Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 20.12.2018 г.)
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции"
Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6953; 2014, N 6, ст. 558, 559, 566; N 30 ст. 4259; N 42, ст. 5615; N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1021, 1022; N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 26, ст. 3870; N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 25, ст. 3591; N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 11, ст. 1591; N 31, ст. 4857; N 32, ст. 5125) следующие изменения:
1) статью 5 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции должен пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции должен:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина должен назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
6. При возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения, либо преследования лиц, их совершивших, положения, предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи, реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий.
7. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
8. Полиция обеспечивает каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.";
2) в части 2 статьи 7 слова "связан решениями" заменить словами "зависим от решений";
3) в статье 9:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"Полиция при осуществлении своей деятельности опирается на поддержку граждан и принимает меры по укреплению общественного доверия к себе.";
б) первое предложение части 3 изложить в следующей редакции:
"3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция в пределах своих полномочий принимает меры по восстановлению нарушенных прав и свобод.";
в) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанных мониторингов регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.";
г) в части 6 слово "основных" исключить;
4) в части 1 статьи 11 слова "обязана использовать" заменить словом "использует";
5) в части 1 статьи 12:
а) пункт 9 после слов "следственного органа," дополнить словом "дознавателя,";
б) в пункте 11 слова "пресекать административные правонарушения" заменить словами "выявлять и пресекать административные правонарушения";
в) пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18) проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы в ходе уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности, и при проверке заявлений и сообщений о преступлениях;";
г) пункт 19 после слов "оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии" дополнить словами ", в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации";
д) пункт 26 изложить в следующей редакции:
"26) осуществлять в соответствии с федеральным законом административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно; участвовать в осуществлении контроля за соблюдением лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, обязанностей, возложенных на них судом;";
6) в части 1 статьи 13:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) требовать от граждан, в случае их обращения, назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществлять меры по идентификации указанных лиц; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;";
б) дополнить пунктом 31 следующего содержания:
"31) в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, производить осмотр места происшествия, местности, помещений, транспортных средств, предметов, документов и иных объектов и составлять по его результатам акт осмотра;";
в) пункт 5 после слов "объединения и организации" дополнить словами "независимо от форм собственности";
г) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, заслоны, устанавливать конструктивно обозначенные ограничительные линии, использовать другие формы охраны общественного порядка и охраны объектов;";
д) в пункте 10 слова "производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия;" исключить;
е) пункт 12 дополнить словами "объявлять физическому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;";
ж) пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации или специализированные учреждения, оказывающие помощь по выведению из состояния алкогольной (наркотической) интоксикации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации или специализированные учреждения, оказывающие помощь по выведению из состояния алкогольной (наркотической) интоксикации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;";
з) пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств, если имеются основания полагать, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, а также скрывают предметы хищения, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;";
и) дополнить пунктом 181 следующего содержания:
"181) осуществлять в границах территорий (на отдельных участках местности) или объектах, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением в случае необходимости технических средств, для предупреждения проноса (провоза) предметов, свободный оборот которых запрещен или ограничен, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий (на отдельных участках местности) или объектах совершено преступление;";
к) пункт 20 после слов "соответствующего акта;" дополнить словами "производить вскрытие транспортного средства в случаях, предусмотренных статьей 151 настоящего Федерального закона;";
7) часть 2 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"2. Права, предоставляемые полиции, реализуются должностными лицами полиции в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.";
8) в статье 14:
а) пункт 5 части 2 после слов "предусмотрены законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";
б) часть 15 после слов "лицо отказывается" дополнить словами "либо по объективным причинам не может";
9) в статье 15:
а) в наименовании статьи слова "Вхождение (проникновение)" заменить словом "Проникновение";
б) в части 2 слово "входить" заменить словом "проникать";
в) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:
1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств несчастного случая;
5) для задержания лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния.";
г) в абзаце первом, пунктах 3 и 4 части 5 слова "вхождение (проникновение)" в соответствующем падеже заменить словом "проникновение" в соответствующем падеже;
д) часть 6 изложить в следующей редакции:
"6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.";
е) часть 7 изложить в следующей редакции:
"7. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления.";
10) дополнить статьей 151 следующего содержания:
"Статья 151. Вскрытие транспортного средства
1. Полиция имеет право производить вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:
1) для спасения жизни граждан;
2) для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
3) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;
4) для пресечения преступления;
5) для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения;
6) для проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные;
7) для проверки сообщения об угрозе террористического акта;
8) для установления обстоятельств несчастного случая.
2. Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию собственника либо иного законного владельца транспортного средства или находящихся в нем граждан служебное удостоверение, предупредить о своем намерении, разъяснить им причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан, за исключением случаев, когда это не представляется возможным.
3. О вскрытии транспортного средства не позднее 24 часов с момента вскрытия транспортного средства информируется собственник транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Полиция в отсутствие собственника или иного законного владельца вскрытого транспортного средства обеспечивает недопущение доступа посторонних лиц в транспортное средство.";
11) статью 16 дополнить частью 31 следующего содержания:
"31. В период оцепления (блокирования) территорий (участков местности) или объектов полиция может осуществлять осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением в случае необходимости технических средств, по решению руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, согласованному с высшим должностным лицом органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру или представить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать его проход и выезд транспортного средства с таких территорий (участков местности) или объектов до снятия оцепления (блокирования).";
12) в части 2 статьи 23 слова "настоящим оружием и" заменить словами "настоящим оружием или";
13) часть 2 статьи 24 изложить в следующей редакции:
"2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, прикоснуться к его огнестрельному оружию или совершить иные действия, дающие основание расценить их как оказываемое противодействие, сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.";
14) в статье 28:
а) пункт 8 части 1 признать утратившим силу;
б) в пункте 3 части 3 слова "использовать в случаях" заменить словами "останавливать транспортные средства, использовать в случаях";
15) в статье 30:
а) дополнить частью 11 следующего содержания:
"11. Сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции, если эти действия осуществлялись по основаниям и в порядке, установленным федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности полиции.";
б) в части 2 слова "или прямому начальнику" заменить словами "и другому прямому начальнику";
16) статью 41 признать утратившей силу.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.