Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля"
(подготовлен Минфином России 16.11.2018 г.)
В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191; 2016, N 1, ст. 26; N 27, ст. 4278) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля".
2. Установить, что прилагаемый стандарт применяется при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, начиная с 1 января 2020 года.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства Российской Федерации
от ___________ 20___ г. N ______
Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля"
I. Общие положения
1. Федеральный стандарт осуществления внутреннего государственного финансового контроля "Планирование контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" (далее - Стандарт) разработан в целях установления основных правил (способов) планирования контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
2. В настоящем Стандарте применяются следующие понятия и термины:
1) предмет государственного (муниципального) финансового контроля -соблюдение объектами контроля:
положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства соответствующего публично-правового образования, а также за соблюдением договоров или соглашений о предоставлении средств из соответствующего бюджета;
требований к формированию (составлению) отчетности о достижении значений показателей результативности предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий,
требований к бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях, государственных органах и государственных корпорациях, органах местного самоуправления, органах управления государственными внебюджетными фондами, в том числе к составлению, представлению указанными организациями бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности,
положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) контрольная деятельность - деятельность органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю;
3) контрольное мероприятие - плановая либо внеплановая проверка, плановая или внеплановая ревизия либо обследование, проводимое в ходе осуществления контрольной деятельности, и назначаемое приказом (решением) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
4) нарушение - установленный факт несоответствия деятельности объекта контроля и (или) отчетности о ее результатах требованиям:
бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, положений договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля или в доли участия в уставных фондах юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме товариществ с ограниченной ответственностью,
к формированию (составлению) отчетности о достижении значений показателей результативности предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий,
к бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях, государственных органах и государственных корпорациях, органах местного самоуправления, органах управления государственными внебюджетными фондами, в том числе к составлению, представлению указанными организациями бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности,
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
5) план контрольных мероприятий - документ, устанавливающий на очередной финансовый год перечень и сроки выполнения ответственными подразделениями (должностными лицами) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля контрольных мероприятий;
6) идентичное контрольное мероприятие - контрольное мероприятие в отношении одного и того же объекта контроля, предмета контроля и (или) проверяемого периода;
7) контрольная нагрузка - нагрузка на объект контроля, которая выражается в количестве проводимых контрольных мероприятий, а также в объеме трудовых, материальных и финансовых ресурсов, затрачиваемых объектом контроля на сопровождение и (или) оказание необходимой поддержки должностным лицам, уполномоченным на осуществление внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в ходе подготовки и проведения контрольного мероприятия, в том числе расходы на изготовление копий документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия;
8) риск - вероятность допущения объектом контроля нарушений в проверяемом периоде;
9) риск - ориентированный подход - метод планирования контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, при котором необходимость проведения контрольного мероприятия в очередном финансовом году определяется на основании идентификации принадлежности объекта контроля и (или) его вида деятельности в сфере бюджетных отношений к определенной категории риска;
10) категория риска - диапазон значений риска, имеющий одно из следующих наименований:
- чрезвычайно высокий риск (I категория),
- высокий риск (II категория),
- значительный риск (III категория),
- средний риск (IV категория),
- умеренный риск (V категория),
- низкий риск (VI категория);
11) классификатор рисков - закодированный перечень рисков, сгруппированных (сформированных) в порядке, предусмотренном ведомственными (внутренними) стандартами органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, обеспечивающими детализацию правил осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, установленных федеральными стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - ведомственные (внутренние) стандарты органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля);
12) рейтинг объектов контроля - перечень объектов контроля и (или) групп объектов контроля, упорядоченный по значениям индекса приоритетности объекта контроля, определяемого ведомственными (внутренними) стандартами органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
II. Основные правила (способы) планирования контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
3. Планирование контрольной деятельности осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в целях концентрации усилий на наиболее значимых направлениях и минимизации контрольной нагрузки на объекты контроля, не допустившие существенных нарушений.
4. Планирование контрольной деятельности имеет непрерывный характер и включает следующие этапы планирования:
1) формирование исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий;
2) составление проекта плана контрольных мероприятий;
3) согласование проекта плана контрольных мероприятий в соответствии с порядком, предусмотренным ведомственными (внутренними) стандартами органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
4) утверждение плана контрольных мероприятий.
План контрольных мероприятий должен содержать следующую информацию:
1) наименования контрольных мероприятий;
2) наименования объектов контроля по каждому контрольному мероприятию;
3) проверяемый период;
4) сроки проведения контрольных мероприятий;
5) информация о должностных лицах (подразделениях) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, ответственных за осуществление каждого контрольного мероприятия.
К типовым контрольным мероприятиям относятся:
проверка расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения (государственного органа, органа местного самоуправления);
проверка предоставления и (или) использования субсидии бюджетному (автономному) учреждению, предоставленной из бюджета публично-правового образования;
проверка предоставления и (или) использования субсидий на реализацию мероприятий государственной (муниципальной) программы (подпрограммы, целевой программы);
проверка осуществления бюджетных инвестиций;
проверка предоставления и (или) использования субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, предоставленного из бюджета публично-правового образования, имеющего целевое назначение;
проверка предоставления и использования средств из бюджета публично-правового образования, предоставленных в виде взноса в уставный капитал юридических лиц;
проверка исполнения соглашений о предоставлении бюджетных кредитов;
проверка использования средств, источником которых являются средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации(государственного внебюджетного фонда, резервного фонда);проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при:
планировании закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
исполнении контрактов, заключенных для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
обосновании начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
проверка соблюдения требований к формированию (составлению) отчетности о достижении значений показателей результативности предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий;
проверка соблюдения требований к ведению бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях, государственных органах и государственных корпорациях, органах местного самоуправления, органах управления государственными внебюджетными фондами, в том числе к составлению, представлению указанными организациями бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности;
проверка исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации);
ревизия финансово-хозяйственной деятельности.
Перечень типовых контрольных мероприятий может быть дополнен ведомственными (внутренними) стандартами органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
5. Формирование исходных данных для составления проекта плана мероприятий включает:
1) сбор и анализ информации об объектах контроля (предметах контроля);
2) определение объема плановой контрольной деятельности (предельного количества человеко-часов, количества контрольных мероприятий, включаемых в план контрольных мероприятий) на очередной финансовый год;
3) определение объектов контроля, включаемых в проект плана контрольных мероприятий.
6. Сбор информации об объектах контроля осуществляется на непрерывной основе автоматизированным и (или) ручным способом.
При автоматизированном способе сбор информации и ее сопоставление (анализ) осуществляется с использованием прикладного программного обеспечения без участия должностных лиц органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе предусматривающим автоматизированную проверку данных на непревышение заданным показателям (параметрам), автоматизированную сверку данных, расчет коэффициентов, сопоставление табличных данных и форм отчетности.
При ручном способе сбор и анализ информации осуществляется путем изучения должностным лицом органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения процедур в сфере бюджетных отношений.
7. Информация об объектах контроля, в том числе информация из данных информационных систем, владельцами или операторами которых является Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Министерство финансов Российской Федерации, иные государственные и муниципальные органы, должна позволять установить значения следующих факторов отбора по каждому объекту контролю:
1) показатели качества финансового менеджмента и иные показатели в отношении объекта контроля, на основании которых определяется вероятность допущения объектом контроля нарушений в проверяемом периоде;
2) объемы финансового обеспечения деятельности объекта контроля за счет средств бюджета и (или) средств, предоставленных из бюджета, в проверяемые отчетные периоды в целом и (или) дифференцированно по видам расходов, источников финансирования дефицита бюджета;
3) существенность и значимость мероприятий, осуществляемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение финансового контроля, и (или) направления и объемов бюджетных расходов, включая мероприятия, осуществляемые в рамках реализации государственных (муниципальных) программ;
4) совершение объектом контроля крупных сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) осуществление сделок в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в размере, превышающем величину, установленную ведомственными (внутренними) стандартами органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
6) наличие (отсутствие) в проверяемом периоде значительных изменений в деятельности объекта контроля, в том числе в его организационной структуре (например, изменение типа учреждения, реорганизация (присоединение, выделение), создание (ликвидация) обособленных структурных подразделений, новые виды деятельности, в том числе новые виды оказываемых услуг, выполняемых работ);
7) существенность нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных органами государственного (муниципального) финансового контроля и иными уполномоченными органами проверок (ревизий, обследований) в отношении объекта контроля в текущем финансовом году и предшествующих отчетных периодах;
8) полнота учета исполнения объектом контроля представлений, предписаний и рекомендаций об устранении объектом контроля нарушений и недостатков, выявленных по результатам ранее проведенных контрольных мероприятий;
9) длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия в отношении объекта контроля;
10) наличие (отсутствие) в отношении объекта контроля обращений (жалоб) граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступивших в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
8. Определение объема плановой контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется с учетом следующих факторов:
обеспеченность органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами в очередном финансовом году;
выделение резерва временных и трудовых ресурсов для выполнения внеплановых контрольных мероприятий.
Резерв временных и трудовых ресурсов для выполнения внеплановых контрольных мероприятий определяется на основании данных о внеплановых контрольных мероприятиях, осуществленных в текущем финансовом году и предыдущие годы (3 - 5 лет).
9. При определении количества объектов контроля, включаемых в план контрольных мероприятий по результатам применения риск-ориентированного подхода, учитывается необходимость включения в проект плана контрольных мероприятий объектов контроля на основании поручений высшего органа исполнительной власти (местной администрации), предложений (поручений) финансового органа.
10. Рейтинг объектов контроля формируется с использованием системы расчета индекса приоритетности объекта контроля, установленной ведомственными (внутренними) стандартами органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
11. В План могут вноситься изменения в случаях:
поступления запросов (обращений) государственных и муниципальных органов, организаций, а также иных организаций и граждан;
внесения дополнений и изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
выявления в ходе подготовки контрольного мероприятия существенных обстоятельств, требующих изменения наименования объектов контроля, перечня объектов контроля (включения и (или) исключения и (или) уточнения, в том числе дополнительных объектов контроля), сроков проведения мероприятия, изменения проверяемого периода;
реорганизации, ликвидации, изменения организационно-правовой формы объектов контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительство пропишет, как органы внутреннего финансового контроля должны планировать свою деятельность. При формировании плана контрольных мероприятий должен применяться риск-ориентированный подход. Органы проверяют, соблюдается ли порядок администрирования доходов. Проводят ревизии финансово-хозяйственной деятельности. Следят за расходованием целевых средств, использованием бюджетных инвестиций. Перечислены случаи, когда в план можно вносить изменения.