя, заместителя руководителя территориального органа Россельхознадзора о ее проведении в соответствии с ее назначением;
г) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р (далее - Перечень) от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы;
д) уведомлять в письменной форме проверяемых лиц о результатах проверки, выявленных нарушениях обязательных требований;
е) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя Россельхознадзора, руководителя, заместителя руководителя территориального органа Россельхознадзора, копии документа о согласовании проверки (в случае, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено согласование проведения проверки);
ж) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
з) предоставлять руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
и) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя проверяемого лица, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
к) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов проверяемых лиц;
л) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании проверяемыми лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
м) соблюдать установленные сроки проведения проверки;
н) не требовать от проверяемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
о) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у проверяемого лица;
п) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
р) исполнять государственный контроль (надзор) в соответствии с настоящим Регламентом;
с) соблюдать ограничения при проведении проверок, установленные статьей 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Должностным лицам при осуществлении государственного контроля (надзора) запрещено:
- требовать от проверяемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в Перечень.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору)
7. Государственный контроль (надзор) исполняется в отношении проверяемых лиц независимо от их организационно-правовых форм.
От имени проверяемых лиц, могут действовать их уполномоченные представители.
8. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель лица, в отношении которых осуществляется проверка, имеют право:
а) получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке исполнения государственного контроля (надзора);
б) осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя;
в) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
г) получать от Россельхознадзора, территориальных органов Россельхознадзора и должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
д) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Россельхознадзором (территориальным органом) в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в Перечень;
е) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора по собственной инициативе;
ж) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц, совершенными в рамках проведения проверки;
з) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении вреда, включая упущенную выгоду;
к) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
9. Лица, в отношении которых осуществляется проверка (проверяемые лица), обязаны:
а) представлять соответственно в Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок документы и материалы, необходимые для проведения проверки;
б) исполнять предписания Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора об устранении выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований.
Описание результата осуществления государственного контроля (надзора)
10. Результатом исполнения государственного контроля (надзора) является акт проверки, направляемый проверяемому лицу.
Исчерпывающие перечни документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки
11. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации необходимый для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки включает:
11.1. проверочные листы (списками контрольных вопросов), используемые должностными лицами территориальных органов Россельхознадзора при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного контроля (надзора), утвержденными приказом Россельхознадзора от 19.03.2018 N 235 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора)".
11.2. запрос документов и (или) информации из Перечня, запрашиваемых и получаемых ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия для достижения и целей проверки:
- Росреестр:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости;
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости;
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;
кадастровый план территории.
- ФНС России:
сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушения законодательства.
- ФТС России:
таможенная расписка;
сведения из декларации на товары и таможенного приходного ордера;
копия декларации на товары и таможенного приходного ордера.
11.2.1. Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии, что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью установления факта соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований и предоставление указанных сведений предусмотрено федеральным законом.
11.2.2. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Раздел II. Требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора)
Порядок информирования об исполнении государственного контроля (надзора)
12. Порядок получения информации по вопросам исполнения государственного контроля (надзора), в том числе о ходе исполнения государственного контроля (надзора):
при информировании по письменным обращениям ответ на обращение направляется по почте в адрес заявителя в 30-дневный срок с момента регистрации.
при информировании по электронной почте ответ на электронное обращение может направляться как в письменной форме, так и в форме электронного сообщения в 30-дневный срок с момента регистрации.
при информировании посредством телефонной связи должностные лица Россельхознадзора обязаны предоставить следующую информацию:
а) сведения о нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы исполнения государственного контроля (надзора);
б) сведения о порядке исполнения государственного контроля (надзора);
в) сведения о сроках исполнения государственного контроля (надзора);
г) сведения о местонахождении помещения Россельхознадзора, предназначенного для приема обращений;
д) сведения об адресах сайта и электронной почты Россельхознадзора (территориальных органов Россельхознадзора);
е) сведения о ходе исполнения государственного контроля (надзора).
По иным вопросам информация предоставляется только на основании соответствующего письменного обращения.
13. Информация о месте нахождения, графике работы, адресах официальных сайтов, адресах электронной почты, номерах справочных телефонов Россельхознадзора и его территориальных органов, размещается:
на официальном сайте Россельхознадзора в сети "Интернет" по электронному адресу: http://www.fsvps.ru;
на информационных стендах в помещениях Россельхознадзора и его территориальных органов;
в Федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).
На официальном сайте Россельхознадзора и официальных сайтах территориальных органов Россельхознадзора размещается следующая информация:
ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, проводимых Россельхознадзором, территориальным органом Россельхознадзора, формируемый на соответствующий календарный год и утверждаемый руководителем Россельхознадзора, руководителем территориального органа Россельхознадзора (размещается на официальном сайте Россельхознадзора, официальном сайте соответствующего территориального органа Россельхознадзора в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения);
информация о результатах проверок, проведенных Россельхознадзором, территориальным органом Россельхознадзора (размещается на официальном сайте Россельхознадзора в сети "Интернет", официальном сайте соответствующего территориального органа Россельхознадзора в сети "Интеренет" в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки);
текст Регламента;
перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, непосредственно регулирующие исполнение государственного контроля (надзора);
график работы Россельхознадзора и его территориальных органов;
адреса электронной почты Россельхознадзора и его территориальных органов;
номера телефонов, по которым осуществляется информирование по вопросам исполнения государственного контроля (надзора);
информация по вопросам исполнения государственного контроля (надзора) размещена также в Федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).
Сведения о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственного контроля (надзора), взимаемой с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю (надзору)
14. Исполнение государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности осуществляется на безвозмездной основе.
Срок осуществления государственного контроля (надзора)
15. Сроки исполнения государственного контроля (надзора).
15.1. Срок проведения каждой документарной и выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней.
15.2. В отношении одного проверяемого лица, являющегося субъектом малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятий.
15.3. В случае необходимости при проведении проверки, указанной в подпункте 15.2 настоящего Регламента, получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
15.4. На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах проверяемого лица, являющегося субъектом малого предпринимательства.
15.5. Срок проведения каждой документарной и выездной проверки в отношении проверяемого юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению проверяемого юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
15.6. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц Россельхознадзора и его территориальных органов, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен соответствующим руководителем Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении проверяемых малых предприятий не более чем на 50 часов, проверяемых микропредприятий - не более чем на 15 часов.
Проверяемое лицо информируется соответственно Россельхознадзором (территориальным органом) о продлении срока проверки посредством факсимильной связи или электронной почты не позднее дня, следующего за днем подписания приказа о продлении срока выездной проверки, с последующим вручением его копии проверяемому лицу либо направлением его копии проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
15.7. Акт проверки составляется непосредственно в день завершения проверки.
Раздел III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
16. Исполнение государственного контроля (надзора) включает в себя следующие административные процедуры:
1) разработка и утверждение ежегодных планов проведения плановых проверок;
2) организация проверки:
3) проведение проверки и оформление ее результатов;
4) принятие мер реагирования по результатам проверки:
составление предписания об устранении выявленных нарушений;
возбуждение дела об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении;
принятие мер по приостановлению деятельности проверяемых лиц в установленном законом порядке;
направление в правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
Разработка и утверждение ежегодных планов проведения плановых проверок
17. Административная процедура "Разработка и утверждение ежегодных планов проведения плановых проверок" выполняется в следующем порядке:
17.1. Основанием для начала административной процедуры является необходимость обеспечения исполнения государственного контроля (надзора) путем организации и проведения плановой проверки деятельности проверяемого лица (далее - плановая проверка).
17.2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
17.3. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
государственной регистрации проверяемого лица;
окончания проведения последней плановой проверки проверяемого лица.
17.4. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых проверок, разрабатываемых и утверждаемых территориальными органами Россельхознадзора в соответствии с их полномочиями и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010N 489 (далее - постановление N 489).
17.5. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:
наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления своей деятельности индивидуальными предпринимателями;
цель и основание проведения каждой плановой проверки;
дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
наименование органа государственного контроля (надзора), осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки соответственно Россельхознадзором и (или) территориальным органом Россельхознадзора и иными органами государственного контроля (надзора) совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
17.6. Проекты ежегодных планов проведения плановых проверок составляются по форме, предусмотренной постановлением N 489.
17.7. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, территориальные органы Россельхознадзора направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
17.8. Доработанные с учетом предложений органов прокуратуры проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в срок до 31 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утверждаются руководителями соответствующих территориальных органов Россельхознадзора.
17.9. Утвержденный ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
17.10. Территориальные органы Россельхознадзора представляют до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в Россельхознадзор.
17.11. Россельхознадзор, территориальные органы Россельхознадзора, до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), указанными в подпункте 17.10. настоящего Регламента. Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются Россельхознадзором, территориальным органом Россельхознадзора на своих официальных сайтах в сети "Интернет", за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17.12. Результатом административной процедуры "Разработка и утверждение ежегодных планов проведения плановых проверок" является утверждение руководителем Россельхознадзора ежегодного плана проведения плановых проверок.
Организация проверки
18. Административная процедура "Организация проверки" выполняется в следующем порядке:
18.1. Организация проведения плановой проверки осуществляется на основании включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок.
18.2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
18.2.1. истечение срока исполнения проверяемым лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
18.2.2. мотивированное представление должностного лица Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Россельхознадзор и (или) территориальные органы Россельхознадзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) выявление при осуществлении государственного контроля (надзора), параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным Минсельхозом России, индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.
18.2.3. приказ руководителя Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
18.2.4. обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Россельхознадзор или территориальный орган Россельхознадзора, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 18.2.2. настоящего Регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с подпунктом 18.2.2. настоящего Регламента являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
18.2.5. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в пункте 18.2. настоящего Регламента, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих лиц.
18.2.6. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в пункте 18.2. настоящего Регламента, уполномоченными должностными лицами Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов, имеющихся в распоряжении Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с проверяемыми лицами и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований Россельхознадзора, территориальных органов Россельхознадзора. В рамках предварительной проверки у проверяемых лиц могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
18.2.7. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в пункте 18.2. настоящего Регламента, уполномоченное должностное лицо Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте 18.2.2 настоящего Регламента. По результатам предварительной проверки меры по привлечению проверяемого лица к ответственности не принимаются.
18.2.8. По решению руководителя, заместителя руководителя Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившиеся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.
18.2.9. Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с проверяемых лиц, расходов, понесенных Россельхознадзором, территориальным органом Россельхознадзора в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
18.3. Внеплановая выездная проверка проверяемых лиц может быть проведена по основаниям, указанным подпунктами "а", "б", подпункта 18.2.2. настоящего Регламента, после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких проверяемых лиц.
18.4. За 25 дней до даты начала проведения плановой проверки, указанной в ежегодном плане проведения плановых проверок, начальник отдела, уполномоченного на проведение проверки, в течение 1 рабочего дня назначает из числа сотрудников отдела ответственного исполнителя по подготовке проекта распоряжения (приказа) о проведении проверки (далее - проект распоряжения (приказа).
В течение 1 рабочего дня с момента наступления одного из событий, указанных в пункте 18.2. настоящего Регламента, начальник отдела, уполномоченного на проведение проверки, назначает из числа сотрудников отдела ответственного исполнителя по подготовке проекта распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки.
18.5 Ответственный исполнитель в течение 15 рабочих дней (при организации плановой проверки) или 1 рабочего дня (при организации внеплановой проверки):
а) подготавливает проект распоряжения (приказа) о проведении проверки**(1) и материалы к нему, в которые включаются:
- наименование органа государственного контроля (надзора), а также вид (виды) государственного контроля (надзора);
- фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого индивидуального предпринимателя, места нахождения проверяемых лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления ими деятельности;
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- правовые основания проведения проверки:
подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
- перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора);
- перечень документов, представление которых проверяемым лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
- даты начала и окончания проведения проверки;
- реквизиты проверочных листов;
- иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора.
б) согласовывает и передает проект распоряжения (приказа) о проведении проверки в отношении проверяемого лица на подпись:
в Россельхознадзоре - руководителю или одному из заместителей руководителя Россельхознадзора;
в территориальном органе Россельхознадзора - руководителю или одному из заместителей руководителя территориального органа Россельхознадзора.
18.6. Указанное в подпункте "б" пункта 18.5. должностное лицо в течение 2 рабочих дней подписывает проект распоряжения (приказа) о проведении проверки в отношении проверяемого лица.
18.7. В случае несогласия с проектом распоряжения (приказа) о проведении проверки в отношении проверяемого лица указанное в подпункте "б" пункта 18.5. должностное лицо передает проект приказа ответственному исполнителю для доработки.
18.8. Ответственный исполнитель в течение 1 рабочего дня дорабатывает проект распоряжения (приказа) о проведении проверки в отношении проверяемого лица и передает его указанному в подпункте "б" пункта 18.5. должностному лицу.
18.9. О проведении плановой проверки проверяемое лицо уведомляется Россельхознадзором, территориальным органом Россельхознадзора не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты проверяемого лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен проверяемым лицом в Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора или иным доступным способом.
18.10. Критерием принятия решения об организации проведения плановых проверок является наступление события, указанного в первом абзаце пункта 18.4. настоящего Регламента и наличие в проекте приказа информации, перечисленной в подпункте "а" пункта 18.5. настоящего Регламента.
18.11. Критерием принятия решения о проведении внеплановых проверок является наличие одного из оснований, предусмотренных пунктом 18.2. настоящего Регламента.
18.12. В день подписания распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя Россельхознадзора или руководителя, заместителя руководителя территориального органа Россельхознадзора о проведении внеплановой выездной проверки в отношении проверяемого лица в целях согласования ее проведения, Россельхознадзор или территориальный орган Россельхознадзора направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого или среднего предпринимательства заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагается копия распоряжения (приказа) приказа руководителя, заместителя руководителя Россельхознадзора или руководителя, заместителя руководителя территориального органа Россельхознадзора о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения**(2).
18.13. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных пунктом 18.12. Регламента, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.
18.14. В случае если в результате деятельности причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление проверяемых лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
18.15. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано должностным лицом Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора вышестоящему прокурору или в суд.
18.16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте 18.2.3. настоящего Регламента, проверяемые лица уведомляются соответственно Россельхознадзором или территориальными органами Россельхознадзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты проверяемого лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен проверяемым лицом в Россельхознадзор, или территориальный орган Россельхознадзора.
18.17. Основанием для приостановления исполнения государственного контроля (надзора) является отказ органа прокуратуры в согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
18.18. Результатом административной процедуры "Организация проверки" является издание распоряжения (приказа) о проведении проверки проверяемых лиц.
Проведение проверки и оформление ее результатов
19. Административная процедура "Проведение проверки и оформление ее результатов" выполняется в следующем порядке:
19.1. Основанием для начала административной процедуры является наступление даты начала проведения проверки, указанной в распоряжении (приказе) о проведении плановой проверки или внеплановой проверки.
19.2. Проверки, как плановые, так и внеплановые, могут проводиться в форме документарной проверки и (или) в форме выездной проверки, а также с применением риск-ориентированного подхода.
19.2.1. Обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) может быть предусмотрена при проведении плановых проверок всех или отдельных проверяемых лиц, обусловлена типом (отдельными характеристиками) используемых ими производственных объектов, а в случае осуществления видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона N 294, также отнесением деятельности проверяемых лиц и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
19.2.2. Предмет плановой проверки ограничивается только частью обязательных требований, содержащихся в проверочных листах (списках контрольных вопросов) соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным.
19.2.3. При организации и проведении проверок запрашиваются и получаются на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информация, включенные в Перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
19.3. Документарная проверка:
19.3.1. Документарная проверка проводится по месту нахождения Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора.
19.3.2. В ходе документарной проверки при необходимости запрашиваются документы и (или) информация, включенная в Перечень.
19.3.3. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Россельхознадзора и территориального органа Россельхознадзора в первую очередь рассматриваются документы проверяемого лица, имеющиеся у Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих проверяемых лиц мероприятий государственного контроля (надзора).
19.3.4. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся у Россельхознадзора или территориальных органов Россельхознадзора, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение проверяемым лицом обязательных требований, Россельхознадзор или территориальные органы Россельхознадзора направляют в адрес проверяемого лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Россельхознадзора или руководителя, заместителя руководителя территориального органа Россельхознадзора о проведении проверки.
19.3.5. В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое лицо обязано направить в Россельхознадзор или территориальный орган Россельхознадзора указанные в запросе документы.
19.3.6. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью проверяемого лица, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица. Проверяемое лицо вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
19.3.7. Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Россельхознадзор или территориальный орган Россельхознадзора, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
19.3.8. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных проверяемым лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора документах, и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется проверяемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
19.3.9. Проверяемое лицо, представляющее в Россельхознадзор или территориальный орган Россельхознадзора пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, вправе представить дополнительно в Россельхознадзор или территориальный орган Россельхознадзора документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
19.3.10. При проведении документарной проверки Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора не вправе требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные проверяемым лицом или его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае невозможности установления по итогам рассмотрения пояснений и документов соблюдения проверяемым лицом обязательных требований, должностные лица Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора вправе провести выездную проверку. При проведении выездной проверки запрещается требовать от проверяемого лица представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки.
19.4. Выездная проверка:
19.4.1. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах проверяемого лица сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанным лицом при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые проверяемым лицом товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований.
19.4.2. Выездная проверка (как плановая, так и неплановая) проводится по месту нахождения проверяемого лица и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.
19.4.3. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора документах проверяемого лица;
б) оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
19.5. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица, или уполномоченного представителя проверяемого лица с распоряжением (приказом) руководителя, заместителя руководителя Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
19.6. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого лица обязаны предоставить должностным лицам Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию; в здания, строения, сооружения, помещения, используемые проверяемым лицом при проведении экспертиз, обследований, исследований, испытаний, оценки, отбора проб, образцов, досмотра и осмотра, посещении подконтрольных субъектов и объектов, выдаче заключений; к используемым проверяемыми лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
19.7. В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием проверяемого лица, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица проверяемого лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности проверяемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) проверяемым лицом, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица проверяемого лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае Россельхознадзор или территориальный орган Россельхознадзора в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких проверяемых лиц плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления проверяемых лиц.
19.8. По результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) Россельхознадзора или территориальных органов Россельхознадзора, проводящим(и) проверку, составляется Акт проверки по установленной форме**(3) в двух экземплярах (далее - Акт).
19.9. В Акте указываются:
а) дата, время и место составления Акта;
б) наименование органа государственного контроля (надзора), проводившего проверку;
в) дата и номер распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора;
г) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
д) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии) проверяемого индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица, присутствовавшего при проведении проверки;
е) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
ж) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
з) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с Актом руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у проверяемого лица указанного журнала;
и) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
19.10. К Акту прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
19.11. Акт оформляется непосредственно после завершения проверки в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений не позднее, чем на следующий рабочий день после дня его подписания вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с Актом. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с Актом Акт не позднее чем на следующий рабочий день с даты его подписания направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру Акта, хранящемуся в деле Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
19.12. В случае если для составления Акта необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, Акт составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица под расписку, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру Акта, хранящемуся в деле Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора.
19.13. В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия Акта направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение 5 рабочих дней со дня составления Акта.
19.14. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
19.15. Проверяемые лица, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в Акте, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения Акта вправе представить в Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора в письменной форме возражения в отношении Акта и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом проверяемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.
19.16. Россельхознадзором и территориальными органами Россельхознадзора ведется журнал учета проверок**(4).
19.17. Критерием принятия решения по результатам проведения проверки является наличие информации, позволяющей оформить Акт проверки.
19.18. Результатом административной процедуры "Проведение проверки" является составление должностным лицом (должностными лицами) Россельхознадзора или территориальных органов Россельхознадзора, осуществляющим (и) проверку, Акта по установленной форме в двух экземплярах.
Принятие мер реагирования по результатам проверки
20. Административная процедура "Принятие мер реагирования по результатам проверки" выполняется в следующем порядке:
20.1. Основанием для начала административной процедуры является обнаружение нарушений проверяемым лицом обязательных требований, зафиксированных в Акте.
20.2. В случае выявления при проведении проверки нарушений проверяемым лицом обязательных требований, которые являлись предметом проведения проверки должностное лицо (должностные лица) Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора проводившие проверку, обязано:
а) выдать предписание проверяемому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований;
б) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
20.2.1. В предписании указываются:
а) порядковый номер предписания;
б) дата, время и место составления предписания;
в) наименование органа государственного надзора, выдавшего предписание;
г) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, выдавших предписание;
д) сведения о лице, которому выдается предписание, в частности: наименование проверяемого юридического лица и место нахождения (адрес); фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) проверяемого индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации и зарегистрировавшем органе, адрес места жительства;
е) обязательные требования, которые нарушены;
ж) требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения обязательных требований;
з) срок исполнения предписания;
и) срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора о выполнении предписания;
к) перечень документированной информации, подлежащей представлению в Россельхознадзор или территориальный орган Россельхознадзора, выдавшему предписание, в качестве подтверждения выполнения требований предписания;
л) порядок и сроки обжалования предписания.
20.2.2. При предъявлении проверяемым лицом в Россельхознадзор, (территориальный орган) до вынесения им предписания доказательств, свидетельствующих о добровольном прекращении нарушений и добровольном устранении нарушений обязательных требований, признанных достоверными лицами, проводящими проверку, предписание Россельхознадзором (территориальным органом) не выносится.
20.2.3. Предписание направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, не позднее 3 рабочих дней с момента его подписания уполномоченным должностным лицом.
20.2.4. Должностное лицо Россельхознадзора (территориального органа), выдавшее предписание, принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений и с этой целью организует проведение внеплановой проверки на основании истечения срока исполнения лицами, подлежащими проверке, ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Проверку по указанному основанию следует проводить не позднее одного месяца со дня окончания срока, в течение которого лицо, получившее предписание, должно было известить выдавшее данное предписание должностное лицо Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора о его выполнении.
20.3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в случае обнаружения при проведении проверки достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении возбуждается и рассматривается в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
20.4. В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность проверяемого лица, эксплуатация им зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера или такой вред причинен, Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности проверяемого лица. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
20.5. По итогам проведения проверки материалы, в которых усматриваются признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, направляются в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы в срок не более 10 рабочих дней с даты составления Акта.
20.6. По итогам проведения проверки материалы, в которых усматриваются нарушения законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти, направляются в указанные органы в течение 10 рабочих дней с момента составления Акта.
20.7. Критерием принятия решения о выдаче предписания, возбуждении дела об административном правонарушении, административном приостановлении деятельности либо о направлении материалов в прокуратуру и иные правоохранительные органы, является выявление соответствующих нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности.
20.8. Результатом административной процедуры "Принятие мер реагирования по результатам проверки" является выдача предписания, возбуждение дела об административном правонарушении, административное приостановление деятельности либо направление материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.
Раздел IV. Порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора)
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами Россельхознадзора и его территориальных органов положений Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля (надзора), а также за принятием ими решений
21. Россельхознадзор организует и осуществляет текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами Россельхознадзора и территориальных органов Россельхознадзора положений Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственного контроля (надзора), а также за принятием ими решений.
22. Текущий контроль за соблюдением и исполнением государственного контроля (надзора) осуществляется в порядке, установленном Регламентом и приказами Россельхознадзора, и включает в себя проведение проверок полноты и качества исполнения государственного контроля (надзора), соблюдения порядка ее исполнения, выявление и устранение нарушений, рассмотрение заявлений, материалов заявителей и подготовку на них ответов, принятие решений по жалобам на действия (бездействие) Россельхознадзора, его территориальных органов и их должностных лиц.
23. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административной процедурой по исполнению государственного контроля (надзора), и принятием решений исполнителем и руководителем ответственного структурного подразделения осуществляется заместителем руководителя Россельхознадзора в соответствии с распределением полномочий или заместителем руководителя территориального органа Россельхознадзора.
Контроль за принятием решений заместителем руководителя Россельхознадзора (заместителем руководителя территориального органа Россельхознадзора) осуществляется, соответственно, руководителем Россельхознадзора или заместителем руководителя территориального органа Россельхознадзора.
24. В целях осуществления текущего контроля за совершением действий при исполнении государственного контроля (надзора) и принятии решений руководителю Россельхознадзора или руководителю территориального органа Россельхознадзора (уполномоченному им лицу) представляются докладные записки о результатах исполнения государственного контроля (надзора).
25. Текущий контроль за соблюдением порядка совершения действий, определенных административными процедурами по исполнению государственного контроля (надзора), и принятием решений, предусмотренных Регламентом, осуществляется начальниками структурных подразделений, заместителями руководителя и руководителем соответственно Россельхознадзора и территориальных органов Россельхознадзора и осуществляется постоянно путем проведения еженедельных совещаний, а также согласования (визирования) проектов решений, принимаемых при осуществлении административных процедур, иных документов, содержащих результаты административных действий.
Порядок и периодичность осуществления плановых
и внеплановых проверок полноты и качества исполнения
государственного контроля (надзора), в том числе порядок и формы
контроля за полнотой и качеством осуществления государственного контроля (надзора)
26. Формой контроля за полнотой и качеством исполнения должностными лицами Россельхознадзора и его территориальных органов государственного контроля (надзора) является осуществление Россельхознадзором плановых и внеплановых проверок.
Целью проведения плановых и внеплановых проверок является соблюдение Регламента и исполнение должностными лицами Россельхознадзора и его территориальных органов государственного контроля (надзора), в том числе своевременности и полноты рассмотрения заявлений, материалов заявителей, обоснованности и законности принятия по ним решений.
26.1. Внеплановые проверки полноты и качества исполнения государственного контроля (надзора) проводятся:
структурным подразделением Россельхознадзора по поручению руководителя Россельхознадзора на основании поступивших в Россельхознадзор жалоб на действия (бездействие) должностного лица Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора и (или) его должностного лица;
структурным подразделением территориального органа Россельхознадзора по поручению руководителя соответствующего территориального органа Россельхознадзора на основании поступивших в территориальный орган Россельхознадзора жалоб на действия (бездействие) должностного лица территориального органа Россельхознадзора.
26.2. Плановые проверки полноты и качества исполнения территориальным органом Россельхознадзора государственного контроля (надзора) проводятся в рамках комплексных проверок территориальных органов Россельхознадзора, осуществляемых в соответствии с приказами и на основании годовых планов работы Россельхознадзора.
Ответственность должностных лиц Россельхознадзора и его территориальных органов за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления государственного контроля (надзора)
27. Руководитель и (или) заместитель руководителя Россельхознадзора, руководитель территориального органа Россельхознадзора несет ответственность за несвоевременное принятие решений, предусмотренных Регламентом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководитель ответственного структурного подразделения несет ответственность за несвоевременное и (или) ненадлежащее выполнение административных процедур, предусмотренных Регламентом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственный исполнитель несет ответственность за несвоевременное и (или) ненадлежащее выполнение административных процедур, предусмотренных Регламентом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к порядку и формам контроля за исполнением государственного контроля (надзора), в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
28. Граждане, их объединения и организации в случае нарушения Регламента вправе обратиться с жалобой в Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора.
Жалоба может быть представлена в ходе личного приема, осуществляемого должностным лицом Россельхознадзора, его территориального органа, направлена почтовым отправлением или в электронной форме с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе Федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Раздел V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Россельхознадзора, его территориального органа, а также их должностных лиц
Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществляемых) в ходе осуществления государственного контроля (надзора) (далее - жалоба)
29. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) Россельхознадзора, его территориального органа, их должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственного контроля (надзора), в досудебном (внесудебном) порядке.
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
30. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) Россельхознадзора, его территориального органа, их должностных лиц, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственного контроля (надзора).
Исчерпывающий перечень оснований
для приостановления рассмотрения жалобы и случаев,
в которых ответ на жалобу не дается
31. Оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
32. В случае если в жалобе не указаны имя и фамилия гражданина, направившего жалобу, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.
33. Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
34. Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора при получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
35. В случае если текст письменной жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
36. В случае если в письменной жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно (два и более раз) давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель (заместитель руководителя) Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.
37. Если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу соответственно в Россельхознадзор, его территориальный орган.
38. Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Основания для начала процедуры досудебного
(внесудебного) обжалования
39. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является обращение (жалоба), направленная соответственно в Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора.
40. Заявители имеют право направить жалобу в письменной форме или в форме электронного документа.
Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе Федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также может быть принята при личном приеме заявителя.
41. Заявитель в письменной жалобе в обязательном порядке указывает либо наименование Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) - в случае подачи жалобы от имени физического лица, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на жалобу, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, ставит подпись и дату. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.
42. В жалобе, поступившей в форме электронного документа, заявитель в обязательном порядке указывает наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо свои фамилию, имя, отчество (в случае подачи жалобы от имени физического лица), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель вправе приложить к такой жалобе необходимые документы и материалы в электронной форме.
43. При рассмотрении жалобы руководитель Россельхознадзора, руководитель территориального органа Россельхознадзора (уполномоченные ими лица) рассматривает:
документы, представленные заявителем;
материалы и объяснения, представленные должностным лицом;
результаты исследований, проверок.
Права заинтересованных лиц на получение
информации и документов, необходимых для обоснования
и рассмотрения жалобы
44. Заявитель, подавший жалобу, вправе получить информацию по следующим вопросам:
о входящем номере, под которым зарегистрирована в системе делопроизводства жалоба;
о нормативных правовых актах, на основании которых соответственно Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора исполняет государственный контроль (надзор);
о требованиях к заверению документов и сведений;
о месте размещения на сайте Россельхознадзора, его территориального органа справочных материалов по вопросам исполнения государственного контроля (надзора).
Заявитель, подавший жалобу, вправе отозвать жалобу до момента вынесения решения по данной жалобе.
Органы государственной власти, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица,
которым может быть направлена жалоба заявителя
в досудебном (внесудебном) порядке
45. В досудебном (внесудебном) порядке могут обжаловаться действия (бездействие) и решения должностных лиц:
территориальных органов Россельхознадзора - в центральный аппарат Россельхознадзора;
центрального аппарата Россельхознадзора - в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
руководителя Россельхознадзора, в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий (бездействия) должностных лиц Россельхознадзора и его территориальных органов - в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
46. Министр сельского хозяйства Российской Федерации вправе приостанавливать в случае необходимости решения Россельхознадзора (его руководителя) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.
Срок рассмотрения жалобы
47. Поступившая жалоба рассматривается Россельхознадзором, территориальным органом Россельхознадзора в течение 30 дней со дня ее регистрации.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен в случае принятия руководителем Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора решения о необходимости проведения проверки по жалобе, запроса дополнительной информации, но не более чем на 30 дней.
Решение о продлении срока рассмотрения жалобы сообщается заявителю в письменном виде с указанием причин продления.
Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными должностными лицами по результатам проведенных проверок, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Результат досудебного (внесудебного) обжалования
48. По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом Россельхознадзора принимается решение об удовлетворении полностью или частично требований, содержащихся в жалобе, либо об отказе в их удовлетворении.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю.
49. Проверяемые лица вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственного контроля (надзора), действия или бездействие должностных лиц Россельхознадзора и его территориальных органов в судебном порядке.
-------------------------------------------
*(1) * Типовая форма приказа о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
*(2) * Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
*(3) * Типовая форма Акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
*(4) * Типовая форма журнала учета проверок утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.