Доработанный текст проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении Порядка осуществления надзора и контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний"
(подготовлен Минтрудом России от 29.11.2018)
В соответствии с абзацем 2 подпункта 12 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 2011, N 49, ст. 7039; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 49, ст. 6928; N 52, ст. 7536; 2018, N 28, ст. 4154) приказываю:
1. Утвердить Порядок осуществления надзора и контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний, согласно приложению.
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2008 года N 18н "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по труду и занятости исполнения государственной функции по надзору за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения".
Министр |
М.А. Топилин |
Приложение
к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от "___" _______ 201_ г. N _____
Порядок
осуществления надзора и контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний
I. Общие положения
1. Порядок осуществления надзора и контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний,*(1) определяет сроки и последовательность действий при осуществлении Федеральной службой по труду и занятости*(2) надзора и контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний*(3).
2. Надзор (контроль) осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2018, N 32, ст. 5119);
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 2018, N 28, ст. 4154) *(4);
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 15, ст. 1375; 2003, N 2, ст. 160; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 51, ст. 6152; 2011, N 47, ст. 6608; N 48, ст. 6727; 2012, N 10, ст. 1163; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 45, ст. 6143; N 52, ст. 7553; 2015, N 1, ст. 53; N 48, ст. 6724; 2016, N 27, ст. 4292; 2017, N 1, ст. 6; N 18, ст. 2666; 2018, N 11, ст. 159);
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2018, N 32, ст. 5133) (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ);
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2015, N 27, ст. 3964; 2016, N 1, ст. 5; N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4183; N 52, ст. 7477, 7486; 2017, N 27, ст. 3931; N 51, ст. 7911; 2018, N 1, ст. 4; N 11, ст. 1591; N 27, ст. 3947);
постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 904 "Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 49, ст. 4826; 2010, N 9, ст. 964; 2017, N 13, ст. 1923; 2018, N 14, ст. 1977);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2901; 2007, N 37, ст. 4455; 2008, N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 146; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; 2012, N 1, ст. 171; N 15, ст. 1790; N 26, ст. 3529; 2013, N 33, ст. 4385; N 45, ст. 5822; 2014, N 26, ст. 3577; N 32, ст. 4499; 2015, N 2, ст. 491; N 16, ст. 2384; 2016, N 2, ст. 325; N 28, ст. 4741; 2018, N 10, ст. 1494);
постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 36 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 5, ст. 662; N 48 (2 ч.), ст. 6000; 2009, N 6, ст. 737; N 41, ст. 4784; 2011, N 51, ст. 7525; 2013, N 13, ст. 1559; 2015, N 7, ст. 1050, N 33, ст. 4824; 2016, N 24, ст. 3525; 2017, N 50, ст. 7609);
постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 38, ст. 5103; 2015, N 11, ст. 1607; N 33, ст. 4824);
постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1064 "Об утверждении методики определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 1, ст. 109; 2017, N 45, ст. 6671);
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 г. N 485 "Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 сентября 2005 г., регистрационный N 7029), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. N 624 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2006 г., регистрационный N 8409);
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 10н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2012 г., регистрационный N 25012), с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. N 550н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2013 г., регистрационный N 30584), от 7 сентября 2015 г. N 602н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2015 г., регистрационный N39785), от 20 июня 2016 г. N 300н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2016 г., регистрационный N 43168);
приказ Федеральной службы по труду и занятости от 11 сентября 2007 г. N 211 "Об утверждении регламента Федеральной службы по труду и занятости" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2007 г., регистрационный N 10678), с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по труду и занятости от 6 мая 2008 г. N 88 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2008 г., регистрационный N 11780), от 24 мая 2010 г. N 140 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2010 г., регистрационный N 17705), от 1 октября 2013 г. N 211 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2014 г., регистрационный N 31191), от 25 августа 2015 г. N 229 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 сентября 2015 г., регистрационный N 38851), от 26 мая 2016 г. N 181 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2016 г., регистрационный N 42475), от 25 августа 2016 г. N 330 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 сентября 2016 г., регистрационный N 43527), от 28 марта 2017 г. N 147 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2017 г., регистрационный N 46378), от 18 сентября 2017 г. N 553 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2017 г., регистрационный N 48410), от 31 января 2018 г. N 53 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2018 г., регистрационный N 50092).
приказ Федеральной службы по труду и занятости от 16 сентября 2015 г. N 253 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении надзора и контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08 октября 2015 г., регистрационный N 39226).
3. Предметом надзора (контроля) является:
1) соблюдение соответствия нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными*(5), требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными*(6), в виде:
а) пособия по безработице;
б) стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального обучения по направлению органов службы занятости;
в) материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
г) материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
д) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно;
2) своевременность и полнота представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)*(7) правовых актов в орган надзора (контроля);
3) исполнение предписания органа надзора (контроля).
4. В ходе мероприятий по надзору (контролю) анализируются сведения, содержащиеся в документах, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Надзор (контроль) осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими органа надзора (контроля), уполномоченными на осуществление данного надзора (контроля)*(8).
6. Уполномоченные должностные лица при осуществлении надзора (контроля) имеют право:
а) запрашивать документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) давать разъяснения по порядку осуществления надзора и контроля за нормативно-правовым регулированием;
в) осуществлять проверку правовых актов субъектов Российской Федерации;
г) получать экземпляры правовых актов, поступивших в орган контроля (надзора) в день их поступления, в том числе в электронном виде;
д) готовить и направлять акт о результатах проверки правового акта, запрос о представлении правового акта в субъекты Российской Федерации, предписание об отмене нормативного правового акта или внесения в него изменений, протокол об административном правонарушении;
е) направлять обращения в органы государственной власти, органы прокуратуры с целью проведения оценки правого акта на соответствие нормам и положениям федерального законодательства.
7. Уполномоченные должностные лица при осуществлении надзора (контроля) обязаны:
а) соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим порядком;
б) осуществлять проверку представленных в орган надзора (контроля) правовых актов;
в) вести журнал учета, поступивших правовых актов субъектов, в электронном виде;
г) осуществлять анализ представленных в орган надзора (контроля) правовых актов субъектов Российской Федерации;
д) размещать информацию на официальном сайте органа надзора (контроля) в сети Интернет о результатах надзора (контроля).
8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации имеет право:
а) направлять в орган надзора (контроля) запросы о порядке осуществления надзора (контроля) и получать на них ответы;
б) давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
в) определять органы и/или должностные лица субъекта Российской Федерации, ответственные за оформление и своевременное представление экземпляров правовых актов в орган надзора (контроля);
г) обжаловать решения органа надзора (контроля) в установленном законодательством порядке.
9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязано:
а) обеспечить представление в орган надзора (контроля) экземпляров правовых актов, в течение 10 (десяти дней) после дня их принятия*(9);
б) обеспечить надлежащее оформление экземпляра правового акта субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 14 Порядка;
в) исполнить предписание об отмене правовых актов или о внесении в них изменений, в установленные сроки, выполнить требование о представлении правового акта субъекта Российской Федерации, указанное в запросе органа надзора (контроля).
II. Организация и проведение проверок
10. Надзор (контроль) осуществляется путем проведения проверки принятых и поступивших в орган надзора (контроля) правовых актов на их соответствие обязательным требованиям, сроков их представления*(10), а также мониторинга полноты представления правовых актов.
11. Экземпляр правового акта подлежит направлению в орган надзора (контроля) в течение 10 дней после дня принятия правового акта.
12. Экземпляр правового акта подлежит направлению в орган надзора (контроля), если хотя бы одно положение правового акта регулирует вопросы переданного полномочия.
13. При принятии правового акта о внесении изменений в действующий правовой акт (акты) в орган надзора (контроля) направляется экземпляр правового акта о внесении изменений.
14. Экземпляр правового акта направляется в орган надзора (контроля) в виде копии правового акта, идентичной оригиналу, заверенной подписью уполномоченного должностного лица и печатью, с сопроводительным письмом на бумажном носителе либо в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью.
15. Своевременное представление в орган надзора (контроля) экземпляров правовых актов обеспечивает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.
16. При поступлении экземпляра правового акта уполномоченные должностные лица осуществляют проверку соблюдения сроков представления правового акта в орган надзора (контроля).
17. В случае, если правовой акт был представлен позднее установленного срока, уполномоченные должностные лица готовят проект письма высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации с информацией о несоблюдении установленного срока представления правового акта, о наличии события административного правонарушения, дате и месте составления протокола об административном правонарушении. Письмо подписывает руководитель органа надзора (контроля).
18. При наступлении даты составления протокола об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо в присутствии лица субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляется возбуждение дела об административном правонарушении, или его законного представителя в установленном порядке составляет протокол об административном правонарушении.
19. В случае неявки лица субъекта Российской Федерации или его законного представителя в установленный срок, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
20. Протокол об административном правонарушении в установленном порядке направляется в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении.
21. Проверка правовых актов проводится уполномоченными должностными лицами в течение 15 рабочих дней со дня поступления правового акта. По решению руководителя органа надзора (контроля) срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
22. В случае, если правовой акт не содержит норм и положений, регулирующих вопросы переданного полномочия, его проверка не проводится.
23. В случае, если нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации наряду с нормами и положениями, регулирующими вопросы переданного полномочия, содержит нормы и положения, не относящиеся к вопросам переданного полномочия, проверка таких норм и положений не производится.
24. В случае, если правовой акт вносит изменения в другой правовой акт (акты) проводится проверка как правового акта о внесении изменений, так и правового акта (актов), в который внесены изменения.
III. Составление акта о результатах проверки
25. По результатам проверки правовых актов уполномоченные должностные лица принимают решение о соответствии либо несоответствии правового акта обязательным требованиям.
26. Выявленные нарушения обязательных требований указываются в акте проверки со ссылкой на конкретные положения законодательства Российской Федерации.
27. Решение оформляется в виде акта, содержащего следующие сведения:
а) наименование органа надзора (контроля);
б) номер, дата и место составления;
в) вид, реквизиты и наименование правового акта;
г) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) должность лица, подписавшего правовой акт с указанием субъекта Российской Федерации;
д) правовые основания проведения проверки;
е) предмет проверки;
ж) перечень прилагаемых к акту проверки документов;
з) результат проверки;
и) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность уполномоченного должностного лица, подписавшего акт.
28. При соответствии правового акта обязательным требованиям на основании подписанного акта о результатах проверки высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки направляется письмо с информацией о проведенной проверке, подписанное руководителем (заместителем руководителя) органа надзора (контроля).
V. Принятие мер по результатам проведения проверок
29. В случае установления фактов нарушения обязательных требований, выявленных в ходе проверки и зафиксированных в акте проверки, орган надзора (контроля) выдает высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязательные для исполнения предписания.
Предписание оформляется на бланке письма органа надзора (контроля), подписывается руководителем и содержит следующие сведения:
а) номер, дата и место составления;
б) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) должность лица, подписавшего правовой акт с указанием субъекта Российской Федерации, либо наименование органа, принявшего правовой акт;
в) правовые основания проведения проверки и выдачи предписания с указанием реквизитов акта о проверке;
г) описание выявленных в правовом акте несоответствий законодательству Российской Федерации;
д) указание о представлении документов, подтверждающих исполнение предписания;
е) срок исполнения предписания;
ж) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) должность лица, подписавшего предписание.
30. В целях исполнения предписания высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обеспечивает в срок, установленный предписанием, представление в орган надзора (контроля) сопроводительного письма с приложением правового акта, принятого во исполнение указанного предписания и оформленного в соответствии с пунктом 14 Порядка.
31. Срок исполнения предписания может быть продлен по решению руководителя органа надзора (контроля) на основании обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, но не более чем на 30 рабочих дней.
32. Проверка поступившего во исполнение предписания правового акта проводится в соответствии с пунктами 21 - 28 настоящего порядка.
33. Сведения о правовых актах, поступивших в орган надзора (контроля), результатах проверок, выданных предписаний и составленных протоколах об административном правонарушении заносятся в электронный журнал учета.
34. В случае неисполнения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации предписания органом надзора (контроля) принимаются меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности в соответствии с подпунктом 86 пункта 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
IV. Организация и проведение мониторинга полноты представления правовых актов
35. Мониторинг полноты представления правовых актов в орган надзора (контроля) осуществляется не реже одного раза в полугодие (далее - мониторинг).
36. Мониторинг осуществляется в электронном виде посредством анализа правовых актов, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, доступных на портале Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) в справочно-правовых системах, установленных в Федеральной службе по труду и занятости.
37. Должностные лица после обобщения информации о всех правовых актах, принятых за истекший период, проводят сравнение полученных сведений со сведениями, имеющимися в электронном журнале учета, с целью выявления правовых актов, регулирующих вопросы переданного полномочия и не поступавших в орган надзора (контроля).
38. При выявлении правовых актов, не поступавших в орган надзора (контроля), высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации направляется запрос о представлении правового акта в орган надзора (контроля) с указанием срока представления, подписанный руководителем (заместителем руководителя) органа надзора (контроля).
39. По результатам мониторинга осуществляется подготовка отчета по всем субъектам Российской Федерации.
40. При поступлении правого акта на основании запроса должностные лица проводят их проверку в соответствии с пунктами 21 - 28 Порядка.
41. Основанием для направления запроса о представлении правового акта и проведения проверки в соответствии с настоящим порядком могут быть обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления.
42. Информация о фактах ненадлежащего исполнения обязанности по представлению правовых актов в орган надзора (контроля) может быть направлена в органы прокуратуры.
-------------------------------------------
*(1) Далее - Порядок.
*(2) Далее - орган надзора (контроля).
*(3) Далее - надзор (контроль).
*(4) Далее - Закон о занятости населения
*(5) Далее - переданное полномочие.
*(6) Далее - обязательные требования.
*(7) Далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.
*(8) Далее - уполномоченные должностные лица.
*(9) В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 8 статьи 7.1 Закона о занятости населения.
*(10) Далее - проверка правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.