Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 04.10.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) предусматривает внесение в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) ряда изменений в соответствии с пунктом 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации К.А. Чуйченко от 2 августа 2018 г. N КЧ-П4-2пр, направлен на реализацию поручения Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N Пр-573 по вопросу увеличения размера вознаграждения адвоката, участвующего уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда. Данные изменения направлены на повышение гарантий реализации предусмотренного статьей 48 Конституции Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 73 "Условное осуждение", 74 "Отмена условного осуждения или продление испытательного срока", 79 "Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания" и 80 "Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания" УК РФ, предусматривающие в качестве обязательного условия при назначении наказания в виде лишения свободы условно, а также при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания возмещение осужденным процессуальных издержек по уголовному делу, в том числе сумм, выплаченных адвокату за оказание им юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда.
В случае неисполнения осужденным обязанности по возмещению процессуальных издержек по уголовному делу, в том числе сумм, выплаченных адвокату за оказание им юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда, суд может принять решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, или продлить испытательный срок, либо не применить условно-досрочное освобождение от отбывания наказания или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Также проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в УПК РФ, направленных на закрепление обязанности суда взыскивать процессуальные издержки, связанные с производством по уголовному делу,в том числе на оплату адвокатов по назначению.
Внесение данных изменений позволит в большей степени обеспечить возвратность средств федерального бюджета, предусмотренных на увеличение вознаграждения адвокатов, осуществляющих уголовную защиту по назначению,а также рациональное и целевое расходование этих средств.
Представляется, что указанные предложения соответствуют заложенной в действующее процессуальное законодательство концепции регулирования процессуальных издержек, а также принципам корпоративности и самоуправления адвокатуры.
Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 73-ФЗ в статью 50 УПК РФ были внесены изменения, согласно которым на совет Федеральной палаты адвокатов были возложены полномочия по определению порядка назначения защитника в случаях, предусмотренных частями третьей и четвертой данной статьи. Решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 5 октября 2017 г. утвержден Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве (далее - Порядок).
В качестве основного принципа назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве Порядком закреплен принцип независимости адвокатуры, означающий исключение какого-либо влияния органов дознания, предварительного следствия или суда на распределение поручений на защиту по назначению между конкретными адвокатами, которое должно осуществляться адвокатской палатой субъекта Российской Федерации (или уполномоченными ею лицами) без права его делегирования органам дознания, органам предварительного следствия и/или суду.
Порядок устанавливает следующие способы распределения поручений на защиту по назначению:
1) распределение поручений на основании графиков дежурств адвокатов, которые составляются назначенным адвокатской палатой лицом и/или самими адвокатами по согласованию между ними;
2) распределение поручений на защиту по назначению координаторами (кураторами);
3) распределение поручений на защиту по назначению сотрудниками организованного адвокатской палатой субъекта Российской Федерации Центра (Центр субсидированной юридической помощи, Call-центр, диспетчерский центр и др.);
4) распределение поручений на защиту по назначению с использованием специализированных компьютерных программ;
5) смешанный тип распределения поручений.
При третьем и четвертом из перечисленных способов поручения распределяются с использованием автоматизированной информационной системы, что позволяет полностью исключить влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами и отвечает вышеназванному принципу независимости адвокатуры, в отличие от первых двух способов,при которых вероятность такого влияния сохраняется.
Согласно данным Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации к настоящему времени в 7 субъектах Российской Федерации введены и успешно используются специализированные компьютерные программы для распределения поручений, в 9 - распределение осуществляется сотрудниками Центров. ?С 1 июля 2018 г. использование специализированной компьютерной программы внедрено в качестве единственного способа распределения поручений на защиту по назначению между адвокатами в г. Москве.
Кроме того, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации заканчиваются работы по созданию единой программы АС "АдвокатураПлюс", которая позволит осуществлять автоматическое распределение поручений по назначению между адвокатами как с использованием Call-центра,так и полностью в автоматическом режиме. Апробирование АС "АдвокатураПлюс" проводится в августе - сентябре 2018 года на площадках Адвокатских палат Владимирской, Смоленской, Псковской областей и Республики Дагестан, после чего программа будет скорректирована и направлена во все адвокатские палаты субъектов Российской Федерации.
Одновременно с этим будут скорректированы соответствующие положения Порядка в целях использования автоматизированной информационной системы в качестве единственного способа назначения адвокатов (исключение предусмотрено только для отдаленных и труднодоступных районов страны).
Для распространения этой положительной практики на всю территорию Российской Федерации и придания ей обязательности предлагается дополнить статью 50 УПК РФ новой частью четвертой.1, согласно которой назначение защитника в случаях, предусмотренных частями третьей и четвертой названной статьи, осуществляется путем использования автоматизированной информационной системы, исключающей влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами.
Это обеспечит более высокий уровень эффективности использования бюджетных средств, исключающий злоупотребления в этой сфере, а также прозрачность расходования указанных средств. При этом внедрение автоматизированной системы распределения дел по назначению необходимо проводить поэтапно, с учетом готовности и особенностей местных условий, особенно в малонаселенных и труднодоступных местностях и в судебных районах с малым количеством адвокатов. Для этого проектом федерального закона предусматривается, что пункт 1 статьи 2 федерального закона вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования.
В целях создания гарантий соблюдения установленного порядка назначения адвокатов предлагается также внести изменения в статью 75 "Недопустимые доказательства" УПК РФ.
Согласно этим изменениям показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу с участием защитника, назначенного с нарушением требований, установленных статьей 50 УПК РФ, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым ?в суде, являются недопустимыми доказательствами.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона,не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности,а также ?не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.