Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минсельхозом России 16.10.2018 г.)
В соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению (далее соответственно - Указ N 560, государство, принявшее решение о введении санкций/ограничительных мер в отношении России).
В реализацию Указа N 560 постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2019 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию (далее соответственно - перечень, запрещенные к ввозу товары), а также принят Указ Президента Российской Федерации от 29 июля 2015 г. N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ N 391), которым установлено, что указанная в Перечне продукция подлежит уничтожению.
Таким образом, в Российской Федерации предусмотрен внутригосударственный механизм регулирования ограничительных мер, в том числе в отношении государств, принявших решение о введении санкций/ограничительных мер в отношении России.
По данным Россельхознадзора, Роспотребнадзора и ФТС России реализуются меры по выполнению требований Указа N 391 об изъятии и уничтожении запрещенных к ввозу товаров.
За период с 9 августа 2014 г. по 31 декабря 2017 г. таможенными органами возбуждено 38 уголовных дел по статье 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и 1 747 дел об административных правонарушениях. Предметами преступления административных правонарушений явились свинина, рыба, говядина, субпродукты домашней птицы, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию.
С начала контрольно-надзорных мероприятий (август 2014 года) по июль 2017 года выявлено 793 случая поступления подкарантинной продукции общим весом более 14,6 тыс. тонн по поддельным фитосанитарным сертификатам страны происхождения.
В целях повышения эффективности контроля перемещения запрещенных к ввозу товаров в таможенных органах Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского, Сибирского, Уральского и Северо-Кавказского таможенных управлений созданы мобильные группы. В настоящее время функционируют 35 мобильных групп.
Таможенными органами с начала действия Указа N 391, в том числе по результатам деятельности мобильных групп, расположенных в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам Государственной границы Российской Федерации, изъято и уничтожено свыше 6,3 тыс. тонн запрещенных к ввозу товаров. При участии таможенных органов территориальными подразделениями Россельхознадзора и Роспотребнадзора изъято и уничтожено свыше 5,4 тыс. тонн запрещенных к ввозу товаров.
Проблема ввоза запрещенных к ввозу товаров на территорию Российской Федерации через российские пункты пропуска решена Указом N 391. В условиях открытых границ с государствами-членами Евразийского экономического союза ФТС России не осуществляет досмотр на стационарных таможенных пунктах пропуска на Государственной границе Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС, и выявление запрещенных к ввозу товаров осуществляется исключительно в рамках работы организованных мобильных групп.
Практика работы государственных контролирующих органов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в рамках Указа N 391 показала, что ввоз, в том числе перемещение через территории государств-членов ЕАЭС, запрещенной к ввозу продукции на территорию Российской Федерации зачастую осуществляется без документов либо с поддельными документами, не соответствующими грузу.
Помимо этого, при работе временных контрольных ветеринарных пунктов и фитосанитарных контрольных постов выявлены нелегальные схемы поставок запрещенных к ввозу товаров.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 3 августа 2018 г. N АГ-П11-4931 Минсельхозом России проведено межведомственное совещание с участием представителей ФТС России и Россельхознадзора по вопросу предотвращения ввоза запрещенных товаров.
Минсельхозом России проведен анализ действующих мер ответственности за ввоз фальсифицированных товаров, по результатам анализа разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект).
Законопроект предусматривает: увеличение до десяти раз административных штрафов за его совершение (статьи 10.1, 10.2, 10.3, 10.8, части 1, 2 статьи 14.4, части 1, 2, 3, статьи 15.12, части 2, 3 статьи 16.2);
установление конфискации предметов административного правонарушения (части 2 статьи 14.7, части 1, 2, 3 статьи 14.44, 14.45, 14.46, части 1, 2, 3, 4 статьи 14.46.2);
установление административных штрафов за его совершение и конфискации предметов административного правонарушения (часть 1 статьи 14.8, часть 1 статьи 16.2, 16.21).
Представляется, что данные меры позволят существенно сократить случаи нарушений.
Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации, Россельхознадзором, Росалкогольрегулированием представлена статистическая информация с 2013 г. по 2018 г. по привлечению к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями часть 2 статьи 10.1, 10.2, 10.3, 10.8, часть 2 статьи 14.4, 14.8, части 1, 2, 3 статьи 14.44, 14.45, частей 1 и 2 статьи 14.46, 15.12:
Номер статьи КоАП РФ |
Всего рассмотрено дел по административным правонарушениям (по числу лиц) |
Всего лиц, подвергнутых наказанию |
Наложено штрафов |
сумма наложенных административных штрафов, руб. |
с 2013 г. по 2018 г. (свод без Республики Крым) | ||||
ст. 10.1 |
44681 |
|
|
11 294 3005 |
ст. 10.2 |
102 833 |
|
|
183 193 730 |
ст. 10.3 |
115 633 |
|
|
151 609 075 |
ч. 3 ст. 10.8 |
2 356 |
|
|
19 425 3814 |
ч.2 ст. 14.4 |
431 |
316 |
314 |
2 076 400 |
ст. 14.8 |
198 |
99 |
86 |
442 000 |
ч. 1 ст.14.44 |
626 |
|
|
13 753 600 |
ч. 2 ст.14.44 |
3 |
|
|
55 000 |
ч. 3 ст.14.44 |
3 |
|
|
315 000 |
ст.14.45 |
760 |
|
|
13 158 320 |
ч. 1 ст. 14.46 |
39 |
|
|
316 010 |
ч. 2 ст. 14.46 |
2 |
|
|
5 000 |
ч. 1 ст. 14.46.2 |
1 |
|
|
5 000 |
ч. 2 ст. 14.46.2 |
2 |
|
|
20 000 |
ч. 3 ст. 14.46.2 |
1 |
|
|
30 000 |
ч. 4 ст. 14.46.2 |
1 |
|
|
300 000 |
ст. 15.12 |
41 718 |
|
|
1 012 955 696 |
Принятие законопроекта не приведет к изменению объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, сокращению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
Реализация законопроекта будет осуществляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных этими органами в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.