Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях"
(подготовлен Минтрудом России 27.11.2018 г.)
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от "__" ______2018 г. N___
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
|
Код |
Медицинская помощь несовершеннолетним обучающимся | |
(наименование вида профессиональной деятельности) | |
Основная цель вида профессиональной деятельности: | |
Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся | |
Группа занятий: | |
2269 |
специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы |
(код ОКЗ*(1)) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности: | |
86.90 |
Деятельность в области медицины прочая |
(код (ОКВЭД*(2)) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях |
6 |
Организация и участие в проведении медицинских профилактических осмотров и скрининг-обследований обучающихся |
A/01.6 |
6 |
Проведение мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, по формированию здорового образа жизни |
A/02.6 |
6 |
|||
Профилактика факторов риска для здоровья обучающихся, обусловленных условиями обучения и воспитания в образовательных организациях, контроль проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий |
A/03.6 |
6 |
|||
Участие в проведении анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала |
A/04.6 |
6 |
|||
Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме |
A/05.6 |
6 |
|||
Оказание медицинской помощи в экстренной форме |
A/06.6 |
6 |
|||
|
Организация и оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в условиях чрезвычайных ситуаций на догоспитальном периоде |
? |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Медицинская сестра образовательной организации |
||||
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат по направлению подготовки "Сестринское дело" и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся |
||||
Требования к опыту практической работы |
- |
||||
Особые условия допуска к работе |
Сертификат специалиста*(3) или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Сестринское дело (бакалавриат)"*(4)
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(5),*(6)
Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации*(7) |
||||
Другие характеристики |
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий: - дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации); - формирование профессиональных навыков через наставничество; - стажировка; - использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательные порталы и вебинары); - тренинги в симуляционных центрах; - участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях; Соблюдение этики и деонтологии в работе с обучающимися, их законными представителями и коллегами Соблюдение нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, регулирующих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2269 |
Специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы |
ЕКС*(8) |
- |
Медицинская сестра |
ОКПДТР*(9) |
24038 |
Медицинская сестра |
24266 |
Медицинская сестра врача общей практики |
|
24267 |
Медицинская сестра кабинета |
|
ОКСО*(10) |
3.34.03.01 |
Сестринское дело (бакалавриат) |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация и участие в проведении медицинских профилактических осмотров и скрининг-обследований обучающихся |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Организация проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся |
||||
Проведение ежегодных скрининг-обследований обучающихся, в том числе с использованием аппаратно-программного комплекса для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, с целью раннего выявления нарушений здоровья, в том числе школьно-обусловленных болезней и состояний | |||||
Выявление распространенности среди обучающихся факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (избыточная масса тела, повышенное артериальное давление, курение, употребление алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ), девиантных форм поведения | |||||
Обеспечение передачи информации об обучающихся и семьях, отнесенных к группам социального риска, в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники (детского отделения поликлиники), в органы опеки и попечительства | |||||
Необходимые умения |
Организовывать профилактические медицинские осмотры обучающихся |
||||
Разрабатывать индивидуальный план профилактических и оздоровительных мероприятий обучающегося с учетом результатов профилактических осмотров, группы здоровья, медицинской группы для занятий физкультурой | |||||
Выявлять у обучающихся факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, в том числе повышенное артериальное давление, избыточную массу тела и ожирение, курение, употребление алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, а также выявлять несовершеннолетних с девиантными формами поведения | |||||
Формировать группы несовершеннолетних повышенного медико-социального риска здоровью для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья, физического и психического развития | |||||
Собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья обучающихся по данным профилактических медицинских осмотров, обращаемости в медицинский кабинет образовательной организации, медицинской документации, поступившей в медицинский кабинет образовательной организации, по результатам анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся | |||||
Интерпретировать результаты профилактических медицинских осмотров обучающихся, включая данные лабораторных и инструментальных методов исследований, для использования их в профилактической работе | |||||
Проводить скрининг-обследование состояния здоровья обучающихся по базовой скрининговой программе, интерпретировать полученные результаты | |||||
Управлять аппаратно-программным комплексом для скрининг-обследования состояния здоровья обучающихся | |||||
Выполнять простые медицинские услуги для проведения скрининг-обследования обучающихся | |||||
Осуществлять взятие биологического материала для экспресс-оценки (на содержание сахара и белка в моче) при проведении скрининг-обследования обучающихся | |||||
Необходимые знания |
Анатомические, физиологические, психологические особенности обучающихся разного возраста, основные закономерности физического, психического развития несовершеннолетних |
||||
Основы формирования здоровья детей и подростков | |||||
Положение об организации первичной медико-санитарной помощи детям | |||||
Основные закономерности психолого-педагогического общения с несовершеннолетними обучающимися. | |||||
Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних; Порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза. | |||||
Порядок оказания педиатрической помощи; Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях | |||||
Принципы диспансерного наблюдения в различных группах обучающихся | |||||
Правила и порядок составления плана профилактических и оздоровительных мероприятий | |||||
Порядок направления обучающихся, в медицинские организации | |||||
Распространенность среди несовершеннолетних факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, в том числе повышенного артериального давления, избыточной массы тела и ожирения, курения, употребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, а также девиантных форм поведения | |||||
Методы выявления среди несовершеннолетних факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, в том числе повышенного артериального давления, избыточной массы тела и ожирения, курения, употребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, а также девиантных форм поведения | |||||
Клинические проявления часто встречающихся школьно-обусловленных нарушений здоровья (невротические и астенические реакции, близорукость, нарушения осанки и сколиоз, уплощение стоп и плоскостопие, синдром вегетативной дисфункции, повышенное и пониженное артериальное давление, носовое кровотечение, пре- и синкопальное состояния), заболеваний и (или) состояний органов пищеварения, эндокринной системы и обмена веществ, острых респираторных вирусных инфекций, травм у обучающихся разного возраста | |||||
Значения показателей общего анализа мочи, клинического анализа крови, анализа кала на яйца глистов в норме для обучающихся разного возраста | |||||
Медицинские изделия (аппаратура, инструментарий и материалы), применяемые для обследования состояния здоровья детей и подростков и правила их применения | |||||
Базовая скрининг-программа обследования и контроля состояния здоровья обучающихся | |||||
Принцип работы с аппаратно-программным комплексом, применяемым для скрининг-обследования обучающихся | |||||
Анкеты и тесты, применяемые при проведении скрининг-обследования обучающихся | |||||
Анкетирование родителей обучающихся в возрасте до 10 лет и обучающихся старше 10 лет по стандартизованным анкетам для выявления жалоб на нарушения здоровья | |||||
Методики индивидуальной оценки физического развития обучающихся разного возраста и пола | |||||
Методики определения физиометрических показателей (сила мышц ведущей кисти, жизненная емкость легких, форсированная емкость легких, индекс Тиффно) | |||||
Методика диагностики нарушений осанки и деформаций позвоночника с использованием тестовой карты | |||||
Методика плантографии | |||||
Методики измерения артериального давления, частоты пульса и дыхания | |||||
Методика исследования остроты зрения | |||||
Тест Малиновского (выявление предмиопии) | |||||
Тест Рейнеке (выявление бинокулярного зрения) | |||||
Методика выявления скрытого косоглазия | |||||
Методики измерения остроты слуха (шепотная речь, аудиометрия) | |||||
Методики определения содержания сахара и белка в моче с использованием тест-систем | |||||
Методы анкетирования и анализа информации от обучающихся, их родителей (законных представителей) для выявления факторов риска формирования школьно-обусловленных и неинфекционных заболеваний | |||||
Методы статистической обработки (распространенность, структура, ранговое распределение) результатов скрининг-обследования на групповом уровне (по группам детского сада и колледжей, классам школы, образовательным организациям, а также по классам МКБ и группам заболеваний) | |||||
Документация для оформления результатов скрининг-обследования и направления обучающихся на углубленное обследование в медицинскую организацию | |||||
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Проведение мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, по формированию здорового образа жизни |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях, в том числе при возникновении очага инфекции |
||||
Организация и проведение мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям | |||||
Организация хранения, учета, пополнения медицинских изделий, лекарственных препаратов | |||||
Разработка и участие, совместно с участниками образовательных отношений (обучающиеся, их родители законные представители, администрация, педагогические и технические работники образовательных организаций), в реализации программ профилактики курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ | |||||
Организация проведения профилактических мероприятий в условиях образовательной организации с привлечением медицинских работников Центров здоровья, Центров профилактики | |||||
Информирование участников образовательных отношений по вопросам формирования здорового образа жизни обучающихся, профилактики школьно-обусловленных и хронических неинфекционных заболеваний, и их обострений, девиантных форм поведения | |||||
Гигиеническое воспитание и обучение, санитарно-гигиеническое просвещение участников образовательных отношений по наиболее распространенным функциональным отклонениям и хроническим заболеваниям обучающихся (костно-мышечная система, нервная система и психическая сфера, глаз и его придаточный аппарат, органы пищеварения, эндокринная система и обмен веществ, органы кровообращения, ротоносоглотка) | |||||
Участие в программах подготовки обучающихся к созданию семьи; гигиеническое просвещение по вопросам охраны и укрепления репродуктивного здоровья, правильного репродуктивного поведения, по предупреждению у несовершеннолетних раннего начала половой жизни, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИДа | |||||
Передача в установленном порядке уполномоченным лицам сведений о выявлении девиантных и асоциальных форм поведения обучающихся (алкоголизм, наркомании, токсикомании, табакокурение, уход в бродяжничество, вовлечение в преступную деятельность) | |||||
Оценка эффективности оздоровительных мероприятий для обучающихся по результатам скрининг-обследований и профилактических осмотров, обращаемости в медицинский кабинет образовательной организации за медицинской помощью, показателям травматизма в образовательной организации | |||||
Участие в подготовке предложений по созданию специальных условий обучения в образовательной организации на основании полученных данных о состоянии здоровья обучающихся | |||||
Проведение на доврачебном уровне профессиональной медицинской ориентации обучающихся | |||||
Необходимые умения |
Организовывать и проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях, в том числе при возникновении очага инфенкции |
||||
Извещать территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении | |||||
Проводить мероприятия по вакцинопрофилактике обучающихся в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами | |||||
Формировать у обучающихся поведение, направленное на сохранение и укреплению здоровья | |||||
Разрабатывать и проводить просветительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся | |||||
Информировать участников образовательных отношений по вопросам здорового образа жизни, профилактики инфекционных, школьно-обусловленных и хронических неинфекционных заболеваний, и их обострений. | |||||
Участвовать в создании, реализовывать, анализировать профилактические программы в образовательной организации по вопросам подготовки обучающихся к созданию семьи, охраны и укрепления репродуктивного здоровья, правильного репродуктивного поведения, пропаганды здорового образа жизни | |||||
Объективно оценивать знания обучающихся по вопросам формирования здорового образа жизни | |||||
Проводить гигиеническое воспитание и обучение, санитарно-гигиеническое просвещение среди участников образовательных отношений (обучающиеся, их законные представители, администрация, педагогические и технические работники образовательных организаций) | |||||
Использовать лекарственные препараты, медицинские изделия, предусмотренные Порядком оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях | |||||
Соблюдать правила асептики и антисептики | |||||
Организовывать и проводить учет, хранение и пополнение, медицинских изделий и лекарственных препаратов, предусмотренных Порядком оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях | |||||
Проводить дезинфекцию и стерилизацию медицинских изделий | |||||
Обеспечивать соблюдение требований к обращению с медицинскими отходами | |||||
Необходимые знания |
Приоритетные направления развития системы здравоохранения и образования Российской Федерации |
||||
Законодательство Российской Федерации в области здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения | |||||
Противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях при возникновении очага инфекции | |||||
Особенности специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний | |||||
Национальный календарь профилактических прививок, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории обучающихся, подлежащих обязательной вакцинации | |||||
Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок | |||||
Правила хранения и транспортировки иммунобиологических препаратов для иммунопрофилактики | |||||
Правила хранения, учета, пополнения медицинских изделий, лекарственных препаратов | |||||
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекции, дезинсекции и дератизации в условиях образовательной организации | |||||
Правила дезинфекции и стерилизации инструментария | |||||
Порядок передачи, в установленном порядке уполномоченным лицам сведений, о выявлении девиантных и асоциальных форм поведения обучающихся, а также об обращении в медицинский кабинет образовательной организации обучающихся, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий | |||||
Этиология, патогенез, факторы риска, профилактика часто встречающихся у обучающихся разного возраста функциональных отклонений и хронических заболеваний, состояний | |||||
Основы безопасности поведения в социальных сетях в сети "Интернет" | |||||
| |||||
Теоретические и практические основы формирования мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни, отказу от вредных привычек, позитивному поведению, направленному на сохранение и укрепление здоровья | |||||
Социально-гигиенические и медицинские аспекты алкоголизма, наркоманий, токсикоманий, табакокурения, поведенческих девиаций; основные принципы их профилактики | |||||
Основы проведения профилактической работы в условиях образовательной организации (включая обучение проведению различных профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни) | |||||
Основные критерии здорового образа жизни и методы его формирования | |||||
Принципы охраны репродуктивного здоровья, профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ | |||||
Принципы мониторинга факторов риска развития неинфекционных и инфекционных заболеваний; поведения, опасного для здоровья обучающихся | |||||
Формы и методы гигиенического воспитания и обучения, санитарно-гигиенического просвещения среди участников образовательных отношений | |||||
Особенности, методы и принципы межличностного общения с участниками образовательных отношений | |||||
Другие характеристики |
- |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Профилактика факторов риска для здоровья обучающихся, обусловленных условиями обучения и воспитания в образовательных организациях, контроль проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий |
Код |
A/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Идентификация и оценка выраженности факторов риска для здоровья обучающихся, обусловленных условиями обучения и воспитания в образовательных организациях |
||||
Контроль за использованием технических средств обучения и воспитания в образовательных организациях | |||||
Оценка влияния факторов риска для здоровья обучающихся, обусловленных условиями обучения и воспитания в образовательных организациях, на состояние здоровья обучающихся и их качество жизни | |||||
Участие в контроле за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья | |||||
Участие в составлении программы производственного контроля, анализ его результатов | |||||
Необходимые умения |
Выявлять и оценивать факторы риска для здоровья обучающихся, обусловленные условиями обучения и воспитания |
||||
Оценка технических средств обучения и воспитания в образовательных учреждениях на их соответствие действующим документам санитарного законодательства и технического регулирования | |||||
Анализировать влияние условий обучения и воспитания, факторов образовательного процесса на здоровье обучающихся | |||||
Осуществлять контроль за соблюдением в образовательной организации санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания, обучения, питания, физического воспитания, трудового обучения с учетом группы здоровья обучающегося и потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |||||
Оценка напряженности учебной деятельности | |||||
Профилактика травматизма в образовательных организациях | |||||
Мониторинг уровня охвата прививками и напряженности иммунитета к управляемым инфекциям несовершеннолетних обучающихся в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок | |||||
Проведение забора материала на бактерионосительство по профилактическим и эпидемическим показаниям.
| |||||
Осуществлять контроль за составлением программы производственного контроля в образовательных организациях | |||||
Анализ результатов производственного контроля в образовательных организациях | |||||
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации в области здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, аккредитации |
||||
Основные факторы риска для здоровья обучающихся, обусловленные условиями обучения и воспитания в образовательных организациях | |||||
Роль факторов учебной среды и образовательного процесса в формировании функционального состояния организма и здоровья обучающихся | |||||
Гигиеническая оценка технических средств обучения, в том числе электронных (электронные доски, персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, ридеры, другие гаджеты) | |||||
Основы гигиены образовательной деятельности, трудового воспитания и гигиены питания детей и подростков в образовательных организациях | |||||
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания, обучения, питания, физического воспитания, трудового обучения обучающихся | |||||
Принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов учебной среды и образовательного процесса на здоровье обучающихся | |||||
Методы проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, контроля за соблюдением санитарных норм и правил в образовательных организациях | |||||
Основы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в общеобразовательных организациях | |||||
Другие характеристики |
- |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Участие в проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала |
Код |
A/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа |
||||
Участие в анализе основных медико-статистических показателей состояния здоровья обучающихся в образовательной организации, в т.ч. результаты скрининг-обследований обучающихся, результаты профилактических медицинских осмотров, пропуски занятий обучающимися по, обращаемость в медицинский кабинет образовательной организации, травматизм в образовательной организации | |||||
Составление плана работы и отчета о своей работе | |||||
Использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну | |||||
Использование информационно-аналитических систем и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | |||||
Контроль выполнения должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала | |||||
Необходимые умения |
Анализировать основные медико-статистические показатели обучающихся в образовательной организации |
||||
Заполнять и хранить медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, контролировать качество ее ведения | |||||
Оформлять, хранить и предоставлять справочно-информационные служебные документы | |||||
Использовать информационно-аналитические системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет | |||||
Составлять план работы и отчет о своей работе | |||||
Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну | |||||
Осуществлять контроль выполнения должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала | |||||
Необходимые знания |
Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, в том числе в форме электронного документа |
||||
Должностные обязанности медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в образовательных организациях | |||||
Правила работы в информационно-аналитических системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | |||||
Требования пожарной безопасности, охраны труда, основы личной безопасности и конфликтологии, правила внутреннего трудового распорядка | |||||
Требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности | |||||
Другие характеристики |
- |
3.1.5. Трудовая функция
Наименование |
Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме |
Код |
A/05.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||
| ||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||
Трудовые действия |
Распознавание состояний здоровья обучающихся, требующих оказания им медицинской помощи в неотложной форме |
|||||||||
Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | ||||||||||
Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в неотложной форме | ||||||||||
Направление обучающихся при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится обучающийся | ||||||||||
Вызов скорой медицинской помощи для медицинской эвакуации в медицинскую организацию обучающихся, нуждающихся в оказании медицинской помощи в неотложной форме | ||||||||||
Информирование законных представителей обучающихся об оказанной медицинской помощи в неотложной форме | ||||||||||
Необходимые умения |
Распознавать состояния здоровья обучающихся, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме |
|||||||||
Оценивать состояние здоровья обучающихся, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме | ||||||||||
Оказывать первичную доврачебную медико-санитарную помощь в неотложной форме обучающимся | ||||||||||
Применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в неотложной форме | ||||||||||
Направлять обучающихся при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится обучающийся | ||||||||||
Необходимые знания |
Клиническая картина, методы диагностики заболеваний, травм, состояний, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме, с учетом возрастных групп обучающихся |
|||||||||
Методики сбора жалоб и анамнеза, физикальных обследований (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) | ||||||||||
Правила оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи в неотложной форме обучающимся | ||||||||||
Технологии выполнения простых медицинских услуг, применяемые при оказании медицинской помощи в неотложной форме | ||||||||||
Правила информирования законных представителей обучающихся об оказанной медицинской помощи в неотложной форме | ||||||||||
Другие характеристики |
- |
3.1.6. Трудовая функция
Наименование |
Оказание медицинской помощи в экстренной форме |
Код |
A/06.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||||
| ||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||||
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
Трудовые действия |
Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме |
|||||||||||
Вызов бригады скорой медицинской помощи и оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу их жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)) до приезда бригады скорой медицинской помощи | ||||||||||||
Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме | ||||||||||||
Необходимые умения |
Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме |
|||||||||||
Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу их жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)) | ||||||||||||
Применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме | ||||||||||||
Необходимые знания |
Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания |
|||||||||||
Методики сбора жалоб и анамнеза, физикальных обследований пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) | ||||||||||||
Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации, включая дефибрилляцию | ||||||||||||
Порядки оказания медицинской помощи в экстренной форме | ||||||||||||
Технологии выполнения простых медицинских услуг, применяемые при оказании медицинской помощи в экстренной форме | ||||||||||||
Другие характеристики |
- |
3.1.7. Трудовая функция
Наименование |
Организация и оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в условиях чрезвычайных ситуаций на догоспитальном периоде |
Код |
? |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
| |||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||
Трудовые действия |
Работа в составе врачебно-сестринской или фельдшерской бригад по оказанию медицинской помощи обучающимся в чрезвычайных ситуациях на догоспитальном периоде. |
||||||
Медицинская сортировка и оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в чрезвычайных ситуациях на догоспитальном периоде. | |||||||
Участие в подготовке к медицинской эвакуации пациентов в специализированные медицинские организации в чрезвычайных ситуациях. | |||||||
Необходимые умения |
Организация работы подчинённого коллектива по оказанию медицинской помощи обучающимся в чрезвычайных ситуациях |
||||||
Проведение медицинской сортировки и оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в чрезвычайных ситуациях в догоспитальном периоде. | |||||||
Выполнение медицинских мероприятий по подготовке пациентов к эвакуации в специализированные медицинские организации. | |||||||
Необходимые знания |
Основные положения законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующие организацию и оказание медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. |
||||||
Задачи, принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Всероссийской службы медицины катастроф. | |||||||
Задачи, организация, порядок создания и работы формирований и организаций службы медицины катастроф Минздрава России. | |||||||
Классификация, общая характеристика чрезвычайных ситуаций, их поражающие факторы, величина и структура санитарных потерь. | |||||||
Основы организации и порядок оказания медицинской помощи населению при ликвидации медико-санитарных последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, террористических актов. | |||||||
Принципы и организацию медицинской сортировки, порядок оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях на догоспитальном периоде. | |||||||
Порядок организации медицинской эвакуации в режиме чрезвычайной ситуации. | |||||||
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья", город Москва |
Председатель Кучма Владислав Ремирович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1. |
Некоммерческое партнерство "Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием", город Москва |
2. |
Ассоциация организаций, осуществляющих содействие деятельности специалистов с высшим сестринским, средним медицинским и фармацевтическим образованием "Союз медицинских профессиональных организаций", город Москва |
3. |
ГБУ "Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента" Департамента здравоохранения города Москвы, город Москва |
4. |
ФГАУ "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва |
5. |
Союз медицинского сообщества "Национальная Медицинская Палата", город Москва |
6. |
ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов", город Москва |
7. |
ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Сеченовский Университет), город Москва |
-------------------------------------------
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2013 г., регистрационный N 27918) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2013 г. N 515н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2013 г., регистрационный N 29853), от 23 октября 2014 г. N 658н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 ноября 2014 г., регистрационный N 34729) и от 10 февраля 2016 г. N 82н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2016 г., регистрационный N 41389).
*(4) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 июня 2016 г. N 352н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2017 г., регистрационный N 42742).
*(5) Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 39, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2015, N 29, ст. 4356).
*(6) Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 05.12.2014) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).
*(7) Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2010, N 52, ст. 7002; 2015, N 1, ст. 42, 72; N 29, ст. 4363).
*(8)
*(9) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
*(10) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минтруд разработал профстандарт для медицинской сестры образовательной организации. Он содержит:
- возможные наименования должностей;
- требования к образованию и обучению;
- особые условия допуска к работе;
- характеристики трудовых функций;
- необходимые знания и умения.
Медсестра образовательной организации должна иметь высшее образование - бакалавриат по направлению подготовки "Сестринское дело". Также она должна пройти повышение квалификации по вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся.