Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий кредитным организациям на цели компенсации недополученных доходов по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, выдаваемым в рамках обеспечения международной конкурентоспособности продукции"
(подготовлен Минпромторгом России 19.10.2018 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила предоставления из федерального бюджета субсидий кредитным организациям на цели компенсации недополученных доходов по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, выдаваемым в рамках обеспечения международной конкурентоспособности продукции;
Положение о выполнении акционерным обществом "Российский экспортный центр" функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу предоставления из федерального бюджета субсидий кредитным организациям на цели компенсации недополученных доходов по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, выдаваемым в рамках обеспечения международной конкурентоспособности продукции;
2. Согласиться с предложением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и акционерного общества "Российский экспортный центр" о выполнении указанным акционерным обществом функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу предоставления из федерального бюджета субсидий кредитным организациям на цели компенсации недополученных доходов по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, выдаваемым в рамках обеспечения международной конкурентоспособности продукции без выплаты вознаграждения за выполнение указанных функций.
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации заключить от имени Правительства Российской Федерации с акционерным обществом "Российский экспортный центр" соглашение о выполнении функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу предоставления субсидий кредитным организациям на цели компенсации недополученных доходов по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, выдаваемым в рамках обеспечения международной конкурентоспособности продукции.
Председатель Правительства |
Д.Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _________ 2018 г. N ______
Правила
предоставления из федерального бюджета субсидий кредитным организациям на цели компенсации недополученных доходов по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, выдаваемым в рамках обеспечения международной конкурентоспособности продукции
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления из федерального бюджета субсидий кредитным организациям на цели компенсации недополученных доходов по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, выдаваемым в рамках обеспечения международной конкурентоспособности продукции (далее - субсидия).
2. Для целей настоящих Правил используются следующие понятия:
"Агент" - акционерное общество "Российский экспортный центр", осуществляющее функции агента Правительства Российской Федерации по предоставлению субсидии из федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, в соответствии с Положением о выполнении функций агента Правительства Российской Федерации и соглашением о выполнении функций агента Правительства Российской Федерации, заключаемым с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство);
"заемщик" - лицо, заключившее или намеревающееся заключить с уполномоченным банком соглашение о финансировании;
"субсидия" - средства, направляемые на компенсацию недополученных доходов кредитных организаций в соответствии с настоящими Правилами;
"проект по организации российских производств за рубежом" - сделка или несколько сделок, направленных на модернизацию и (или) создание (организацию) или приобретение производств и (или) обслуживающих центров за пределами территории Российской Федерации, а также связанных с ними объектов инфраструктуры для производства, переработки и (или) обслуживания продукции с долей продукции (товаров, работ, услуг) либо ее компонентов российского происхождения в такой производимой, перерабатываемой и (или) обслуживаемой продукции, составляющей не менее 30 процентов;
"проект по организации экспортно-ориентированных производств на территории Российской Федерации" - сделка или несколько сделок, направленных на модернизацию и (или) создание (организацию) производств и (или) связанных с ними объектов инфраструктуры на территории Российской Федерации и предусматривающих экспорт продукции (товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности), полностью или частично соответствующей перечню продукции, в объеме не менее 30 процентов планируемого ежегодного объема выручки, при условии заключения соглашения о реализации корпоративной программы международной конкурентоспособности (КПМК);
"соглашение о финансировании" - кредитное соглашение (договор) и (или) иное соглашение (договор) о предоставлении финансирования, в соответствии с которыми уполномоченный банк предоставляет или обязуется предоставить заемщику финансирование в размере и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением (договором) и настоящими Правилами, заключаемые, в том числе путем обмена информацией в электронном виде с использованием средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя, или на бумажном носителе;
"субъект малого или среднего предпринимательства" - организация, отнесенная в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к малым и средним предприятиям, а также организация, не являющаяся субъектом малого или среднего предпринимательства, с годовым оборотом до 2 млрд. рублей (на основании данных финансовой отчетности за полный финансовый год, предшествующий текущему финансовому году);
"договор страхования" - договор страхования, заключаемый уполномоченным банком и акционерным обществом "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (далее - "Агентство") в целях страхования кредитов, предоставляемых уполномоченным банком субъектам малого или среднего предпринимательства, а также в случае финансирования проектов по поставке на экспорт в приоритетные иностранные государства продукции (товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности) приоритетных отраслей промышленности.
Отнесение отрасли промышленности и иностранного государства к приоритетным осуществляется Министерством на основании решения проектного комитета по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт", действующего на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации";
"уполномоченный банк" - кредитная организация, соответствующая критериям, установленным пунктом 8 настоящих Правил, на дату подачи заявления о включении в реестр уполномоченных банков для получения компенсационных выплат;
"перечень продукции" - перечень продукции, определяемый Министерством;
"финансирование" - финансирование и рефинансирование в российских рублях, долларах США или евро, а также иных иностранных валютах, предоставленное уполномоченным банком на основании соглашения о финансировании в следующих формах:
экспортный кредит (кредитная линия), включая кредит, предоставленный уполномоченным банком, входящим в синдикат банков-кредиторов, в соответствии с долей участия уполномоченного банка, иностранному заемщику;
кредит (кредитная линия) и (или) портфель кредитов, предоставляемый экспортерам - субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим или намеревающимся заключить сделку, связанную с экспортом продукции (товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
постэкспортное финансирование, предусматривающее финансирование дебиторской задолженности по экспортному проекту;
финансирование проектов по организации российских производств за рубежом и проектов по организации экспортно-ориентированных производств на территории Российской Федерации, включая кредит, предоставленный уполномоченным банком, входящим в синдикат банков-кредиторов, в соответствии с долей участия уполномоченного банка;
аккредитивы, выставленные уполномоченными банками по поручению иностранных компаний для оплаты поставляемой продукции;
аккредитивы с отсроченным платежом, выставленные иностранными банками для финансирования оплаты поставляемой продукции, дисконтируемые уполномоченными банками;
аккредитивы с постфинансированием, выставленные иностранными банками для финансирования оплаты поставляемой продукции, по которым уполномоченные банки выступают в качестве исполняющих банков;
выкуп уполномоченными банками денежных требований к иностранным контрагентам (дебиторской задолженности) для финансирования оплаты поставленной продукции (финансирование под уступку денежного требования, факторинг и другие формы уступки).
Финансирование также может быть предоставлено для оплаты страховой премии, уплачиваемой Агентству по договору страхования, заключенному в соответствии с Правилами осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. N 964 "О порядке осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков";
"экспортный проект" - оформленная одним или несколькими контрактами сделка, реализация которой предусматривает осуществление российской организацией вывоза товаров из Российской Федерации без обязательства об их обратном ввозе, либо предоставление услуг (выполнение работ), осуществляемое с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства, или на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг (работ), или российским исполнителем (подрядчиком) услуг (работ), не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства, или российским исполнителем (подрядчиком) услуг (работ) путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства, либо предоставление иностранным лицам права на использование результатов интеллектуальной деятельности, исключительное право на которые принадлежит российским лицам. Экспортный проект предусматривает экспорт продукции (товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности), полностью или частично соответствующей перечню продукции, а также наличие при вывозе товаров из Российской Федерации сертификата о происхождении товара, выданного Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, или декларации о происхождении товара, представленной экспортером (письма экспортера). В случае частичного соответствия продукции, указанной в экспортном проекте, перечню продукции субсидия осуществляется в отношении продукции (товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности), включенной в перечень продукции.
3. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
4. Субсидия предоставляется кредитным организациям в целях компенсации недополученных ими доходов по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, выдаваемым в рамках обеспечения международной конкурентоспособности продукции, в том числе в целях компенсации расходов на оплату страховой премии, уплачиваемой Агентству по договорам страхования.
5. Субсидия предоставляется при условии соответствия кредитной организации следующим общим требованиям:
а) отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) отсутствие просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;
в) не находится в процессе реорганизации, за исключением реорганизации, не влекущей за собой перехода прав и обязательств к иному юридическому лицу одновременно с уменьшением активов реорганизуемой организации, ликвидации, банкротства;
г) не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
д) не является получателем субсидии из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов на цели, указанные в пункте 4 настоящих Правил, на основании иных нормативных правовых актов.
6. При наличии соответствующей технической возможности передача информации между Министерством, Агентом и кредитными организациями осуществляется в государственной информационной системе промышленности.
Требования к форматам документов, используемых в рамках взаимодействия между Министерством, Агентом и кредитными организациями, устанавливаются в соглашениях о предоставлении субсидии.
7. Отбор и включение кредитных организаций в реестр уполномоченных банков для получения компенсационных выплат по соглашениям о финансировании осуществляются Министерством на основе соответствующих заключений Агента, подготовленных по итогам рассмотрения заявлений кредитных организацией об их включении в указанный реестр при условии соответствия кредитной организации критериям отбора, указанным в пункте 8 настоящих Правил.
Проверка на соответствие критериям отбора кредитной организации осуществляется Агентом на основании информации, представленной кредитной организацией непосредственно перед включением этой кредитной организации в реестр уполномоченных банков. Агент проводит проверку представленных кредитной организацией документов на предмет комплектности, а также полноты содержащейся в них информации и направляет Министерству предложения о включении кредитной организации в реестр уполномоченных банков в срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня получения заключения Агента:
а) рассматривает представленное Агентом заключение и принимает решение о включение (отказе во включении) кредитных организаций в реестр уполномоченных банков для получения компенсационных выплат по соглашениям о финансировании
б) уведомляет о принятом решении Агента, который информирует соответствующую кредитную организацию.
Кредитные организации при представлении сведений, указанных в пункте 8 настоящих Правил, несут ответственность за их полноту и достоверность.
8. Критериями отбора кредитной организации в качестве уполномоченного банка являются следующие:
а) кредитная организация имеет статус резидента Российской Федерации, регистрацию в качестве юридического лица на территории Российской Федерации, а также действующую лицензию на осуществление банковских операций;
б) размер собственных средств (капитала) кредитной организации рассчитывается на последнюю отчетную дату по методике Центрального банка Российской Федерации и составляет не менее 20 млрд. рублей;
в) срок деятельности кредитной организации составляет не менее 5 лет на дату подачи заявления о включении;
г) у кредитной организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
д) у кредитной организации отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с другими правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;
е) кредитная организация не находится в процессе реорганизации, за исключением реорганизации, не влекущей за собой перехода прав и обязательств к иному юридическому лицу одновременно с уменьшением активов реорганизуемой организации, ликвидации, банкротства и не имеет ограничений на осуществление банковской деятельности.
При включении в реестр уполномоченных банков (исключении из реестра) Агент направляет уполномоченному банку соответствующее уведомление.
9. Кредитная организация исключается из реестра уполномоченных банков в следующих случаях:
а) при невыполнении критериев, указанных в подпункте "г" - "е" пункта 8 настоящих Правил;
б) на основании заявления кредитной организации об исключении ее из реестра уполномоченных банков;
в) уменьшения собственных средств (капитала) кредитной организации до размера менее 20 млрд. рублей;
г) при санации кредитной организации;
д) при лишении (отзыве) Центральным банком Российской Федерации лицензии на осуществление банковских операций.
10. Соглашения о финансировании, по которым может быть предоставлена субсидия, должны соответствовать следующим требованиям:
а) финансирование предоставляется:
иностранной организации - нерезиденту Российской Федерации, в том числе иностранному банку или международной финансовой организации;
юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) размер финансирования (предельный лимит ссудной задолженности), предоставляемого уполномоченным банком, либо доля участия уполномоченного банка в нем ограничены:
при реализации экспортного проекта - 15 млрд. рублей в отношении одного экспортного проекта;
при реализации проекта по организации российских производств за рубежом и (или) проекта по организации экспортно-ориентированных производств на территории Российской Федерации - 30 млрд. рублей.
Размер финансирования, предоставляемого в рамках соглашения о финансировании в иностранной валюте, определяется в российских рублях по курсу российского рубля в отношении соответствующей иностранной валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату решения уполномоченного банка о финансировании экспортного проекта, и пересматривается на дату подписания соглашения о финансировании.
Размер финансирования, предоставляемый на срок, превышающий 2 года, иностранной организации - нерезиденту Российской Федерации для финансирования экспортного проекта, не может превышать 85 процентов суммы экспортного проекта без учета финансирования оплаты страховой премии по договору страхования.
в) минимальная процентная ставка по соглашению о финансировании устанавливается:
с плавающей процентной ставкой - не ниже ставки EURIBOR по соглашениям о финансировании в евро и не ниже ставки LIBOR по соглашениям о финансировании в долларах США или валюте, по которой устанавливается ставка LIBOR (за исключением евро). При отрицательном значении ставок LIBOR или EURIBOR ставка принимается равной нулю;
В случае предоставления финансирования в иной валюте минимальная процентная ставка не применяется;
с фиксированной процентной ставкой:
для финансирования сроком до 2 лет - не ниже текущей индикативной коммерческой процентной ставки (Commercial Interest Reference Rate), устанавливаемой Секретариатом Организации экономического сотрудничества и развития в соответствующей валюте для экспортных кредитов со сроком погашения до 5 лет, определенной соглашением о финансировании, действующей на дату решения уполномоченного банка о финансировании экспортного проекта и заключения соглашения о финансировании;
для финансирования сроком более 2 лет - не ниже текущей индикативной коммерческой процентной ставки (Commercial Interest Reference Rate), устанавливаемой Секретариатом Организации экономического сотрудничества и развития для экспортных кредитов на соответствующий срок, определенной соглашением о финансировании, действующей на дату решения уполномоченного банка о финансировании экспортного проекта и заключения соглашения о финансировании, в случае предоставления финансирования в иной валюте минимальная процентная ставка не применяется.
В случае предоставления финансирования в валюте, по которым текущие индикативные коммерческие процентные ставки (Commercial Interest Reference Rate) не определяются, требование о минимальной процентной ставке не применяется.
Минимальная процентная ставка также не устанавливается по соглашениям о финансировании:
для постэкспортного финансирования;
для финансирования экспортеров - субъектов малого и среднего предпринимательства;
для финансирования в целях реализации экспортных проектов, предусматривающих предоставление российской организацией услуг (выполнение работ), осуществляемое с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства, или на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг (работ), или российским исполнителем (подрядчиком) услуг (работ), не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства, или российским исполнителем (подрядчиком) услуг (работ) путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства, либо предоставление иностранным лицам права на использование результатов интеллектуальной деятельности, исключительное право на которые принадлежит российским лицам.
11. Размер субсидии на очередной финансовый год и плановый период определяется в объеме компенсационных выплат, подлежащих перечислению уполномоченным банкам в размере недополученных ими доходов:
а) по соглашениям о финансировании, включенным в перечень соглашений о финансировании, - по состоянию на 1 июля текущего финансового года;
б) по соглашениям о финансировании, которые планируется включить в перечень соглашений о финансировании в текущем финансовом году, - по состоянию на 1 июля текущего финансового года;
в) на основании оценки Агента потребности в финансировании на очередной финансовый год и на плановый период, рассчитанной исходя из фактических данных об объемах финансирования, предоставленного в предшествующий период, по которым уполномоченным банкам предоставлялись компенсационные выплаты.
12. Агент не позднее 10-го и 25-го числа каждого месяца размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о нераспределенном остатке средств субсидии.
13. Эффективность использования субсидии оценивается ежегодно Министерством исходя из величины достижения значений следующих показателей результативности предоставления субсидии:
а) объем предоставленного уполномоченными банками финансирования;
б) объем поддержанного уполномоченными банками экспорта продукции (товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности).
14. Субсидия кредитным организациям предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого указанными организациями с Министерством и Агентом в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовыми формами, установленными Министерством финансов Российской Федерации, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени каждой из сторон, в котором предусматриваются, в том числе:
а) целевое назначение, условия и сроки предоставления субсидии уполномоченному банку;
б) перечень документов, представляемых уполномоченным банком Агенту для включения соглашения о финансировании в перечень соглашений о финансировании;
в) перечень документов, представляемых уполномоченным банком Агенту для получения субсидии;
г) показатели результативности использования субсидии, в том числе объем предоставленного финансирования и объем поддержанного уполномоченным банком экспорта продукции (товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности), целевые значения указанных показателей и порядок их расчета;
д) форма, порядок и сроки представления уполномоченным банком отчетности;
е) обязанность Министерства и Агента проводить проверки соблюдения уполномоченным банком условий, целей и порядка предоставления субсидии, которые установлены соглашением;
ж) ответственность уполномоченного банка за нарушение условий, определенных соглашением, а также порядок возврата средств субсидии в федеральный бюджет в случае установления по итогам проверок, фактов нарушения уполномоченным банком условий, целей и порядка предоставления субсидии, которые установлены настоящими Правилами и соглашением;
з) положение об определении ставки возмещения за счет средств субсидии на дату принятия уполномоченным банком решения о предоставлении финансирования и ее фиксации на весь период получения уполномоченным банком субсидии по соглашению о финансировании на уровне:
годовой ставки LIBOR, увеличенной на 1,2 процента годовых по соглашениям о финансировании в долларах США, годовой ставки EURIBOR, увеличенной на 3 процента годовых по соглашениям о финансировании в евро, если по таким соглашениям используется ставка в процентах годовых (при отрицательном значении LIBOR или EURIBOR ставка равна нулю), но не более 3 процентов годовых по соглашениям о финансировании в долларах США или евро;
0,4 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, но не более 3 процентов годовых по соглашениям о финансировании в российских рублях;
3 процентов годовых по соглашениям о финансировании в иных иностранных валютах.
и) прогнозный размер субсидии, рассчитанный в соответствии с настоящими Правилами;
к) требования к периоду субсидирования по соглашению о финансировании, который начинается со дня первого предоставления финансирования в рамках соответствующего соглашения о финансировании действует:
при финансировании экспортных проектов - не более 5 лет;
при финансировании проектов по организации российских производств за рубежом и (или) проектов по организации экспортно-ориентированных производств на территории Российской Федерации - не более 10 лет.
Субсидия предусматривается в отношении сумм платежей в уплату процентов, перечисленных уполномоченному банку, или суммы дисконта (если соглашение о финансировании предусматривает использование дисконта) либо комиссии (вознаграждения) за дисконтирование;
л) право уполномоченного банка на увеличение процентной ставки по соглашению о финансировании (в случае наличия такого условия в соглашении о финансировании), в том числе при:
отсутствии (недостатке) средств субсидии для уплаты уполномоченному банку;
окончании периода субсидирования по соглашению о финансировании;
наличии просроченных платежей по основному долгу или начисленным процентам по соглашению о финансировании.
В случае принятия уполномоченным банком решения о временном увеличении процентной ставки по соглашению о финансировании такое соглашение о финансировании не исключается из перечня соглашений о финансировании, при этом в период действия увеличенной процентной ставки выплаты субсидии не осуществляются;
м) положение об исключении соглашения о финансировании из перечня соглашений о финансировании в случае нарушения целей, условий и порядка использования финансирования, предоставленного по соглашению о финансировании;
н) положение об осуществлении уполномоченным банком на основании документов, представленных заемщиком в соответствии с соглашением о финансировании, проверки целевого использования заемщиком финансирования. Данное положение не применяется к финансированию в форме предоставления уполномоченными банками финансирования под уступку денежного требования к иностранному покупателю - факторингу;
о) обязанность Агента проводить проверки соблюдения уполномоченным банком целей, условий и порядка предоставления субсидии с предварительным уведомлением об этом уполномоченного банка и согласие уполномоченного банка на проведение таких проверок;
п) обязанность уполномоченного банка (в случае установления факта нарушения уполномоченным банком целей, условий и порядка получения компенсационной выплаты по соглашению о финансировании) возвратить средства, соответствующие размеру выявленного нарушения, в доход федерального бюджета.
15. Размер субсидии (Р) рассчитывается по формуле:
Р = Рт / С% x Сс,
где:
Рт - прогнозная сумма дохода уполномоченного банка (процентных платежей, комиссии (вознаграждения) за дисконтирование) за период компенсации по соглашению о финансировании;
С% - размер процентной ставки для заемщика (по соглашению о финансировании), установленной на дату принятия уполномоченным банком решения о предоставлении финансирования, или размер комиссии (вознаграждения) за дисконтирование уполномоченного банка;
Сс - субсидируемая ставка (равна ставке возмещения за счет субсидии).
При расчете уполномоченным банком прогнозной суммы субсидии в иностранной валюте ее сумма определяется в российских рублях по курсу рубля в отношении соответствующей иностранной валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату решения уполномоченного банка о предоставлении финансирования.
16. Для заключения соглашения (дополнительного соглашения) о предоставлении субсидии по соответствующему соглашению о финансировании уполномоченный банк представляет Агенту следующие документы:
а) заявление на заключение соглашения (дополнительного соглашения) о предоставлении субсидии;
б) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенной в установленном порядке, или сведений о юридическом лице, полученных с официального сайта Федеральной налоговой службы в сети "Интернет" в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее 30 календарных дней до подачи заявления о заключении соглашения (дополнительного соглашения) о предоставлении субсидии;
в) справку, подписанную руководителем кредитной организации (уполномоченным лицом с представлением документов, подтверждающих полномочия указанного лица) и главным бухгалтером кредитной организации (при наличии), подтверждающую отсутствие у кредитной организации по состоянию не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления о заключении соглашения о предоставлении субсидии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
г) справку, подписанную руководителем кредитной организации (уполномоченным лицом с представлением документов, подтверждающих полномочия указанного лица) и главным бухгалтером кредитной организации (при наличии), подтверждающей соответствие организации по состоянию на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления о заключении соглашения о предоставлении субсидии, требованиям, установленным подпунктами "г" - "д" пункта 5 настоящих Правил;
д) документы и информацию о заключенном или планируемом к заключению соглашении о финансировании, подтверждающие его соответствие требованиям пункта 10 настоящих Правил, в том числе:
подписанные уполномоченными лицами кредитной организации документы, содержащие сведения о решении уполномоченного органа кредитной организации о предоставлении финансирования, а также иные документы, которые могут потребоваться Агенту для принятия решения по заявке кредитной организации, подтверждающие соответствие экспортного проекта и соглашения о финансировании условиям, установленным настоящими Правилами;
надлежащим образом заверенную копию соглашения о финансировании (с переводом на русский язык, если оно заключено на иностранном языке) в случае его наличия у кредитной организации на момент подачи заявления о заключении соглашения (дополнительного соглашения) о предоставлении субсидии;
расчет прогнозной суммы субсидии на весь период субсидирования по соответствующему соглашению о финансировании с разбивкой по годам. При этом прогнозная сумма компенсационной выплаты в иностранной валюте определяется в российских рублях по курсу рубля в отношении иностранной валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату принятия уполномоченным банком решения о предоставлении финансирования.
Перерасчет прогнозной суммы субсидии по соглашениям о финансировании, включенным в перечень соглашений о финансировании производится кредитной организацией раз в квартал и предоставляется Агенту не позднее 20 числа месяца, следующего за окончанием календарного квартала;
Уполномоченный банк несет ответственность за полноту документов, указанных в настоящем пункте Правил, и достоверность содержащихся в них сведений.
17. Агент обеспечивает:
а) регистрацию заявлений в порядке их поступления в срок не позднее 2-х рабочих дней с момента поступления заявления Агенту;
б) подготовку и направление в Министерство заключения о возможности (невозможности) подписания соглашения (дополнительного соглашения) о предоставлении субсидии срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявления.
18. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня получения заключения Агента:
а) рассматривает представленные Агентом заключения и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидий кредитным организациям и возможности (невозможности) подписания соглашения (дополнительного соглашения) о предоставлении субсидии;
б) уведомляет о принятом решении Агента, который информирует соответствующую кредитную организацию.
19. Основаниями для отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидии являются:
а) непредставление или предоставление не в полном объеме документов, указанных в пункте 16 настоящих Правил, либо наличие в них недостоверных сведений;
б) несоответствие кредитной организации требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил;
в) несоответствие планируемого к заключению соглашения о финансировании требованиям пункта 10 настоящих Правил;
г) недостаток нераспределенных средств субсидии, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий финансовый год на день поступления заявления о предоставлении субсидии прогнозной сумме субсидии, заявленной кредитной организаций к получению до конца текущего года.
20. Согласие Министерства на заключение соглашения (дополнительного соглашения) о предоставлении субсидии действительно в течение 90-та календарных дней с даты оформления указанного согласия.
Соглашение (дополнительное соглашение) о предоставлении субсидии подлежит заключению в течение указанного 90-та дневного срока при условии предоставления кредитной организацией Агенту надлежащим образом заверенной копии соглашения о финансировании (с переводом на русский язык, если оно заключено на иностранном языке).
21. В случае согласия Министерства на предоставлении субсидии по очередному соглашению о финансировании соответствующей кредитной организации оформляется дополнительное соглашение к ранее заключенному соглашению о предоставлении субсидии с изменением прогнозной суммы предоставляемой субсидии и значений показателей результативности использования субсидии.
22. Агент в течение 5 рабочих дней после заключения соглашения (дополнительного соглашения) о предоставлении субсидии:
а) включает соглашение о финансировании в перечень соглашений о финансировании, реализуемых с использованием субсидии;
б) уведомляет Министерство о включении соглашения о финансировании в перечень соглашений о финансировании, реализуемых с использованием субсидии;
в) ежемесячно не позднее 5 рабочего дня месяца, следующего за отчетным, направляет Министерству перечень соглашений о финансировании, реализуемых с использованием субсидии по состоянию на последнее число отчетного месяца.
23. Компенсационные выплаты кредитной организации за счет средств субсидии осуществляются Министерством со дня заключения соглашения о финансировании (но не ранее 1 января 2018 года) при условии заключения соответствующего соглашения (дополнительного соглашения) о предоставлении субсидии.
В случае расчета субсидии по соглашению о финансировании в иностранной валюте используется курс рубля по отношению к иностранной валюте, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты заемщиком процентов (по соглашению о финансировании, предусматривающему уплату процентов) либо на дату предоставления финансирования (по соглашению о финансировании, предусматривающему использование дисконта).
24. Для получения субсидии кредитная организация направляет Агенту заявку на перечисление средств субсидии с приложением документов, подтверждающих уплату заемщиком процентов (по соглашению о финансировании, предусматривающему уплату процентов) или предоставления финансирования (по соглашению о финансировании, предусматривающему использование дисконта).
Агент рассматривает заявку кредитной организации на перечисление средств субсидии в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявки. В случае соответствия информации, представленной уполномоченным банком в заявке и сопроводительных документах, целям, условиям и порядку предоставления субсидии, соответствующее заключение о возможности выплаты субсидии подлежит направлению Агентом в Министерство в срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня формирования заключения.
Министерство принимает решение о перечислении субсидии в течение 10 рабочих дней с даты поступления соответствующего заключения Агента. Субсидия подлежит перечислению уполномоченному банку на его корреспондентский счет в Центральном банке Российской Федерации в течение 5 рабочих дней после принятия Министерством решения о возможности выплаты субсидии.
25. Субсидия в целях компенсации расходов кредитных организаций на оплату страховой премии, уплачиваемой Агентству по договорам страхования, предоставляется в соответствии с заключенным уполномоченным банком, Министерством и Агентом соглашением о предоставлении субсидии на компенсацию выплаты части страховой премии (далее - соглашение о субсидировании страховой премии), в котором предусматриваются в том числе:
а) целевое назначение и условия предоставления субсидии кредитной организации;
б) перечень документов, представляемых кредитной организацией Агенту для получения субсидии;
в) показатели результативности использования субсидии, в том числе объем предоставленного финансирования и объем поддержанного кредитной организацией экспорта продукции (товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности), и порядок расчета их значений по соглашению о финансировании, в целях обеспечения которого уполномоченным банком и Агентством заключен договор страхования, подлежащий субсидированию;
г) форма, порядок и сроки представления кредитной организацией отчетности;
д) обязанность Министерства и Агента проводить проверки соблюдения уполномоченным банком условий, целей и порядка предоставления субсидии, которые установлены соглашением о субсидировании страховой премии;
е) ответственность уполномоченного банка за нарушение условий, определенных соглашением о субсидировании страховой премии, а также порядок возврата на счет Министерства в Федеральном казначействе полученных средств в случае установления по итогам проверок, факта нарушения уполномоченным банком условий, целей и порядка предоставления субсидии, которые установлены соглашением о субсидировании страховой премии;
ж) положение об определении суммы возмещения за счет средств субсидии на уровне 50 процентов от суммы страховой премии, уплаченной уполномоченным банком Агентству по договору страхования;
з) положение об осуществлении уполномоченным банком на основании документов, представленных заемщиком в соответствии с соглашением о финансировании, в целях обеспечения которого уполномоченным банком и Агентством заключен договор страхования, подлежащий субсидированию, проверки целевого использования заемщиком финансирования;
и) обязанность Агента проводить проверки соблюдения уполномоченным банком целей, условий и порядка предоставления субсидии с предварительным уведомлением об этом уполномоченного банка и согласие уполномоченного банка на проведение таких проверок;
к) обязанность уполномоченного банка (в случае установления факта нарушения уполномоченным банком целей, условий и порядка получения субсидии по соглашению о субсидировании страховой премии) возвратить средства, соответствующие размеру выявленного нарушения, Министерству на счет, открытый территориальным органом Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, для направления освободившихся средств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
26. Для заключения соглашения о субсидировании страховой премии уполномоченный банк представляет Агенту заверенные копию договора страхования с Агентством и кредитного договора, заключенного уполномоченным банком с заемщиком, а также подписанные его руководителем (иным уполномоченным лицом) документы, подтверждающие соответствие уполномоченного банка на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, следующим условиям:
а) у уполномоченного банка отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) у уполномоченного банка отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с другими правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;
в) уполномоченный банк не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
г) уполномоченный банк не получает средств из федерального бюджета на основании других нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
27. Уполномоченный банк несет ответственность за полноту документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, и достоверность содержащихся в них сведений.
28. Агент в течение 10 рабочих дней рассматривает документы, предусмотренные пунктом 27 настоящих Правил, и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в 3-х дневный срок с даты принятия решения направляет Министерству предложение о заключении с уполномоченным банком соглашения о субсидировании страховой премии. Министерство рассматривает предложение Агента в 10 дневный срок.
29. Основаниями для отказа в заключении соглашения о субсидировании страховой премии являются:
а) несоответствие представленных уполномоченным банком документов условиям, установленным пунктом 27 настоящих Правил, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
б) недостоверность информации, содержащейся в представленных уполномоченным банком документах.
30. Заключенное соглашение о субсидировании страховой премии является основанием для обращения уполномоченного банка о предоставлении субсидии.
31. Для получения субсидии уполномоченный банк представляет Агенту заявку на выплату субсидии с указанием реквизитов соглашения о субсидировании страховой премии, суммы страховой премии, уплаченной по соответствующему договору страхования и суммы требуемой субсидии, подписанную уполномоченным лицом банка, с приложением заверенной копия документа, подтверждающего оплату уполномоченным банком страховой премии по договору страхования.
32. Агент рассматривает заявку уполномоченного банка на предоставление субсидии в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявки. В случае соответствия информации, представленной уполномоченным банком в заявке и сопроводительных документах, целям, условиям и порядку предоставления субсидии, соответствующее заключение о возможности выплаты субсидии подлежит направлению Агентом в Министерство в срок, не превышающий 3 рабочих дня с дня подготовки соответствующего заключения.
33. Министерство принимает решение о выплате субсидии в течение 10 рабочих дней с даты поступления соответствующего заключения Агента. Субсидия подлежит перечислению уполномоченному банку на его корреспондентский счет в Центральном банке Российской Федерации в течение 5 рабочих дней после принятия Министерством решения о возможности выплаты субсидии.
34. Контроль за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидии осуществляется Министерством и уполномоченными органами государственного финансового контроля.
35. В случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством и уполномоченными органами государственного финансового контроля факта(-ов) нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также в случае недостижения показателей результативности использования субсидии, установленных настоящими Правилами и соглашением, средства субсидии в объеме выявленного(-ых) нарушения(-ий) целей, условий и порядка предоставления субсидии и (или) в объеме, пропорциональном величине недостижения показателей результативности использования субсидии, подлежат возврату в доход федерального бюджета на основании представления и (или) предписания уполномоченного органа государственного финансового контроля в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Приложение
к Правилам предоставления из федерального
бюджета субсидии кредитным организациям на
цели компенсации недополученных доходов
по экспортным кредитам и иным инструментам
финансирования, аналогичным кредиту по
экономической сути, выдаваемым в рамках
обеспечения международной
конкурентоспособности продукции
Положение
о выполнении акционерным обществом "Российский экспортный центр" функций агента Правительства Российской Федерации по предоставлению субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на цели компенсации недополученных доходов по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, выдаваемым в рамках обеспечения международной конкурентоспособности продукции
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления акционерным обществом "Российский экспортный центр" (далее - "Агент") функций агента Правительства Российской Федерации по предоставлению субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на цели компенсации недополученных доходов по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, выдаваемым в рамках обеспечения международной конкурентоспособности продукции, в том числе на цели компенсации расходов кредитных организаций на оплату страховой премии, уплачиваемой Агентству по договорам страхования.
2. Агент выполняет функции агента Правительства Российской Федерации на основании заключенного между Министерством и Агентом договора о выполнении функций агента Правительства Российской Федерации (далее - агентский договор).
3. В агентском договоре указываются:
а) права и обязанности Агента, включая:
отбор и подготовка заключений для включения кредитных организаций в перечень (реестр) уполномоченных банков для получения компенсационных выплат;
отбор и подготовка заключений для включения соглашений о финансировании в перечень соглашений о финансировании, реализуемых с использованием субсидии;
отбор и подготовка заключений о возможности субсидирования договоров страхования;
проведение проверки правильности расчета размера требуемой уполномоченными банками субсидии, полноты сведений, содержащихся в представленных уполномоченными банками документах, их соответствие порядку, условиям и целям предоставления субсидии, а также подготовку и направление в Министерство заключений Агента;
порядок взаимодействия с Министерством в случае установления факта нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии;
реализацию мероприятий, предусмотренных агентским договором, по возврату уполномоченными банками в случае нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления из федерального бюджета субсидии коммерческим банкам в целях компенсации недополученных доходов по кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, предоставляемым для финансирования экспорта продукции (товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности), а также в целях компенсации расходов коммерческих банков на оплату страховой премии, уплачиваемой Агентству по договорам страхования;
представление в Министерство отчетности;
ведение реестра уполномоченных банков - получателей субсидии;
ведение перечня соглашений о финансировании, реализуемых с использованием субсидии;
ведение реестра субсидируемых договоров страхования.
б) права и обязанности Министерства, включая:
принятие в течение 10 дней со дня получения заключений Агента решения о предоставлении уполномоченному банку субсидии или об отказе в предоставлении субсидии;
г) условия выполнения Агентом функций агента Правительства Российской Федерации без выплаты вознаграждения;
д) целевое значение показателя результативности предоставления субсидии;
е) установление запрета заключения Агентом субагентских договоров по выполнению функций, указанных в пункте 1 настоящего Положения;
ж) порядок, условия и сроки представления Агентом отчетности о выполнении условий агентского договора;
з) ответственность Агента за ненадлежащее исполнение агентского договора, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по включению банков в реестр уполномоченных банков, соглашений о финансировании в перечень соглашений о финансировании, реализуемых с использованием субсидии, ведение реестра субсидируемых договоров страхования, проверке правильности расчета размера субсидии, полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных уполномоченными банками документах, их соответствия условиям, целям и порядку предоставления субсидии, а также по подготовке соответствующего заключения и его направлению в Министерство;
и) требования к форме заключений Агента;
к) требования к форме реестра уполномоченных банков, перечню соглашений о финансировании, реестра субсидируемых договоров страхования, ведение которых осуществляется Агентом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.