Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284."
(подготовлен Минприроды России от 26.10.2018)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в ставки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284 "Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 16, ст. 2221; 2018, N 46, ст. 7044).
2. Настоящее постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2019 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д.А. Медведев |
Утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации
от _________ 201__ г. N ___
Изменения, которые вносятся в ставки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)
Позиции, касающиеся групп N 1 - 54, изложить в следующей редакции:
"Группа N 1 "Изделия текстильные готовые (кроме одежды)" |
18163 |
Группа N 2 "Ковры и ковровые изделия" |
18163 |
Группа N 3 "Спецодежда" |
13135 |
Группа N 4 "Одежда верхняя прочая" |
13135 |
Группа N 5 "Белье нательное" |
13135 |
Группа N 6 "Одежда прочая и аксессуары" |
13135 |
Группа N 7 "Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие" |
13135 |
Группа N 8 "Изделия деревянные строительные и столярные прочие" |
3416 |
Группа N 9 "Тара деревянная" |
3416 |
Группа N 10 "Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона" |
3055 |
Группа N 11 "Мешки и сумки бумажные" |
3055 |
Группа N 12 "Тара, упаковка бумажная и картонная прочая" |
3055 |
Группа N 13 "Изделия хозяйственные из бумаги или картона" |
3055 |
Группа N 14 "Принадлежности канцелярские бумажные" |
3055 |
Группа N 15 "Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона" |
3055 |
Группа N 16 "Издательская продукция печатная" |
3055 |
Группа N 17 "Нефтепродукты" |
3822 |
Группа N 18 "Шины, покрышки и камеры резиновые" |
7919 |
Группа N 19 "Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины" |
9987 |
Группа N 20 "Изделия из резины прочие" |
9987 |
Группа N 21 "Изделия пластмассовые упаковочные" |
10432 |
Группа N 22 "Изделия пластмассовые строительные" |
10432 |
Группа N 23 "Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые" |
10432 |
Группа N 24 "Изделия пластмассовые прочие" |
10432 |
Группа N 25 "Стекло листовое гнутое и обработанное" |
3184 |
Группа N 26 "Зеркала стеклянные" |
3184 |
Группа N 27 "Изделия из стекла изолирующие многослойные" |
3184 |
Группа N 28 "Стекло полое" |
3184 |
Группа N 29 "Бочки и аналогичные емкости из черных металлов" |
2699 |
Группа N 30 "Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов" |
2699 |
Группа N 31 "Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия" |
2748 |
Группа N 32 "Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование" |
29486 |
Группа N 33 "Мониторы, приемники телевизионные" |
29486 |
Группа N 34 "Оборудование коммуникационное" |
29486 |
Группа N 35 "Техника бытовая электронная" |
29486 |
Группа N 36 "Приборы оптические и фотографическое оборудование" |
29486 |
Группа N 37 "Элементы первичные и батареи первичных элементов" |
40650 |
Группа N 38 "Аккумуляторы свинцовые" |
27320 |
Группа N 39 "Батареи аккумуляторные" |
40650 |
Группа N 40 "Провода и кабели электронные и электрические прочие" |
2423 |
Группа N 41 "Оборудование электрическое осветительное" |
11091 |
Группа N 42 "Приборы бытовые электрические" |
29486 |
Группа N 43 "Приборы бытовые неэлектрические" |
29486 |
Группа N 44 "Инструменты ручные с механизированным приводом" |
29486 |
Группа N 45 "Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное" |
29486 |
Группа N 46 "Фильтры для двигателей внутреннего сгорания" |
22486 |
Группа N 47 "Упаковка металлическая из стали" |
2699 |
Группа N 48 "Упаковка металлическая из алюминия" |
2748 |
Группа N 49 "Упаковка полимерная" |
10432 |
Группа N 50 "Упаковка из гофрированного картона" |
3055 |
Группа N 51 "Упаковка из бумаги и негофрированного картона" |
3055 |
Группа N 52 "Упаковка стеклянная" |
3184 |
Группа N 53 "Упаковка деревянная и пробковая" |
3416 |
Группа N 54 "Упаковка из текстильных материалов" |
18163". |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в ставки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)" (далее - проект постановления)
Проект постановления подготовлен Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по итогам практики правоприменения постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284 "Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)".
При разработке проекта постановления учтены предложения, выработанные по итогам совещаний, состоявшихся в июле - октябре 2018 г. на площадке Минприроды России по вопросам повышения размеров ставок экологического сбора с представителями федеральных органов исполнительной власти, производителей и импортеров товаров, переработчиков отходов, отраслевых ассоциаций, а также учтены материалы, полученные от производителей и импортеров товаров, переработчиков отходов, отраслевых ассоциаций по запросу Минприроды России.
Проект постановления разработан с учетом поступивших в Минприроды России предложений Минпромторга России (письмо от 24 июля 2018 г. N ЕВ-46929/17) и бизнес-сообщества, в том числе предложений и замечаний, поступивших при проведении оценки регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284", размещенного на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 9 июля 2018 г.
Проект постановления доработан с учетом предложений и замечаний, поступивших при проведении оценки регулирующего воздействия текста проекта, размещенного на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 1 октября 2018 г.
Проектом постановления предусматривается, что устанавливаемые им размеры ставок экологического сбора по группам товаров и упаковки товаров применяются начиная с отчетного периода за 2019 год.
При определении и обосновании размеров ставок экологического сбора в подготовленном Минприроды России проекте постановления были приняты во внимание следующие факторы:
- оценка опасности отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду;
- возможность учета инвестиционной составляющей при формировании ставки экологического сбора;
- соотношение размера экологического сбора с величиной затрат, необходимых для осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства;
- эффективность действующих размеров ставок экологического сбора;
- фактический уровень утилизации отходов;
- имеющиеся производственные мощности по утилизации отходов и степени их загруженности.
По результатам анализа представленных федеральными органами исполнительной власти, производителями и импортерами товаров, переработчиками отходов, отраслевыми ассоциациями материалов, и имеющейся у Минприроды России и Росприроднадзора информации, при разработке проекта постановления основной акцент сделан на стимулирование роста уровня утилизации распространенных видов отходов, образующихся у населения (отходы бумаги, пластика и стекла, а также отработанные батареи и батарейки, аккумуляторы и фильтры).
Проект постановления направлен на реализацию основных принципов государственной политики в области обращения с отходами, установленных статьей 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в число которых входят комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов, использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
Экономическая эффективность экологического сбора выражается в создании стимулов к развитию сектора переработки вторичного сырья, что, безусловно, соответствует современным подходам к управлению отходами, основанным на принципе 3R: сократить (Reduce), повторно использовать (Reuse) и перерабатывать (Recycle), и, на этой основе, укреплению тенденций формирования в Российской Федерации основ для перехода к "зеленой" экономике, а также к повышению конкурентоспособности российского сектора переработки вторичного сырья за счет финансовой поддержки, как организации новых производственных мощностей, так и действующих предприятий-переработчиков вторичного сырья.
Среди других позитивных последствий принятия проекта постановления следует отметить экономию сырьевых ресурсов, создание новых рабочих мест и высвобождение земельных ресурсов.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые проектом постановления решения повлияют на реализацию основного мероприятия 1.1 "Нормативно-правовое, методическое и информационно-аналитическое обеспечение регулирования в области охраны окружающей среды" подпрограммы 1 "Регулирование качества окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326, и направлены на реализацию задачи по снижению негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Российской Федерации "О внесении изменений в ставки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)" (далее - проект постановления)
Проект постановления подготовлен по итогам практики правоприменения постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284 "Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)" (далее - Постановление).
Принятие проекта постановления не создает выпадающих доходов бюджетной системы Российской Федерации и не потребует привлечения дополнительных средств из федерального бюджета.
Реализация полномочий по администрированию средств экологического сбора будет осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности ее работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
Принятие проекта постановления повлечет увеличение доходов федерального бюджета от средств экологического сбора за счет увеличения его ставок. С учетом установленных нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее - нормативы утилизации) на 2018-2020 годы по соответствующим группам товаров и упаковки товаров, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2971-р, ожидаемые поступления доходов в федеральный бюджет (в случае если производители, импортеры товаров предпочтут уплату экологического сбора утилизации отходов от использования товаров) оценочно за 2019 год (поступления в 2020 году) составят 7,46 млрд. руб.
Данным проектом постановления предусматривается повышение размеров ставок экологического сбора по всем группам товаров и упаковки товаров в целях усиления их стимулирующей роли.
При разработке проекта постановления учтены поступившие в Минприроды России предложения Минпромторга России и бизнес-сообщества.
При установлении размеров ставок экологического сбора по группам товаров, группам упаковки товаров, по которым отсутствовали предложения об увеличении размеров ставок экологического сбора, исходили из размеров действующих ставок экологического сбора, умноженных на произведение среднегодовых значений индекса потребительских цен за 2017 - 2019 годы, указанных в Среднесрочном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 г.:
СТАВКА х 1,114,
где 1,114 - произведение среднегодовых значений индекса потребительских цен за 2017 - 2019 годы (1,037 х 1,027 х 1,046).
По группам товаров N 1 "Изделия текстильные готовые (кроме одежды)", N 2 "Ковры и ковровые изделия", N 3 "Спецодежда", N 4 "Одежда верхняя прочая", N 5 "Белье нательное", N 6 "Одежда прочая и аксессуары", N 7 "Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие", N 8 "Изделия деревянные строительные и столярные прочие", N 9 "Тара деревянная" и группам упаковки товаров N 53 "Упаковка деревянная и пробковая", N 54 "Упаковка из текстильных материалов" действующие ставки экологического сбора проиндексированы с учетом индекса потребительских цен за период 2017-2019 годы.
По группам товаров N 10 - 16 ("Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона", "Мешки и сумки бумажные", "Тара, упаковка бумажная и картонная прочая", "Изделия хозяйственные из бумаги или картона", "Принадлежности канцелярские бумажные", "Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона", "Издательская продукция печатная"), а также групп упаковки N 50 "Упаковка из гофрированного картона", N 51 "Упаковка из бумаги и негофрированного картона" ставки экологического сбора приняты на уровне 3055 руб. за 1 тонну. Учитывались предложения Минпромторга России и Саморегулируемой организации Ассоциация "Лига переработчиков макулатуры".
По группе товаров N 17 "Нефтепродукты" на основании обращений ООО "РН-Смазочные материалы" (ПАО "НК "Роснефть"), ПАО "Лукойл", ООО "Газпромнефть-смазочные материалы" (ПАО "Газпром нефть") ставка экологического сбора существенно не пересматривалась. Действующая ставка экологического сбора в размере 3431 руб. за 1 тонну увеличена с учетом индекса потребительских цен за период 2017-2019 годы до уровня 3822 руб. за 1 тонну.
По группам товаров N 18-20 ("Шины, покрышки и камеры резиновые", "Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины", "Изделия из резины прочие") действующие ставки экологического сбора проиндексированы с учетом индекса потребительских цен.
По группам товаров N 21-24 ("Изделия пластмассовые упаковочные", "Изделия пластмассовые строительные", "Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые", "Изделия пластмассовые прочие") и группе упаковки товаров N 49 "Упаковка полимерная" ставку экологического сбора предлагается увеличить до уровня 10432 руб. за 1 тонну на основании предложения Комитета по природопользованию и экологии ООО "Деловая Россия", с учетом поручения Правительства Российской Федерации об увеличении ставки экологического сбора по группе товаров "Изделия пластмассовые упаковочные" с целью стимулирования использования возобновляемых материалов (пункт 9 плана мероприятий по развитию алюминиевой промышленности и стимулированию спроса на алюминиевую продукцию высоких пределов на 2018 - 2023 гг., утвержденный протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 27 июня 2018 г. N ДК-П9-115пр). Также учитывались предложения ООО "УК "Сегежа групп", ГК "ЭкоТехнологии", ООО "Рециклен", ООО "Завод по переработке пластмасс "ПЛАРУС", Саморегулируемой организации "Ассоциация рециклинга отходов", ООО "Тайгер-Сибирь", Некоммерческой ассоциации "РусПЭК" и ОНФ.
По группам товаров N 25-27 ("Стекло листовое гнутое и обработанное", "Зеркала стеклянные", "Изделия из стекла изолирующие многослойные") действующие ставки экологического сбора проиндексированы с учетом индекса потребительских цен.
В отношении группы товаров N 28 "Стекло полое" и группы упаковки товаров N 52 "Упаковка стеклянная" принято решение приравнять ставки экологического сбора к ставкам экологического сбора для группы N 25 "Стекло листовое гнутое и обработанное" в связи с аналогичными способами обработки отходов от их использования (3184 руб. за 1 тонну).
В отношении групп товаров N 29 - 31 ("Бочки и аналогичные емкости из черных металлов", "Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов", "Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия") и групп упаковки товаров N 47 "Упаковка металлическая из стали", N 48 "Упаковка металлическая из алюминия", с учетом представленных в Минприроды России компаниями-переработчиками необходимых расчетов и информации, установлены размеры ставок экологического сбора на уровне 2699 руб. за 1 тонну (для групп товаров "Бочки и аналогичные емкости из черных металлов", "Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов", и группы упаковки товаров "Упаковка металлическая из стали") и 2748 руб. за 1 тонну (для группы товаров "Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия" и группы упаковки товаров "Упаковка металлическая из алюминия").
По группе товаров N 32-36 и N 42-45 ("Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование", "Мониторы, приемники телевизионные", "Оборудование коммуникационное", "Техника бытовая электронная", "Приборы оптические и фотографическое оборудование", "Приборы бытовые электрические", "Приборы бытовые неэлектрические", "Инструменты ручные с механизированным приводом", "Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное") действующие ставки экологического сбора проиндексированы с учетом индекса потребительских цен.
По группе товаров N 37 "Элементы первичные и батареи первичных элементов" размеры ставок экологического сбора увеличены до уровня 40650 руб. за 1 тонну на основании предложений НП "Национальная саморегулируемая организация "РУСЛОМ.КОМ", ОНФ, РАТЭК, Ассоциации переработчиков электронной и электро-бытовой техники, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ООО "Завод по переработке пластмасс "Пларус", Ассоциации Вторичных Пластмасс "РосВторПласт", ГК "ЭкоТехнологии", СРО Ассоциация "Лига переработчиков макулатуры", ООО "Рециклен", ООО "Тайгер-Сибирь", ООО "Сотелит", ООО "ПЛАСТИНДУСТРИЯ", ООО "Дженерал коллектор".
Ставка экологического сбора по группе товаров N 38 "Аккумуляторы свинцовые" принята на уровне 27320 руб. за 1 тонну на основании предложений АО АКОМ, НП "Национальная саморегулируемая организация "РУСЛОМ.КОМ", Ассоциации европейского бизнеса, Национальной ассоциация производителей источников тока "РУСБАТ" и ОНФ.
Ставка экологического сбора по группе товаров N 39 "Батареи аккумуляторные" увеличена до уровня 40650 руб. за 1 тонну на основе предложений НП "Национальная саморегулируемая организация "РУСЛОМ.КОМ", с учетом предложений от Ассоциации переработчиков электронной и электро-бытовой техники, ОНФ, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Ассоциации европейского бизнеса.
Ставку экологического сбора для группы N 40 "Провода и кабели электронные и электрические прочие" оставлена на уровне 2423 руб. за 1 тонну в связи с тем, что ставка сбора для данной группы впервые установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1293 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284".
Действующая ставка экологического сбора по группе товаров N 41 "Оборудование электрическое осветительное" проиндексирована с учетом индекса потребительских цен за период 2017-2019 годы.
По группе товаров N 46 "Фильтры для двигателей внутреннего сгорания" ставка экологического сбора принята на уровне 22486 руб. за 1 тонну на основании предложений Комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Ассоциации переработчиков электронной и электробытовой техники.
Экологический сбор предусмотрен Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно Закону N 89-ФЗ производители, импортеры товаров имеют выбор: обеспечивать самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, выполняя нормативы утилизации, либо уплачивать экологический сбор.
Таким образом, экологический сбор уплачивается только теми производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
Существует риск, что производители и импортеры товаров в связи с повышением размеров ставок экологического сбора, повысят цены на товары и упаковку товаров, мотивируя это возросшими расходами на исполнение "расширенной" ответственности производителей и импортеров товаров за утилизацию отходов от использования товаров. Следовательно, может возникнуть риск повышения социальной напряженности за счёт увеличения цен на товары и упаковку товаров. Однако учитывая, что доля экологического сбора в стоимости продукции незначительна, и в случае самостоятельной утилизации отходов от использования товаров экологический сбор не уплачивается, проект постановления объективно не приведет к ухудшению финансового положения хозяйствующих субъектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.