Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях"
(подготовлен Минтрудом России 27.11.2018 г.)
Раздел 1. "Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций"
1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Утверждение профессионального стандарта "Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях" (далее - ПС) является закономерным актом, отражающим приоритеты государственной политики в интересах детства. 2018-2027 годы объявлены Десятилетием детства согласно указу Президента Российской Федерации В.В. Путина от 29.05.2017г.N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства".
Приоритеты государственной политики действий в интересах детей, развитие социальной, демографической политики и мероприятий по поддержке материнства и детства, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения актуализируют задачу разработки ПС.
Разработка, утверждение и применение профессиональных стандартов были определены в числе приоритетных задач в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. N597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001г. N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018г.) профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
В статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018г.), определяющей порядок применения профессиональных стандартов, указано, что, если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Применение ПС позволит решать следующие задачи:
- установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности специалиста по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях, в том числе в дошкольных и общеобразовательных организациях, а также в организациях, реализующих программы начального и среднего профессионального образования;
- установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности специалиста по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
- разработка должностных инструкций и тарификация должностей;
- отбор, подбор кадров для профессиональной деятельности по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях;
- разработка систем мотивации и стимулирования, планирование карьеры, повышения квалификации специалистов;
- формирование системы оценки квалификации и профессионального развития кадров.
ПС создаст необходимые условия для профессионального роста специалистов, осуществляющих медицинскую помощь несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях, и достижения приоритетов государственной социальной политики по поддержке материнства и детства, повышению качества образования.
ПС несет в себе преимущества для детского населения, работодателей, медицинских организаций и образовательных организаций; является одним из факторов обеспечения благоприятных условий для полноценного роста, развития, укрепления здоровья, получения общего и профессионального образования подрастающего поколения, в том числе и несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, получающих инклюзивное образование.
Основной целью деятельности медицинской сестры образовательной организации является - оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся.
В соответствии с общероссийским классификатором занятий (ОКЗ), утвержденным постановлением Росстандарта России от 12.12.2014 г. N 2020-ст, должность "Медицинская сестра образовательной организации" соответствует группе 2 "Специалисты высшего уровня квалификации", код 2269 - "Специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы".
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), принятым постановлением Росстандарта России от 31.01.2014 г. N14-ст), должность "Медицинская сестра образовательной организации" относится к разделу "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг", подразделу 86.90 "Деятельность в области медицины прочая".
Профессиональный стандарт "Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях" разработан в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утвержденными приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. N 170н и макетом профессионального стандарта, утвержденного приказом Минтруда России от 29.09.2014 г. N 665н.
Модернизация социальной сферы, приоритеты государственной политики по поддержке материнства и детства обусловливают обновление состава трудовых функций и профессиональных компетенций работников, осуществляющих оказание медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях. При разработке проекта учитывалось объективное повышение требований к качеству деятельности по оказанию медицинской помощи детям и подросткам в образовательных организациях.
В основу разработки профессионального стандарта была положена методика функционального анализа деятельности путем ее последовательной декомпозиции. Выделение трудовых функций по обобщенным трудовым функциям (далее - ОТФ) проводилось в логике процессуального подхода (представлен цикл деятельности) и с учетом объектов (предметов) профессиональной деятельности. В качестве отправной точки анализа использовался перечень должностей работников, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях. Эти материалы были дополнены анализом профессиональной деятельности с учетом мнения экспертов.
Проект профессионального стандарта сформирован на основе следующих принципов:
- учет возросших требований к адаптивности и профессиональным компетенциям специалистов, работающих с обучающимися различного возраста и в образовательных организациях, реализующих различные образовательные программы;
- учет образцов лучшей практики, опыта организаций, являющихся лидерами в области оказания медицинской помощи обучающимся;
- учет объективной структуры деятельности медицинского персонала по оказанию медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях;
- последовательная декомпозиция области профессиональной деятельности на ОТФ, трудовые функции (далее - ТФ) и трудовые действия (далее - ТД);
- измеряемость (возможность проверки) овладения видом трудовой деятельности и соответствующими ему ТФ;
- использования правил полноты перечня, точности формулировок ОТФ, ТФ и ТД, их относительной автономности, сертифицируемости и удобства применения в управлении персоналом медицинских организаций.
Выделение ОТФ выполнено с учетом разделения труда, существующего в данной области трудовой деятельности. В результате логика ОТФ в ПС определяется, во-первых, спецификой деятельности по оказанию медицинской помощи обучающимся в различных образовательных организациях; во-вторых, различным состоянием здоровья несовершеннолетних в образовательных организациях; в-третьих, реализацией во многих образовательных организациях инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью; в-четвертых, изменением уровня профессионального образования медицинского работника - получением медицинскими сестрами высшего сестринского образования в процессе обучения в бакалавриате. Выделение ТФ по ОТФ в логике процессуального подхода с учетом цикла трудовой деятельности, особенностей и сферы профессиональной деятельности работников, должности которых включены в профессиональный стандарт, с учетом объектов профессиональной деятельности по оказанию медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях.
В настоящем профессиональном стандарте выделена одна обобщенная трудовая функция: "Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях".
Представление профессионального стандарта в виде одной обобщенной трудовой функции отражает уровни оказания медицинской помощи.
Обобщенная трудовая функция "Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях" и включает следующие трудовые функции:
1. Организация и участие в проведении медицинских профилактических осмотров и скрининг-обследований обучающихся;
2. Проведение мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, по формированию здорового образа жизни;
3. Профилактика факторов риска для здоровья обучающихся, обусловленных условиями обучения и воспитания в образовательных организациях, контроль проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
4. Участие в проведении анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала;
5. Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме;
6. Оказание медицинской помощи в экстренной форме.
Совокупность представленных ТФ обеспечивает достижение основной цели вида профессиональной деятельности - оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях.
Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
2.1. Этапы разработки профессионального стандарта
Последовательность разработки профессионального стандарта "Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях" обусловлена Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. N 170н. В соответствии с указанными документами были установлены и осуществлены следующие этапы:
а) подготовка проекта профессионального стандарта, включающая:
· формирование рабочей (экспертной) группы, в состав которой вошли эксперты, обладающие практическим опытом работы в организации здравоохранения, обладающие опытом разработки образовательных программ дополнительного профессионального образования для данной категории работников;
· проведение анализа состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций;
· проведение анализа нормативной, методической, учебной, технологической документации по виду профессиональной деятельности и по отдельным трудовым функциям в этой области;
· проведение опроса работников организаций, представляющих руководителей и ведущих специалистов соответствующего профиля;
· подготовка проекта профессионального стандарта, включающего описание обобщенной и основных трудовых функций.
б) проведение профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, в том числе:
· размещение проекта профессионального стандарта на сайте ответственной организации-разработчика Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья" ;
· проведение конференций и других публичных мероприятий для представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений;
· сбор, анализ и систематизация замечаний и предложений по совершенствованию проекта профессионального стандарта.
в) доработка и согласование проекта профессионального стандарта, которая включала:
· внесение изменений в содержимое проекта профессионального стандарта с учетом высказанных в процессе обсуждения замечаний;
· согласование проекта профессионального стандарта с ведущими профильными профессиональными ассоциациями и профессиональными союзами федерального уровня;
· представление проекта профессионального стандарта в Минтруд России
2.2. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций
Работа по подготовке проекта профессионального стандарта осуществлялась разработчиками с мая 2018 года
Ответственные организации-разработчики:
Общероссийская общественная организация "Всероссийской общество развития школьной и университетской медицины здоровья", город Москва |
Председатель Кучма Владислав Ремирович |
Организации-разработчики:
1. |
Некоммерческое партнерство "Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием", город Москва |
2. |
Ассоциация организаций, осуществляющих содействие деятельности специалистов с высшим сестринским, средним медицинским и фармацевтическим образованием "Союз медицинских профессиональных организаций", город Москва |
3. |
ГБУ "Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента" Департамента здравоохранения города Москвы, город Москва |
4. |
ФГАУ "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва |
5. |
Союз медицинского сообщества "Национальная Медицинская Палата", город Москва |
6. |
ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов", город Москва |
7. |
ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Сеченовский Университет), город Москва |
Для анализа обобщенной трудовой функции и выделенных в ней трудовых действий, выявления знаний и умений, необходимых специалисту по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях был проведен предварительный опрос руководителей организаций здравоохранения, подразделений и ведущих специалистов различных медицинский организаций, а также медицинских образовательных учреждений и представителей профсоюзных организаций в области здравоохранения.
Для осуществления опроса был разработан перечень наиболее важных вопросов (анкета). Разработанная анкета распространялась в субъекты Российской федерации путем интернет-рассылки, либо материал собирался путем очной или телефонной беседы.
В результате выделены алгоритмы профессиональной деятельности специалиста по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях, необходимые компетенции, проанализирована ситуация, сложившаяся в области профессиональной подготовки специалистов.
Использование метода опроса, участие в нем большого числа респондентов: руководителей и специалистов организаций здравоохранения обеспечило надежность и высокую степень полноты представленной информации.
По результатам опроса данные обобщены, проанализированы и послужили основой для разработки проекта профессионального стандарта.
2.3. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта
Сведения об организациях и уполномоченных лицах, непосредственно привлеченных к разработке и согласованию проектов профессиональных стандартов представлены в Приложении N1.
2.4. Описание требований к экспертам, привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов.
В целях разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области организации здравоохранения, нефрологии, специалисты в области обучения и развития персонала, другие специалисты.
В соответствии со спецификой деятельности по разработке профессиональных стандартов основными критериями в процессе отбора экспертов были следующие:
- уровень компетентности эксперта в области разработки профессиональных стандартов, предшествующий опыт работы в области разработки профессиональных и образовательных стандартов;
- полнота охвата группой разработчиков всех видов деятельности внутри профессионального стандарта;
- степень объективности эксперта-участника при оценке, обобщении и анализе данных, принятии решения по формированию содержания профессионального стандарта.
2.5. Общие сведения о нормативных правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности
Для описания трудовых функций специалиста по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях были использованы нормативные правовые документы:
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013г. N147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта";
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013г. N148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов";
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013г. N170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта" и иных.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ;
- Федеральный закон от 21.11.2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г. N302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда";
- Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012г. N 366н "Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи";
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013г. N 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях";
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2016 г. N 352н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему";
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.08.2017 г. N 514н "О Порядке проведения профилактических осмотров несовершеннолетних";
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 07.03.2018г N 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям".
- Приказ Росстандарта от 12.12.2014 г. N 2020-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ - 08)";
- Приказ Росстандарта от 31.012014 г. N 14-ст (ред. от 29.11.2017) "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)";
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: раздел "Квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения";
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. N 26 (с последующими изменениями и дополнениями);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 (с последующими изменениями и дополнениями);
- СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования", утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.01.2003г N2 (с последующими изменениями и дополнениями);
- СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 г N 45 (с последующими изменениями и дополнениями);
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. N 26).
Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта
Обсуждение основных положений концепции формирования профессионального стандарта "Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях", целей и задач профессиональной деятельности, знаний и умений данного специалиста проводилось на заседаниях "Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья" (далее - РОШУМЗ), Всероссийских научно-практических конференциях, в том числе с международным участием; симпозиумах и школах специалистов в рамках Конгрессов и съездов по гигиене и педиатрии и на интернет-ресурсах.
С целью обсуждения содержания проекта профессионального стандарта "Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях" в широком профессиональном сообществе был проведен ряд мероприятий:
1. Проект профессионального стандарта был направлен по электронной почте специалистам профессионального сообщества в области медицинской помощи обучающимся, гигиены и охраны здоровья детей и подростков, участникам конференций, членам региональных отделений РОШУМЗ, членам Президиума РОШУМЗ. (Копии ответов экспертов представлены в Приложении N 4).
2. Проведено первичное обсуждение проекта профессионального стандарта на заседании Президиума РОШУМЗ и руководителей региональных отделений, основным результатом которого стало решение о принятии за основу текста проекта профессионального стандарта. Сведения об участниках, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, представлены в Приложении N 2. (Копия протокола заседания представлена в Приложении N4).
3. Проект профессионального стандарта был направлен по электронной почте в региональные отделения РОШУМЗ. Результатом сбора и анализа направленных замечаний стала корректировка проекта профессионального стандарта. (Копии ответов представлены в Приложении N4)
4. Проект профессионального стандарта был размещен на сайте ответственной организации-разработчика Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья"- http://roshumz.com. Статистика посещаемости сайта представлена в Приложении N4.
5. С учетом замечаний и предложений, полученных по результатам рассылки проекта профессионального стандарта по электронной почте и размещения на сайте был подготовлен обновленный проект профессионального стандарта, который был повторно рассмотрен на заседании Президиума РОШУМЗ от 20.09.2018. По результатам рассмотрения было предложено внести все замечания и дополнения. Сведения о присутствующих специалистах на заседании, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, представлены в Приложении N 2. (Копии протоколов заседаний представлены в Приложении N4)
6. По результатам проведение профессионально-общественного обсуждения был подготовлен проект профессионального стандарта "Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях" в окончательной редакции, который размещен на сайте http://roshumz.com. (Копия протокола заседания представлена в Приложении N 4).
Процесс разработки проекта профессионального стандарта и его общественного обсуждения проходили в параллельном режиме. Данный подход позволил проводить сравнительный анализ замечаний и оперативно осуществлять корректировку проекта. В результате общественного обсуждения был получен ряд замечаний и рекомендаций по содержанию профессионального стандарта "Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях". Большинство рекомендаций и замечаний были учтены в рамках подготовки итогового варианта проекта.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приводятся в Приложении N 3.
Раздел 4 "Согласование проекта профессионального стандарта"
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством, отсутствуют.
Приложение N 1
Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
ФИО уполномоченного лица |
Подпись уполномоченного лица |
Разработка проекта профессионального стандарта | ||||
1 |
Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины здоровья (РОШУМЗ) |
Председатель |
Кучма Владислав Ремирович |
|
2 |
Некоммерческое партнерство "Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием" |
Генеральный директор |
Гажева Анастасия Викторовна |
|
3 |
Ассоциация организаций, осуществляющих содействие деятельности специалистов с высшим сестринским, средним медицинским и фармацевтическим образованием "Союз медицинских профессиональных организаций" |
Президент |
Левина Ирина Анатольевна |
|
4 |
ГБУ "Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента" Департамента здравоохранения города Москвы |
Директор |
Малик-Гусейнов Давид Валерьевич |
|
5 |
ФГАУ "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Минздрава России |
И.о директора |
Фисенко Андрей Петрович |
|
6 |
Союз медицинского сообщества "Национальная Медицинская Палата" |
Президент |
Рошаль Леонид Михайлович |
|
7 |
ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" |
Ректор |
Филиппов Владимир Михайлович |
|
8 |
ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Сеченовский Университет) |
Ректор |
Глыбочко Петр Витальевич |
|
Согласование проекта профессионального стандарта | ||||
1 |
Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении |
Председатель |
Рошаль Леонид Михайлович |
|
2 |
Министерство здравоохранения Российской Федерации |
Первый заместитель министра здравоохранения РФ |
Яковлева Татьяна Владимировна |
|
3 |
Профессиональный союз работников здравоохранения Российской Федерации |
Председатель профсоюза работников здравоохранения РФ |
Кузьменко Михаил Михайлович |
|
Приложение N2
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Организации |
Участники |
|
Должность |
ФИО |
|||
Рассылка проекта профессионального стандарта экспертам |
31.07.2018 г. 01.08.2018 г. |
ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России |
Зав.кафедрой гигиены и экологии, декан медико-профилактического факультета, д.м.н., профессор |
Насыбуллина Галия Максутовна |
|
|
ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России |
Зав кафедрой гигиены и медицины труда, д.м.н., профессор |
Фатхудинова Лилия Минвагизовна |
|
|
ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России
|
Зав. кафедрой гигиены, д.м.н., профессор |
Хамидулина Халидя Хизбулаевна |
|
|
ФГБУН "Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи" |
Руководитель лаборатории токсикологии с группой оценки безопасности наноматериалов, д.м.н., профессор |
Хотимченко Сергей Анатольевич |
|
|
ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова" Минздрава России |
Профессор кафедры гигиены воспитания, образования, труда и радиационной гигиены, д.м.н., профессор |
Янушанец Ольга Ивановна |
Рассылка проекта профессионального стандарта членам Президиума РОШУМЗ
|
31.07.2018
|
Сеченовский университет
БУ "Городская детская клиническая больница" Минздрава Чувашии ФГБОУ ВО Ивановской ГМА
Казанский ГМУ
Сеченовский университет Российский Государственный медицинский университет
Оренбургская ГМА
ГБОУ Центр образования "Школа здоровья" N 1998 "Лукоморье" ЮАО г.Москвы
Ярославская ГМА Институт им. Семашко
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" Северо-Западный ГМУ г. Санкт-Петербург |
Профессор кафедры гигиены детей и подростков зам. главного врача
Зав.кафедрой поликлинической педиатрии Профессор кафедры гигиены и медицины труда
Зам.директора по научной работе зав. каф. поликлинической медицины
Зав.кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания Зам. директора по научной работе
Зав.кафедрой поликлинической педиатрии Главный научный сотрудник отдела стратегического анализа в здравоохранении Заведующий кафедрой биотехнических систем
Зав.кафедрой гигиены детей и подростков |
Вирабова Анна Рафаиловна
Жамлиханов Надир Хусаинович
Жданова Людмила Алексеевна
Мингазова Эльмира Нурисламовна
Миннибаев Талгат Шайдуллинович
Панков Дмитрий Дмитриевич Сетко Нина Павловна
Сотникова Елена Николаевна
Черная Наталья Леонидовна
Чичерин Леонид Петрович
Шаповалов Валентин Викторович
Янушанец Ольга Ивановна |
Рассылка проекта профессионального стандарта региональным отделениям РОШУМЗ |
01.08.2018 г. |
Управление организации медпомощи матерям и детям Минздрава Московской области Российская мед.академия непрерывного профессионального образования ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Медицинская академия последипломного образования г. Санкт-Петербург
Казанский ГМУ
Сеченовский университет РГМУ
Воглоградский ГМУ Институт им. Семашко
СЗГМУ г. Санкт-Петербург
Ярославская ГМУ ФГБОУ ВО РНИМУ имени Н.И. Пирогова МЗ РФ Сеченовский университет
РОШУМЗ НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков |
Консультант
Доцент кафедры гигиены
заведующая кафедрой гигиены Доцент кафедры госпитальной педиатрии
Зав. кафедрой подростковой медицины и валеологии
Профессор кафедры гигиены и медицины труда Зам.директора по научной работе зав. каф. поликлинической медицины Завкафедрой гигиены Главный научный сотрудник отдела стратегического анализа в здравоохранении Зав.кафедрой гигиены детей и подростков Зав.кафедрой поликлинической педиатрии Профессор кафедры гигиены Доцент кафедры гигиены детей и подростков Вице-президент Главный научный сотрудник |
Митрофанова О.Е.
Стан В.В.
Милушкина О.Ю.
Гуменюк О.И.
Куликов А.М.
Мингазова Э.Н.
Миннибаев Т.Ш. Панков Д.Д.
Сливина Л.П.
Чичерин Л.П.
Янушанец О.И.
Черная Н.Л.
Скоблина Н.А.
Макарова А.Ю.
Мовшин Ю.Г.
Горелова Ж.Ю. |
Рассылка проекта профессионального стандарта членам Профильной комиссии Минздрава России по гигиене детей и подростков |
01.08.2018 г. |
Нижегородская ГМА БУ "Городская детская клиническая больница" Минздрава Чувашии НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Дальневосточный ГМУ
Клинико-диагностический центр МГСУ НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова
ФНЦГ им. Эрисмана
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова ГБОУ Центр образования "Школа здоровья" N 1998 "Лукоморье" ЮАО г.Москвы
Центр детской андрологии
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" МЗ РФ НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Сеченовский университет |
Зав.кафедрой гигиены зам. главного врача
старший научный сотрудник
Зав.кафедрой гигиены и организации здравоохранения Гл. детский специалист-стоматолог Главный научный сотрудник
Главный научный сотрдуник Директор
Заведующая кафедрой гигиены Зав.лабораторией
Профессор кафедры гигиены
Зам. директора по научной работе
Детский андролог Москвы
Руководитель ОТДЕЛЕНИЯ ГИНЕКОЛОГИИ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Главный научный сотрудник
Доцент кафедры гигиены и подростков |
Богомолова Е.С.Жамлиханов Н.Х.
Звездина И.В.
Кику П.Ф.
Максимовская Л.Н.
Мирская Н.Б.
Надеждин Д.С.
Новикова И.И.
Милушкина О.Ю.
Пономаренко И.И.
Скоблина Н.А.
Сотникова Е.Н.
Тарусин Д.И.
Уварова Е
Чубаровский В.В.
Макарова А. |
Рассылка проекта профессионального стандарта членам Проблемной комиссии Ученого совета Роспотребнадзора по гигиене обучения и воспитания |
01.08.2018 |
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Сеченовский университет
Омская ГМА
НИИ общей патологии и патофизиологии
ФБУЗ "ЦГиЭ" по г. Москве НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Министерства образования и высшей школы Республики Коми НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Сеченовский университет |
Ведущий научный сотрудник
Доцент кафедры. экологии человека и гигиены окружающей. среды. Заведующая кафедрой гигиены Заведующий лабораторией полисистемных исследований , Зам.главного врача Ведущий научный сотрудник Зав.лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков
Доуцент кафедры гигиены
Директор
Главный научный сотрудник
Заведующая учебной частью кафедры гигиены детей |
Александрова
Бобрищева-Пушкина
Гудинова Ж.В.
Карганов М.Ю.
Сафонкина Седова А.С.
Степанова М.И.
Суворова А.В.
Уланова С.А.
Храмцов П.И.
Ямщикова Н.Л |
Рассылка проекта профессионального стандарта членам Научного совета ОМедН РАН по гигиене и охране здоровья детей и подростков |
01.08.2018 |
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Сеченовский университет
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Северный ГМУ г. Архангельск РМАПО
Сеченовский университет
Казанский ГМУ
Центр трансферных технологий г. Ижевск Оренбургская ГМА
Волгоградский ГМУ Институт им.Семашко
ФГУЗ "ЦГиЭ" г. Санкт-Петербург
Северо-Западный ГМУ г. Санкт-Петербург ФБУЗ "ЦГиЭ" по г. Москве ФБУЗ "ЦГиЭ" г. Москва по ЮВАО
|
!!Зав.лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков Глав.науч.сотр.
Зав.кафедрой эпидемиологии доказательной медицины Глав.научный. сотрудник
Директор НИИ арктич. медицины Зав.кафедрой подростковой медицины Зам.директора по научной работе Профессор кафедры гигиены и медицины труда
Профессор кафедры трансферных технологий Зав.кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания Профессор кафедры Главный научный сотрудник отдела стратегического анализа в здравоохранении
Зам.гл.врача
Зав.кафедрой гигиены детей и подростков Зам.гл.врача
Гл.врач |
Степанова М.И
Рапопорт И.К
Брико Н.Н.
Горелова Ж.Ю
Дёгтева Г.Н.
Куликов А.М.
Миннибаев Т.Ш.
Мингазова Э.Н.
Павлова Г.В.
Сетко Н.П.
Сливина Л.П.
Чичерин Л.П.
Якубова И.Ш.
Янушанец О.И.
Сафонкина С.Г.
Молдованов |
Рассылка проекта профессионального стандарта профессорско-преподавательскому составу медико-профилактических факультетов медицинских ВУЗов страны и сотрудникам НИИ гигиенического профиля |
02.09.2018 |
ГБУ здравоохранения Новосибирской области Министерство здравоохранения Омской обл Департамент здравоохранения Курганской области ГБОУ ВПО Тюменский ГМУ
Роспотребнадзора по Челябинской области
Министерство здравоохранения Мордовии БУ "Сургутская клиническая поликлиника N 5" |
Руководитель
Министр
ВРИО директора Доцент кафедры детских болезней педиатрического факультета
Руководитель Управления
Министр
Главврач |
Хальзов К.В.
Стороженко А.Е.
Кокорина Л.И.
Медведева И.В.
Семенов А.И.
Морозов М.Ю.
Шипилова Г.Н |
Заседание Президиума РОШУМЗ и членов Президиума Профильной комиссии по гигиене детей и подростков Минздрава России |
20 сентября 2018 г. |
Президиум РОШУМЗ |
Председатель Члены Президиума |
Кучма В.Р.
Горелова Ж.Ю., Курганский А.М., Милушкина О.Ю., Мингазова Э.Н., Нарышкина Е.В., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Сухарева Л.М., Шубочкина Е.И. Чичерин Л.П., Ямщикова Н.Л. |
VI Национальный конгресс по школьной и университетской медицине и здоровью с международным участием "Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях" |
9-10 октября 2018 г., г. Екатеринбург |
ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет Минздрава России" |
Ректор Д.м.н., профессор, член-корр. РАН О.П. Участники конгресса |
Ковтун Ольга Петровна
596 участников |
Приложение 3.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях"
N п/п |
Ф.И.О. эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием отклонения) |
1 |
Харсеева Галина Георгиевна |
Декан факультета общей клинической практики Ростовского государственного медицинского университета |
П. 3.1.1., раздел "Необходимые знания": - Основные закономерности психолого-педагогического общения с несовершеннолетними обучающимися. |
Частично принято |
П.3.1.3., раздел "Необходимые умения": - Мониторинг уровня охвата прививками и напряженности иммунитета к управляемым инфекциям несовершеннолетних обучающихся в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок; - Проведение забора материала на бактерионосительство по профилактическим и эпидемическим показаниям.
|
Отклонено в связи с отсутствием данных положений в приказе МЗ РФ от 5 ноября 2013г. N 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях". |
|||
Группа занятий в соответствии с ОКЗ 3221 (код) - средний медицинский персонал по уходу не соответствует высшему образования, получаемому нашими обучающимися по направлению подготовки 34.03.01 "Сестринское дело" (бакалавриат). Это высшее образование, и поэтому предлагаем отнести их к группе 2, коду 2269 - специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы. Считаем это очень важным, так как в противном случае обучение специалистов данного профиля нужно было бы проводить в колледжах.
|
Принято |
|||
2. |
Жданова Людмила Алексеевна
|
Заведующая кафедрой поликлинической педиатрии Ивановской Гос. Мед. академии |
Заменить трудовую функцию "Организация и проведение на базе образовательной организации профилактических медицинских осмотров обучающихся, организация и проведение скрининг-обследований обучающихся" на трудовую функцию "Участие в организации и проведении на базе образовательной организации профилактических медицинских осмотров обучающихся, организация и проведение скрининг-обследований обучающихся". |
Частично принято. В настоящей редакции Профессионального стандарта: трудовая функция 3.1.1. указывается как: "Организация и участие в проведении медицинских профилактических осмот-ров и скрининг-обследований обучаю-щихся". |
Исключить из программы скрининг-обследования методики проведения осанкометрии, определения массивности скелета и типа телосложения, пликометрии, определения статической и динамической силы одной мышцы как отсутствующие в каких-либо нормативных документах. |
Принято. Методики исключены. |
|||
3. |
Спивак С.Б. |
И.о. Министра здравоохранения Рязанской области |
Замечаний и предложений нет |
|
4. |
Невская Н.М. |
Первый заместитель Министра здравоохранения Тверской области |
Замечаний и предложений нет |
|
5. |
Жуков В.А. |
Заместитель Председателя Правительства еврейской автономной области |
Замечаний и предложений нет |
|
6. |
Склянова Н.А. Антерейкина Л.А., Мотыко А.В. |
Директор Заместитель директора, Заместитель директора по научно-методической работе Городской Центр образования и здоровья "Магистр" г. Новосибирск |
Дополнить профессиональный стандарт следующей трудовой функцией "Оказание плановой медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся, страдающим сахарным диабетом, согласно назначениям врача-эндокринолога" |
Отклонено. Оказание медицинской помощи несовершен-нолетним обучающимся, страдающим сахарным диабетом, наряду с оказанием медицинской помощи обучающимся, страдающим другими хроническими заболеваниями, входит в трудовую функцию 3.1.5. "Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме" и трудовую функцию 3.1.6. "Оказание медицинской помощи обучающимся в экстренной форме". |
7. |
Ефремов В.М. |
Заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области. Г.Челябинск |
Дополнить раздел 3.1.2. "Трудовые действия" 1. Организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных, неинфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях, в т.ч. при возникновении очага инфекции. 4. Разработка и участие, совместно с участниками образовательных отношений (обучающиеся, их родители, законные представители, администрация, педагогические работники и технические работники образовательных организаций), в реализации программ по здоровому образу жизни, в том числе здоровому и рациональному питанию, улучшению условий обучения, профилактике курения и далее по тексту. 5.Организация и проведение профилактических мероприятий в условиях образовательных организаций с привлечением медицинских работников Центров здоровья, Центров профилактики, дошкольно-школьных отделений детских поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов в сельских территориях. |
Отклонено. Все указанные трудовые действия уже входят в трудовую функцию 3.1.2. "Проведение мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, по формированию здорового образа жизни" |
Дополнить раздел 3.1.3. "Трудовые действия" Пунктом "Контроль за организацией рационального и безопасного питания обучающихся, проведение количественного анализа рациона питания". |
Отклонено. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 5 ноября 2013г. N 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершенно-летним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных органи-зациях" (Приложение 6 п.3.) в обязанности среднего медицинского работника входит только "Участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требо-ваний к условиям и организации воспитания и обучения, питания, физического воспитания и трудового обучения несовершеннолетних в образовательных органи-зациях", что и внесено в Профессиональный стандарт, в трудовые действия "Участие в контроле за соблюдением санитарно-эпидемиологи-ческих требований к условиям и организации обучения, в том числе лиц с ограниченными возмо-жностями здоровья (Трудовая функция 3.1.3. Профилактика факторов риска для здоровья обучающихся, обуслов-ленных условиями обучения и воспитания в образовательных органи-зациях, контроль проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий). |
|||
8. |
Новикова Ирина Игоревна |
Директор ФБУН "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" г. Новосибирск |
В число трудовых действий в рамках реализации трудовой функции А/03.6 "Профилактика факторов риска_" включить: 1. Контроль за организацией питания; 2. Контроль за правильностью рассаживания учеников и подбором мебели; 3. Контроль за организацией спортивно-массовых мероприятий, медицинский осмотр и допуск к участию в соревнованиях; 4. Распределение детей по группам для занятий физической культурой; 5. Организация и проведение занятий по лечебной физкультуре. 6. Оценка и коррекция двигательного режима обучающихся. |
Отклонено. Трудовые действия, внесенные в трудовую функцию 3.1.3. "Профилактика факторов риска для здоровья обучающихся, обуслов-ленных условиями обучения и воспитания в образовательных органи-зациях, контроль проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий" должны быть в пределах компетенций среднего медицинского работника с высшим образованием. Средний медицинский работник с высшим образованием не может выполнять трудовые действия врача-педиатра. |
9. |
Захарова Светлана Александровна |
Внештатный специалист Министерства здравоохранения Республики Коми |
Замечаний и предложений нет |
|
10. |
Куликов Александр Матвеевич |
Профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии СЗГМУ им. И.М. Сеченова, руководитель Учебно-методического центра по развитию клиник, дружественных к молодежи |
Замечаний и предложений нет |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.