Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении мер по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно пояснительным материалам проект акта разработан в целях исполнения пункта 3 Плана-графика подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопониным от 19 сентября 2016 г. N 6962п-П9 (далее - План-график).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются лесопользователи (около 90 тыс. участников).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 30 июля 2018 года по 24 августа 2018 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/07-18/00082681).
Поступившие в ходе публичных обсуждений замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений и прокомментированы.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с 27 сентября 2018 года по 5 октября 2018 года.
В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области, Главного управления лесного хозяйства Омской области, Управления лесами Брянской области, Комитета лесного хозяйства Курской области, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области, Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Комитета лесного хозяйства Московской области, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Министерства Лесного хозяйства Тверской области, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, Управления лесного хозяйственного Липецкой области, Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, Департамента лесного комплекса Тюменской области, Департамента лесного комплекса Костромской области, Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, Министерства природопользования Рязанской области, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, не содержащие замечаний и предложений по проекту акта.
Согласно позиции Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области принятие проекта акта в представленной редакции нецелесообразно, поскольку проект акта не содержит положений, которые не были бы ранее предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации, а представляет собой компиляцию норм из различных нормативных правовых актов, регламентирующих как использование лесов, так и использование объектов животного мира и среды их обитания.
Замечания Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики были учтены при подготовке настоящего заключения. Юридико-технические замечания были направлены в рабочем порядке.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний.
1. Седьмой абзац пункта 17 проекта акта устанавливает запрет на проведение дноуглубительных работ на водных объектах "в лесах в границах водоохранных зон".
Согласно позиции Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в Астраханской области преимущественно произрастают пойменные леса, расположенные в дельте реки Волга и Волго-Ахтубинской пойме, пересеченные многочисленными водными объектами, то есть фактически леса расположены в водоохранных зонах. При этом зачастую протоки, проходящие по лесным участкам (покрытым и не покрытым лесом) или через них, имеют большое рыбохозяйственное значение, а рыбоходные каналы требуют регулярной расчистки (дноуглубления) для прохода ценных промысловых рыб на нерест из Каспия.
Запрет на проведение дноуглубления водных объектов, предусмотренный проектом акта, может привести к проблемам не только в развитии рыбодобывающей отрасли региона, но и аквакультуры (рыборазведения), поскольку прекращение расчистки водных объектов от заиления приводит к ухудшению аэрации воды, а также снижению глубины водных объектов, используемых под садковые хозяйства.
С учетом вышеизложенного проекта акта требует доработки в данной части.
2. Дополнительно считаем необходимым отметить, что ранее Минприроды России был разработан и направлен на заключение об оценке регулирующего воздействия России проект федерального закона "О внесении изменений в статью 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), согласно которому из Лесного кодекса Российской Федерации предлагалось исключить полномочия Правительства Российской Федерации по установлению мер сохранения лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах (письмо Минприроды России от 19 февраля 2018 г. N 04-16-31/4945).
В сводном отчете к законопроекту было указано, что действующим законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и лесного хозяйства меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах уже полностью урегулированы. Дополнительное регулирование является излишним и может послужить административным барьером при использовании лесов. Также в сводном отчете было указано, что основанием для разработки законопроекта является письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017г. N П9-54695.
В сводном отчете к проекту акта в качестве проблемы, на решение которой направлен проект акта, определено отсутствие обобщенных мер по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, что противоречит информации, содержащейся в сводном отчете к законопроекту.
Кроме того, в сводном отчете к проекту акта в качестве основания разработки проекта акта указан План-график. Однако письмо Аппарата Правительства Российской Федерации об отсутствии необходимости разработки проекта акта и о внесении соответствующих изменений было направлено позже утверждения указанного Плана-графика.
Таким образом, невозможно сделать однозначный вывод о целесообразности и своевременности разработки проекта акта.
3. Абзац 9 пункта 8 раздела II "Меры по сохранению лесных насаждений" необходимо исключить, так как его содержание дублирует абзац 6 указанного пункта.
С учетом изложенного на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.