Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Нейропсихолог"
(подготовлен Минтрудом России 27.11.2018 г.)
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от "__"_____2018 г. N
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Нейропсихолог
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Оказание нейропсихологической помощи и укрепление здоровья населения |
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Предоставление помощи населению по нейропсихологической диагностике, реабилитации, профилактике, коррекции и экспертизе |
Группа занятий:
2634 |
Психологи |
2269 |
Специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы |
2212 |
Врачи-специалисты |
|
|
(код ОКЗ*(1)) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
86.1 |
Деятельность больничных организаций |
86.90.9 |
Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки |
85.41.9 |
Образование дополнительное детей и взрослых, не включенное в другие группировки |
(код ОКВЭД*(2)) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
Наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Оказание нейропсихологической помощи населению |
7 |
Нейропсихологическая помощь при заболеваниях и (или) состояниях |
A/01.7 |
7 |
Экспертное нейропсихологическое исследование в связи с задачами судебной экспертизы |
A/02.7 |
7 |
|||
В |
Оказание нейропсихологической помощи пациентам старше 18 лет с органическим поражением головного мозга в составе мультидисциплинарной реабилитационной бригады |
7 |
Проведение нейропсихологического обследования пациентов с органическим поражением головного мозга |
B/01.7 |
7 |
Планирование, проведение и контроль эффективности мероприятий по нейропсихологической реабилитации больных с нарушениями высших психических функций на фоне органического поражения головного мозга |
B/02.7 |
7 |
|||
Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни |
B/03.7 |
7 |
|||
С |
Оказание нейропсихологической помощи детям |
7 |
Нейропсихологическая помощь детям при нарушениях психического (психологического) развития и врожденных повреждениях головного мозга |
C/01.7 |
7 |
Нейропсихологическая помощь детям c приобретенными повреждениями, заболеваниями головного мозга |
C/02.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Оказание нейропсихологической помощи населению |
Код |
A |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Нейропсихолог*(3) |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет (6 лет) по специальности "Клиническая психология" (специализация "Нейропсихология" или "Нейропсихология и нейрореабилитация" или "Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение") или Высшее образование - специалитет (6 лет) по специальности "Клиническая психология" (иные специализации) и магистратура по специальности "Нейропсихология" или Высшее образование - специалитет (6 лет) по специальности "Психология служебной деятельности", дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая психология" и магистратура по специальности "Нейропсихология" или Высшее образование - специалитет (5,5 лет) по специальности "Клиническая психология" и магистратура по специальности "Нейропсихология" или Высшее образование - специалитет (5,5 лет) по специальности "Психология служебной деятельности", дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая психология" и магистратура по специальности "Нейропсихология" или Высшее образование - специалитет (5 лет) по специальности "Психология" со специализацией "Клиническая психология" (для лиц, получивших высшее образование до 2004 года) и магистратура по специальности "Нейропсихология" или Высшее образование - специалитет (5 лет) по специальности "Психология" (иные специализации) (для лиц, получивших высшее образование до 2004 года), дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая психология" и магистратура по специальности "Нейропсихология" |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
Свидетельство об аккредитации специалиста*(4) по специальности "Нейропсихология" Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(5),*(6) Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации*(7) |
Другие характеристики |
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий: - дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки); - формирование профессиональных навыков через наставничество; - стажировка; - использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары); - тренинги в симуляционных центрах; - участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах Соблюдение врачебной тайны, психологической конфиденциальности, принципов этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами Соблюдение нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, регулирующих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2634 |
Психологи |
2269 |
Специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы |
|
ОКСО*(8) |
- |
Нейропсихология |
37.05.01 |
Клиническая психология |
|
37.04.01 |
Психология |
|
37.06.01 |
Психология |
|
37.05.02 |
Психология служебной деятельности |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Нейропсихологическая помощь при заболеваниях и (или) состояниях |
Код |
A/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Изучение медицинской документации, сбор жалоб и информации о познавательных функциях, эмоционально-личностной сфере, когнитивном, социальном и семейном функционировании |
Оценка и интерпретация жалоб и информации о познавательных функциях, эмоционально-личностной сфере, когнитивном, социальном и семейном функционировании | |
Проведение нейропсихологического обследования познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования | |
Обработка и анализ результатов нейропсихологического обследования познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования | |
Оформление нейропсихологического заключения в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Направление на консультацию к медицинскому психологу и врачам- специалистам | |
Разработка, назначение и проведение нейропсихологических реабилитационных мероприятий в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Нейропсихологическая помощь в составе мультидисциплинарной бригады специалистов | |
Нейропсихологическая оценка познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования в динамике | |
Индивидуально-психологическая адаптация программы нейропсихологической реабилитации и (или) сопровождения | |
Проведение экспертного нейропсихологического исследования в связи с задачами внесудебной экспертизы | |
Разработка информационных материалов, раскрывающих специфику познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования, эффективных способов совладания с заболеванием и (или) состоянием на различных этапах лечебного и (или) реабилитационного процесса | |
Разработка и предоставление рекомендаций, соответствующих актуальному состоянию познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования | |
Нейропсихологическое сопровождение на всех этапах лечебного и (или) реабилитационного процесса | |
Разработка, проведение и анализ данных специальных нейропсихологических протоколов исследования познавательных функций до, во время и после нейрохирургического вмешательства | |
Проведение психостимулотерапии и других реабилитационных воздействий пациентам, находящимся в сниженных состояниях сознания | |
Разработка и анализ результатов дополнительных методов исследования для уточнения уровня восстановления сознания | |
Взаимодействие с представителями медицинских и образовательных организаций, социальными службами, медико-психолого-педагогическими комиссиями | |
Необходимые умения |
Осуществлять сбор и анализ жалоб и информации о познавательных функциях, эмоционально-личностной сфере, когнитивном и социальном функционировании |
Проводить нейропсихологическое исследование познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного функционирования и социального взаимодействия: - клиническую беседу и осуществлять наблюдение; - определять функциональную асимметрию психических функций; - исследовать регуляторные функции; -исследовать пространственные функции; - исследовать нейродинамические и энергетические компоненты психических функций; - исследовать внимание; - исследовать праксис; - исследовать гнозис; - исследовать память; - исследовать речь (письменную и устную); - исследовать мышление | |
Интерпретировать результаты нейропсихологического обследования | |
Составлять нейропсихологическое заключение | |
Определять цели и составлять программы нейропсихологической реабилитации и (или) сопровождения на всех этапах лечебного и (или) реабилитационного процесса | |
Реализовывать программы нейропсихологической реабилитации и (или) сопровождения на всех этапах лечебного и (или) реабилитационного процесса | |
Оценивать эффективность программ нейропсихологической реабилитации и (или) сопровождения на всех этапах лечебного и (или) реабилитационного процесса | |
Оценивать степень ограничений жизнедеятельности и здоровья, реабилитационный потенциал, специфику когнитивного и социального функционирования | |
Предоставлять информацию о целях, методах и результатах нейропсихологической диагностики, реабилитации и (или) сопровождения | |
Исследовать эмоционально-личностную, познавательную сферы, расстройства поведения и адаптации | |
Исследовать индивидуальные нейропсихологические компенсаторные механизмы | |
Разрабатывать, проводить и анализировать данные специальных нейропсихологических протоколов исследования познавательных функций до, во время и после нейрохирургического вмешательства | |
Разрабатывать, проводить и анализировать данные специальных нейропсихологических протоколов исследования познавательных функций в процессе предоперационного картирования с использованием неинвазивных медицинских методов исследования головного мозга | |
Разрабатывать протоколы психостимулотерапии для нейропсихологической реабилитации при сниженных состояниях сознания | |
Необходимые знания |
Законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие организационно-правовые основы оказания медицинской и нейропсихологической помощи населению |
Основные теоретические подходы и направления в психологии, психология познавательных процессов, психология эмоций и мотивации, психология личности, психодиагностика, возрастная психология, клиническая психология, психология телесности, нейропсихология, клиническая нейропсихология, методы и методики нейропсихологической диагностики, супервизия (практикум) по нейропсихологической диагностике, нейропсихология позднего возраста, нейропсихология индивидуальных различий, нейропсихологическая реабилитация, коррекция и профилактика | |
Общие вопросы организации оказания нейропсихологической помощи при заболеваниях и (или) состояниях | |
Клинические рекомендации по вопросам профилактики и оказания нейропсихологической помощи при заболеваниях и (или) состояниях | |
Клинические рекомендации по вопросам лечебного и реабилитационного процесса при заболеваниях и (или) состояниях | |
Основы неврологии, психиатрии, внутренних болезней, медицинской реабилитации и профилактики, психофармакологии, клинические классификации заболеваний и (или) состояний, нарушений функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья | |
Принципы разработки и реализации, критерии оценки эффективности программ нейропсихологической помощи при заболеваниях и (или) состояниях | |
Показания и противопоказания к оказанию нейропсихологической помощи при заболеваниях и (или) состояниях | |
Особенности познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования в зависимости от индивидуальных и этнокультурных особенностей | |
Методы и методики оказания нейропсихологической помощи при заболеваниях и (или) состояниях | |
Основные принципы работы мультидисциплинарной реабилитационной бригады | |
Структуру и принципы написания нейропсихологического заключения, в зависимости от этапов лечебного и реабилитационного процесса | |
Правила ведения медицинской документации | |
Возможные осложнения, нежелательные реакции, возникающие в познавательной и эмоционально-личностной сфере, в области когнитивного, социального и семейного функционирования в зависимости от заболевания и (или) состояния | |
Способы предотвращения или устранения осложнений, нежелательных реакций, возникших при оказании нейропсихологической помощи при заболеваниях и (или) состояниях, на всех этапах лечебного и реабилитационного процесса | |
Принципы разработки, проведения и анализа специальных нейропсихологических протоколов исследования познавательных функций до, во время и после нейрохирургических вмешательств | |
Принципы разработки, проведения и анализа специальных нейропсихологических протоколов исследования познавательных функций в процессе предоперационного картирования с использованием неинвазивных медицинских методов исследования головного мозга | |
Особенности оказания нейропсихологической помощи при заболеваниях и (или) состояниях в зависимости от индивидуальных и этнокультурных особенностей | |
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Экспертное нейропсихологическое исследование в связи с задачами судебной экспертизы |
Код |
A/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Ознакомление с постановлением (определением) о назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ), составление плана экспертного нейропсихологического исследования |
Психологический анализ уголовного или гражданского дела, медицинской и иной приобщенной к делу документации при производстве КСППЭ, составление и систематизация выписок | |
Экспертное нейропсихологическое исследование, составление заключения при производстве КСППЭ | |
Участие в проведении однородной судебно-психиатрической экспертизы, комплексной сексолого-психиатрической экспертизы в отношении живых лиц | |
Участие в работе судебной психолого-психиатрической экспертной комиссии в качестве члена комиссии при производстве КСППЭ | |
Подготовка и составление итогового документа: заключения комиссии экспертов (КСППЭ); письменного сообщения о невозможности дать экспертное заключение; заключения о невозможности решения экспертных вопросов в условиях, в которых проводилась экспертиза | |
Исполнение иных обязанностей, предусмотренных процессуальным законодательством, в том числе, по вызову следователя (суда) давать разъяснения и дополнения по данному заключению комиссии экспертов (КСППЭ) | |
Необходимые умения |
Применять методы нейропсихологической диагностики в связи с задачами судебной экспертизы |
Проводить нейропсихологическое судебно-экспертное исследование и составлять заключение эксперта в соответствии с требованиями процессуального законодательства | |
Применять различные стратегии взаимодействия и коммуникации с подэкспертными в зависимости от вида судебной экспертизы, процессуального статуса подэкспертного, уровня его когнитивного и социального функционирования, пола, возраста, психического состояния и установок по отношению к экспертизе | |
Взаимодействовать с органом или лицом, назначающим судебную экспертизу, а также с судебными экспертами-психологами и экспертами смежных специальностей | |
Формулировать и обосновывать экспертные выводы | |
Использовать границы ответственности и компетенции на основе принципов профессиональной этики психолога | |
Необходимые знания |
Процессуальное законодательство в части регуляции производства судебной экспертизы и участия специалиста |
Уголовное, гражданское, семейное право, другие федеральные законы в части правовых последствий заключения эксперта (комиссии экспертов) | |
Федеральный Закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" | |
Судебная экспертология, юридическая психология, теория и методология производства судебных экспертиз с участием психолога, специфика и юридическое значение предметных видов судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессах | |
Основные методы судебно-психологического экспертного исследования | |
Судебно-психологические экспертные критерии определения юридически значимых способностей, психических свойств, процессов, состояний в разных предметных видах КСППЭ в уголовном и гражданском процессах | |
Этические принципы производства судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз | |
Другие характеристики |
Обучение по программам дополнительного профессионального образования по вопросам судебных экспертиз с участием психолога |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Оказание нейропсихологической помощи пациентам старше 18 лет с органическими поражениями головного мозга в составе мультидисциплинарной реабилитационной бригады |
Код |
В |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Нейропсихолог |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет (6 лет) по специальности "Клиническая психология" (специализация "Нейропсихология" или "Нейропсихология и нейрореабилитация" или "Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение") или Высшее образование - специалитет (6 лет) по специальности "Клиническая психология" (иные специализации) и магистратура по специальности "Нейропсихология" или Высшее образование - специалитет (6 лет) по специальности "Психология служебной деятельности", дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая психология" и магистратура по специальности "Нейропсихология" или Высшее образование - специалитет (5,5 лет) по специальности "Клиническая психология" и магистратура по специальности "Нейропсихология" или Высшее образование - специалитет (5,5 лет) по специальности "Психология служебной деятельности", дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая психология" и магистратура по специальности "Нейропсихология" или Высшее образование - специалитет (5 лет) по специальности "Психология" со специализацией "Клиническая психология" (для лиц, получивших высшее образование до 2004 года) и магистратура по специальности "Нейропсихология" или Высшее образование - специалитет (5 лет) по специальности "Психология" (иные специализации) (для лиц, получивших высшее образование до 2004 года), дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая психология" и магистратура по специальности "Нейропсихология" или Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия", подготовка в ординатуре по специальности "Неврология", высшее образование - специалитет по специальности "Клиническая психология" и магистратура по специальности "Нейропсихология" |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
Свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Нейропсихология" Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики |
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий: - дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки); - стажировка; - использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары); - тренинги в симуляционных центрах; - участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах;
Соблюдение врачебной тайны, психологической конфиденциальности, принципов этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами Соблюдение нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, регулирующих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2212 |
Врачи-специалисты |
2634 |
Психологи |
|
2269 |
Специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы |
|
ОКСО*(9) |
3.31.05.01 |
Лечебное дело |
3.31.05.02 |
Педиатрия |
|
|
Неврология |
|
- |
Нейропсихология |
|
37.05.01 |
Клиническая психология |
|
37.04.01 |
Психология |
|
|
37.06.01 |
Психология |
|
37.05.02 |
Психология служебной деятельности |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Проведение нейропсихологического обследования пациентов с органическим поражением головного мозга в составе мультидисциплинарной реабилитационной бригады |
Код |
В/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение сбора жалоб, анамнеза жизни и заболевания у пациентов (их законных представителей) |
Изучение медицинской документации и информации о познавательных функциях, эмоционально-личностной сфере, когнитивном, социальном и семейном функционировании | |
Проведение скринингового нейропсихологического исследования и оценка необходимости проведения комплексного или специализированного нейропсихологического исследования | |
Выбор методик для нейропсихологического обследования пациентов | |
Проведение комплексного или специализированного нейропсихологического исследования познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования | |
Нейропсихологическая оценка познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования в динамике | |
Обработка и анализ результатов нейропсихологического исследования познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования | |
Оформление нейропсихологического заключения в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи | |
Направление пациентов на консультацию к врачам и другим специалистам | |
Проведение динамического нейропсихологического исследования | |
Взаимодействие с представителями медицинских и образовательных организаций, социальными службами, медико-психолого-педагогическими комиссиями | |
Необходимые умения |
Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их законных представителей) о познавательных функциях, эмоционально-личностной сфере, когнитивном и социальном функционировании |
Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов (их законных представителей) | |
Проводить нейропсихологическое исследование познавательных функций, когнитивного функционирования и социального взаимодействия: - определять функциональную асимметрию психических функций; - исследовать регуляторные функции; - исследовать пространственные функции; - исследовать нейродинамические и энергетические компоненты психических функций; - исследовать внимание; - исследовать праксис; - исследовать гнозис; - исследовать память; - исследовать речь (письменную и устную); - исследовать мышление | |
Интерпретировать и анализировать результаты нейропсихологического обследования | |
Составлять нейропсихологическое заключение | |
Выявлять у пациентов нарушения эмоционально-личностной, познавательной сфер, поведения и адаптации и при необходимости направлять к врачам и другим специалистам | |
Обосновывать необходимость направления к врачам и другим специалистам пациентов | |
Обосновывать и планировать объем дополнительных консультаций пациентов | |
Необходимые знания |
Законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие организационно-правовые основы оказания медицинской и нейропсихологической помощи населению |
Основные теоретические подходы и направления в психологии, психология познавательных процессов, психология эмоций и мотивации, психология личности, психодиагностика, возрастная психология, клиническая психология, психология телесности, нейропсихология, клиническая нейропсихология, методы и методики нейропсихологической диагностики, супервизия (практикум) по нейропсихологической диагностике, нейропсихология позднего возраста, нейропсихология индивидуальных различий, нейропсихологическая реабилитация, коррекция и профилактика | |
Порядок оказания медицинской помощи больным с с органическими поражениями головного мозга | |
Стандарты первичной специализированной медико-санитарной помощи, стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи при нарушениях высших психических функций, связанных с органическим поражением головного мозга | |
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи пациентам с нарушениями высших психических функций, связанными с органическим поражением головного мозга | |
Основы неврологии, психиатрии, внутренних болезней, медицинской реабилитации и профилактики, психофармакологии, клинические классификации заболеваний и (или) состояний, нарушений функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья | |
Особенности познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования в зависимости от индивидуальных и этнокультурных особенностей | |
Этиология и патогенез органических заболеваний головного мозга | |
Клиническая картина, особенности течения синдрома умеренных когнитивных расстройств и деменции | |
Клиническая картина состояний, требующих направления к врачам-специалистам пациентов с нарушениями высших психических функций, связанными с органическим поражением головного мозга | |
Структура и принципы написания нейропсихологического заключения, в зависимости от этапов лечебного и реабилитационного процесса | |
Правила ведения медицинской документации | |
Принципы разработки, проведения и анализа специальных нейропсихологических протоколов исследования познавательных функций до, во время и после нейрохирургических вмешательств | |
Принципы разработки, проведения и анализа специальных нейропсихологических протоколов исследования познавательных функций в процессе предоперационного картирования с использованием неинвазивных медицинских методов исследования головного мозга | |
Особенности оказания нейропсихологической помощи при заболеваниях и (или) состояниях в зависимости от индивидуальных и этнокультурных особенностей | |
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Планирование, проведение и контроль эффективности мероприятий по нейропсихологической реабилитации больных с нарушениями высших психических функций на фоне органического поражения головного мозга |
Код |
В/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка, назначение нейропсихологических реабилитационных мероприятий |
Проведение мероприятий по нейропсихологической реабилитации больных | |
Нейропсихологическая помощь в составе мультидисциплинарной бригады специалистов | |
Составление и мониторинг выполнения плана мероприятий по нейропсихологической реабилитации пациентов | |
Разработка информационных материалов, раскрывающих специфику познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования, эффективных способов совладания с заболеванием и (или) состоянием на различных этапах лечебного и (или) реабилитационного процесса | |
Проводить стимулотерапию и другие реабилитационные воздействия для пациентов, находящихся в сниженных состояниях сознания | |
Разработка и предоставление рекомендаций, соответствующих актуальному состоянию познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования | |
Нейропсихологическое сопровождение на всех этапах лечебного и (или) реабилитационного процесса | |
Оценивать эффективность программы нейропсихологической реабилитации и (или) сопровождения | |
Разрабатывать план нейропсихологических реабилитационных мероприятий | |
Определять цели и составлять программы нейропсихологической реабилитации и (или) сопровождения | |
Реализовывать программы нейропсихологической реабилитации и (или) сопровождения | |
Оценивать степень ограничений жизнедеятельности и здоровья, реабилитационный потенциал, специфику когнитивного и социального функционирования | |
Предоставлять информацию о целях, методах и результатах нейропсихологической диагностики, реабилитации и (или) сопровождения | |
Необходимые знания |
Порядок организации медицинской реабилитации |
Основные принципы работы мультидисциплинарной реабилитационной бригады | |
Основные программы медицинской, социальной, профессиональной и психологической реабилитации пациентов | |
Основные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, профессиональные, психологические) | |
| |
Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате мероприятий нейропсихологической реабилитации пациентов | |
Клинические рекомендации по вопросам оказания нейропсихологической помощи при заболеваниях и (или) состояниях | |
Принципы разработки и реализации, критерии оценки эффективности программ нейропсихологической помощи при заболеваниях и (или) состояниях | |
Медицинские показания и медицинские противопоказания к проведению мероприятий по нейропсихологической реабилитации пациентов | |
Другие характеристики |
- |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни |
Код |
В/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний и (или) состояний, влекущих за собой нарушения высших психических функций |
Формирование программ здорового образа жизни, включая нейропсихологические программы, направленные на поддержание когнитивных функций и когнитивного функционирования | |
Контроль за соблюдением нейропсихологических профилактических мероприятий | |
Оценка эффективности профилактической работы с пациентами | |
Необходимые умения |
Проводить психообразовательную работу по формированию здорового образа жизни |
Консультировать пациентов по вопросам навыков здорового образа жизни | |
Разрабатывать и рекомендовать нейропсихологические профилактические и оздоровительные мероприятия | |
Разрабатывать и реализовывать нейропсихологические программы формирования здорового образа жизни | |
Необходимые знания |
Показания и противопоказания к применению методов нейропсихологической профилактики нарушений высших психических функций |
Формы и методы психообразовательной работы по формированию элементов здорового образа жизни | |
Формы и методы просветительной работы среди пациентов (их законных представителей), медицинских работников по вопросам нейропсихологической профилактики нарушений высших психических функций | |
Основы здорового образа жизни, методы его формирования | |
Другие характеристики |
- |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Оказание нейропсихологической помощи детям |
Код |
С |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Детский нейропсихолог*(10) |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет (6 лет) по специальности "Клиническая психология" (специализация "Нейропсихология" или "Нейропсихология и нейрореабилитация" или "Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение") и программы повышения квалификации по детской нейропсихологии или Высшее образование - специалитет (6 лет) по специальности "Клиническая психология" (иные специализации) и магистратура по специальности "Нейропсихология" и программы повышения квалификации по детской нейропсихологии или Высшее образование - специалитет (6 лет) по специальности "Психология служебной деятельности", дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая психология" и магистратура по специальности "Нейропсихология" и программы повышения квалификации по детской нейропсихологии или Высшее образование - специалитет (5,5 лет) по специальности "Клиническая психология" и магистратура по специальности "Нейропсихология" и программы повышения квалификации по детской нейропсихологии или Высшее образование - специалитет (5,5 лет) по специальности "Психология служебной деятельности", дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая психология" и магистратура по специальности "Нейропсихология" и программы повышения квалификации по детской нейропсихологии или Высшее образование - специалитет (5 лет) по специальности "Психология" со специализацией "Клиническая психология" (для лиц, получивших высшее образование до 2004 года) и магистратура по специальности "Нейропсихология" и программы повышения квалификации по детской нейропсихологии или Высшее образование - специалитет (5 лет) по специальности "Психология" (иные специализации) (для лиц, получивших высшее образование до 2004 года), дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая психология" и магистратура по специальности "Нейропсихология" и программы повышения квалификации по детской нейропсихологии |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
Свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Нейропсихология" и удостоверение о повышении квалификации "Нейропсихология детского возраста" Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики |
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий: - дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки); - формирование профессиональных навыков через наставничество; - стажировка; - использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары); - тренинги в симуляционных центрах; - участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах
Соблюдение врачебной тайны, психологической конфиденциальности, принципов этики и деонтологии в работе с детьми, родителями и их законными представителями Соблюдение нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, регулирующих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2634 |
Психологи |
2269 |
Специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы |
|
ОКСО*(11) |
- |
Нейропсихология |
37.05.01 |
Клиническая психология |
|
37.04.01 |
Психология |
|
37.06.01 |
Психология |
|
37.05.02 |
Психология служебной деятельности |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Нейропсихологическая помощь при нарушениях психического (психологического) развития |
Код |
С/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Изучение медицинской документации, педагогических заключений, сбор жалоб и информации об особенностях онтогенеза, познавательных функциях, трудностях обучения, уровне сформированности бытовых, коммуникативных и социальных навыков |
Оценка и интерпретация жалоб, информации об особенностях онтогенеза, познавательных функциях, трудностях обучения, уровне сформированности бытовых, коммуникативных и социальных навыков | |
Проведение нейропсихологического исследования познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, выявление причин трудностей обучения, социального и семейного функционирования | |
Анализ и описание возрастных особенностей познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, трудностей обучения, социального и семейного функционирования | |
Оформление нейропсихологического заключения по результатам исследования познавательных функций эмоционально-личностной сферы | |
Направление на консультацию к медицинскому психологу, врачам-специалистам, специалистам смежных профессий | |
Назначение комплекса нейропсихологических реабилитационных, коррекционных мероприятий и рекомендаций по профилактике | |
Проведение нейропсихологических реабилитационных и коррекционных мероприятий в индивидуальной и групповой форме | |
Разработка и проведение нейропсихологических психообразовательных мероприятий | |
Нейропсихологическая оценка процесса развития, формирования высших психических функций, нейропсихологической реабилитации и коррекции в динамике | |
Нейропсихологическое сопровождение на всех этапах лечебного и (или) образовательного и (или) реабилитационного/ коррекционного процесса | |
Предоставление родителям (законным представителям) сведений об отклонениях от возрастных нормативов психологического развития, о трудностях обучения, социального и семейного функционирования | |
Предоставление родителям (законным представителям) сведений о целях, методах нейропсихологического реабилитационного/коррекционного воздействия и ожидаемых результатах | |
Взаимодействие с представителями медицинских и образовательных учреждений, социальными службами, медико-психолого-педагогическими комиссиями и другими организациями | |
Необходимые умения |
Изучать медицинскую документацию, педагогические заключения, осуществлять сбор и анализ жалоб, информации об особенностях онтогенеза, познавательных функциях, трудностях обучения эмоционально-личностной сфере, уровне сформированности бытовых, коммуникативных и социальных навыков |
Проводить нейропсихологическое обследование: - проводить клиническую беседу и осуществлять наблюдение; - применять нейропсихологические методики - сопоставлять результаты с нормативными показателями данной возрастной группы | |
Анализировать особенности развития и формирования высших психических функций в разные возрастные периоды | |
Анализировать причины трудностей обучения, социального и семейного функционирования | |
Интерпретировать результаты нейропсихологического обследования | |
Составлять нейропсихологическое заключение по данным проведенной диагностики | |
Определять цели и составлять программы нейропсихологической реабилитации, коррекции | |
Разрабатывать программы нейропсихологической реабилитации, коррекции, профилактики в зависимости от этапа онтогенеза | |
Реализовывать нейропсихологические реабилитационные, коррекционные и профилактические программы в индивидуальной и групповой форме | |
Оценивать эффективность программ нейропсихологической реабилитации, коррекции, профилактики | |
Определять цели и составлять программы нейропсихологической реабилитации, коррекции и профилактики | |
Оценивать степень ограничений жизнедеятельности и здоровья, реабилитационный потенциал, уровень сформированности бытовых, коммуникативных и социальных навыков | |
Предоставлять информацию о назначаемых методах нейропсихологической реабилитации, ожидаемых и актуальных результатах, а также возможных ограничениях нейропсихологической реабилитации, коррекции, профилактики. | |
Необходимые знания |
Законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие организационно-правовые основы оказания медицинской и нейропсихологической помощи детскому населению |
Общая психология, клиническая психология, психология аномального развития, нейропсихология, методы и методики нейропсихологической диагностики, нейропсихология детского возраста, супервизия (практикум) по нейропсихологической диагностике детского возраста, возрастная психология, педагогическая психология, психодиагностика, нейропсихологическая реабилитация, коррекция и профилактика | |
Основы неврологии, психиатрии и клиники внутренних болезней детского возраста (этиологию, патогенез, классификации, клиническую картину, принципы диагностики пациентов) | |
Структура и принципы написания нейропсихологического заключения | |
Правила ведения документации (включая медицинские карты и истории болезни) | |
Типы образовательных программ, рекомендованных при нарушениях психического (психологического) развития | |
Особенности оказания нейропсихологической помощи при нарушениях развития и формирования высших психических функций | |
Организационные аспекты лечебного, образовательного и реабилитационного/коррекционного процесса, взаимодействия со специалистами различного профиля (социального, образовательного, правового, реабилитационного) | |
Показания и противопоказания к проведению нейропсихологических диагностических и реабилитационных мероприятий | |
Виды социальной и (или) школьной дезадаптации | |
Клинические рекомендации по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации детей и подростков при нарушениях психического (психологического) развития | |
Другие характеристики |
Обучение по программам дополнительного профессионального образования по детской нейропсихологии |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Нейропсихологическая помощь детям при приобретенных повреждениях, заболеваниях головного мозга |
Код |
C/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Изучение медицинской документации, сбор жалоб, сбор анамнеза жизни и информации о познавательных функциях, эмоционально-личностной сфере, когнитивном, социальном и семейном функционировании |
Оценка и интерпретация жалоб и информации о познавательных функциях, эмоционально-личностной сфере, когнитивном, социальном и семейном функционировании | |
Проведение скринингового нейропсихологического исследования и оценка необходимости проведения комплексного или специализированного нейропсихологического исследования | |
Подготовка к проведению нейропсихологического обследования, включая подбор методик | |
Проведение комплексного или специализированного нейропсихологического обследования познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования | |
Проведение экспертного нейропсихологического исследования в связи с задачами внесудебной экспертизы | |
Обработка и анализ результатов нейропсихологического обследования познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования | |
Оформление нейропсихологического заключения в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи | |
Направление на консультацию к медицинскому психологу и врачам- специалистам, врачам смежных специальностей | |
Разработка, назначение и проведение нейропсихологических реабилитационных мероприятий в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи | |
Нейропсихологическая помощь в составе мультидисциплинарной бригады специалистов | |
Нейропсихологическая оценка познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования в динамике | |
Индивидуально-психологическая адаптация программы нейропсихологической реабилитации и (или) сопровождения | |
Проведение экспертного нейропсихологического исследования в связи с задачами внесудебной экспертизы | |
Разработка информационных материалов, раскрывающих специфику познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования, эффективных способов совладания с заболеванием и (или) состоянием на различных этапах лечебного и (или) реабилитационного процесса | |
Разработка и предоставление рекомендаций, соответствующих актуальному состоянию познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования | |
Нейропсихологическое сопровождение на всех этапах лечебного и (или) реабилитационного процесса | |
Разработка, проведение и анализ данных специальных нейропсихологических протоколов исследования познавательных функций до, во время и после нейрохирургического вмешательства | |
Разработка и проведение протоколов психостимулотерапии и других реабилитационных воздействий пациентам, находящимся в сниженных состояниях сознания | |
Разработка, проведение и анализ данных специальных нейропсихологических протоколов исследования познавательных функций в процессе предоперационного картирования с использованием неинвазивных медицинских методов исследования головного мозга | |
Взаимодействие с представителями медицинских и образовательных организаций, социальными службами, медико-психолого-педагогическими комиссиями | |
Необходимые умения |
Осуществлять сбор и анализ жалоб и информации о познавательных функциях, эмоционально-личностной сфере, когнитивном и социальном функционировании |
Проводить нейропсихологическое исследование познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного функционирования и социального взаимодействия: - клиническую беседу и осуществлять наблюдение; - определять функциональную асимметрию психических функций; - исследовать регуляторные функции; -исследовать пространственные функции; - исследовать нейродинамические и энергетические компоненты психических функций; - исследовать внимание; - исследовать праксис; - исследовать гнозис; - исследовать память; - исследовать речь (письменную и устную); - исследовать мышление | |
Интерпретировать и анализировать результаты нейропсихологического обследования | |
Составлять нейропсихологическое заключение | |
Определять цели и составлять программы нейропсихологической реабилитации и (или) сопровождения на всех этапах лечебного и (или) реабилитационного процесса | |
Реализовывать программы нейропсихологической реабилитации и (или) сопровождения на всех этапах лечебного и (или) реабилитационного процесса | |
Оценивать эффективность программ нейропсихологической реабилитации и (или) сопровождения на всех этапах лечебного и (или) реабилитационного процесса | |
Оценивать степень ограничений жизнедеятельности и здоровья, реабилитационный потенциал, специфику когнитивного и социального функционирования | |
Предоставлять информацию о целях, методах и результатах нейропсихологической диагностики, реабилитации и (или) сопровождения | |
Выявлять нарушения эмоционально-личностной, познавательной сфер, поведения и адаптации и при необходимости направлять к врачам и другим специалистам | |
Исследовать индивидуальные нейропсихологические компенсаторные механизмы | |
Разрабатывать, проводить и анализировать данные специальных нейропсихологических протоколов исследования познавательных функций до, во время и после нейрохирургического вмешательства | |
Разрабатывать, проводить и анализировать данные специальных нейропсихологических протоколов исследования познавательных функций в процессе предоперационного картирования с использованием неинвазивных медицинских методов исследования головного мозга | |
Разрабатывать протоколы психостимулотерапии для нейропсихологической реабилитации при сниженных состояниях сознания | |
Необходимые знания |
Законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие организационно-правовые основы оказания медицинской и нейропсихологической помощи детям |
Общие вопросы организации оказания нейропсихологической помощи детям | |
Общая психология, клиническая психология, нейропсихология, клиническая нейропсихология, методы и методики нейропсихологической диагностики, супервизия (практикум) по нейропсихологической диагностике, нейропсихология позднего возраста, нейропсихология индивидуальных различий, возрастная психология, психодиагностика, нейропсихологическая реабилитация, коррекция и профилактика | |
Основы неврологии, психиатрии, наркологии, неврологии, клиники внутренних болезней, медицинской реабилитации и профилактики, клинические классификации заболеваний, нарушений функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья | |
Клинические рекомендации по вопросам лечебного, реабилитационного процесса, оказания нейропсихологической помощи пациентам детского возраста | |
Этиология и патогенез органических заболеваний головного мозга | |
Принципы разработки и реализации, критерии оценки эффективности программ нейропсихологической помощи детям при приобретенных повреждениях, заболеваниях головного мозга | |
Показания и противопоказания к оказанию нейропсихологической помощи детям при конкретных заболеваниях, приобретенных повреждениях головного мозга | |
Особенности познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, когнитивного, социального и семейного функционирования в зависимости от индивидуальных и этнокультурных особенностей | |
Возрастные особенности в подборе методик нейропсихологического обследования и нормативы развития | |
Методы и методики оказания нейропсихологической помощи детям | |
Основные принципы работы мультидисциплинарной реабилитационной бригады | |
Структуру и принципы написания нейропсихологического заключения, в зависимости от этапов лечебного и реабилитационного процесса | |
Правила ведения медицинской документации | |
Возможные осложнения, нежелательные реакции, возникающие в познавательной и эмоционально-личностной сфере, в области когнитивного, социального и семейного функционирования в зависимости от заболевания и (или) состояния | |
Способы предотвращения или устранения осложнений, нежелательных реакций, возникших при оказании нейропсихологической помощи при заболеваниях и (или) состояниях, на всех этапах лечебного и реабилитационного процесса | |
Принципы разработки, проведения и анализа специальных нейропсихологических протоколов исследования познавательных функций до, во время и после нейрохирургических вмешательств | |
Принципы разработки, проведения и анализа специальных нейропсихологических протоколов исследования познавательных функций в процессе предоперационного картирования с использованием неинвазивных медицинских методов исследования головного мозга | |
Особенности оказания нейропсихологической помощи при заболеваниях и (или) состояниях в зависимости от индивидуальных и этнокультурных особенностей | |
Другие характеристики |
Обучение по программам дополнительного профессионального образования по детской нейропсихологии |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Союз медицинского сообщества "Национальная Медицинская Палата", город Москва |
Президент Рошаль Леонид Михайлович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1. |
Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество неврологов", город Москва |
2. |
Общественная организация "Российское психологическое общество", город Москва |
3. |
ГБУ РД "Городская клиническая больница N1", город Махачкала |
4. |
ГБУЗ "Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ", город Москва |
5. |
НИИ неотложной детской хирургии и травматологии ДЗМ, город Москва |
6. |
ФГАОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)", город Челябинск |
7. |
ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), город Москва |
8. |
ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Томский государственный университет", город Томск |
9. |
ФГАОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет", город Владивосток |
10. |
ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", город Ростов-на-Дону |
11. |
ФГБУ "Научный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева" Минздрава России, город Москва |
12. |
ФГБНУ "Научный центр неврологии", город Москва |
13. |
ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена", город Санкт-Петербург |
14. |
ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова" Минздрава России, город Москва |
15. |
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет", город Санкт-Петербург |
16. |
ФГБОУ ВО "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова", город Москва |
17. |
ФГБОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Минздрава России, город Москва |
18. |
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева" Минздрава России, город Москва |
19. |
ФГАУ "Национальный медицинский исследовательский Центр здоровья детей" Минздрава России, город Москва |
20. |
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского" Минздрава России, город Москва |
-------------------------------------------
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 01 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591).
*(4) Приказ Минздрава России от 6 июня 2016 г. N 352н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему" (зарегистрирован Минюстом России 04 июля 2016 г., регистрационный N 42742).
*(5) Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986; 2015, N 29, ст. 4356).
*(6) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237).
*(7) Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2010, N 52, ст. 7002; 2012, N 14, ст. 1553; 2015, N 1, ст. 42, N 29, ст. 4363).
*(8) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
*(9) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
*(10) Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 01 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591).
*(11) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предложен профессиональный стандарт "Нейропсихолог". В нем перечислены:
- цель деятельности и трудовые функции;
- наименования должностей;
- требования к образованию, обучению и опыту работы.
Специалист оказывает помощь населению по нейропсихологической диагностике, реабилитации, профилактике, коррекции и экспертизе.