Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части установления особенностей исполнения решения государственного инспектора труда по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений"
(подготовлен Минюстом России 24.10.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части установления особенностей исполнения решения государственного инспектора труда по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений" (далее - законопроект), разработан в целях реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику)".
В целях обеспечения погашения задолженности по заработной плате и снижения рисков, связанных с неисполнением решений государственного инспектора труда о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (далее - решение о принудительном исполнении), законопроектом устанавливаются особенности исполнения такого решения, которые заключаются в оперативном и упрощенном порядке взыскания денежных средств со счетов недобросовестных работодателей.
Согласно предварительной ведомственной статистической отчетности за 6 месяцев 2018 года на исполнении в территориальных органах ФССП России находилось 271,7 тыс. исполнительных производств об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника на общую сумму 14,766 тыс. руб.
Обеспечение прав каждого работника на выплату справедливой заработной платы обоснованно можно определить в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений.
В целях установления мер, позволяющих создать условия для понуждения работодателей к добровольной и своевременной выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, законопроектом предусматривается, что при возбуждении исполнительного производства по решению о принудительном исполнении срок для добровольного исполнения решения о взыскании денежных средств судебным приставом-исполнителем не устанавливается.
При этом одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выносится постановление о взыскании исполнительского сбора, а также запрашиваются у банков и иных кредитных организаций сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.
Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать развитию механизмов защиты трудовых прав работников, создадут дополнительные к судебным процедурам возможности для погашения задолженности.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.