Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 20.12.2018 г.)
Законопроект подготовлен по результатам анализа правоприменительной практики в сфере законодательного обеспечения деятельности органов внутренних дел и совершенствования Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции"), в результате которого удалось выявить ряд проблем, препятствующих органам внутренних дел эффективно исполнять свои обязанности по защите граждан и общества от преступных посягательств.
При подготовке законопроекта учтены также предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов МВД России, ветеранов органов внутренних дел, общественных объединений и граждан.
Законопроект направлен на усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан, совершенствование практической деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, уточнение и детализацию их обязанностей и прав, исключение из отраслевого законодательства норм, которые носят неопределенный характер.
Ряд изменений Федерального закона "О полиции" направлен на совершенствование деятельности полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений. Так, четко разграничиваются обязанности по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, розыску лиц, в отношении которых установлен такой надзор, и по участию в контроле за соблюдением лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, обязанностей, возложенных на них судом.
Законопроектом часть 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" дополняется нормой, согласно которой сотрудники полиции вправе осматривать места происшествия, местности, помещения, транспортные средства, предметы, документы и иные объекты в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях.
Данная норма корреспондирует закрепленной пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О полиции" обязанности документировать, в том числе, обстоятельства происшествия.
Проектируемая норма позволит отграничить соответствующие проверочные действия от мероприятий, осуществляемых в рамках правоотношений, регламентированных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Практическая потребность в предоставлении полиции такого права обусловлена тем, что для рассмотрения сообщения о происшествии, как правило, необходимы данные о внешних характеристиках местности, предметов, транспортных средств, документов и иных объектов. Указанная информация может быть получена путем визуального обследования указанных объектов и фиксации его результатов в определенном акте. Однако Федеральный закон "О полиции" предоставляет полиции право производить осмотр лишь в некоторых специальных случаях (пункты 18, 20, 25 части 1 статьи 13, часть 16 статьи 14, часть 4 статьи 15).
Реализация указанного предложения позволит повысить качество проверки сообщений о происшествиях.
В целях возложения на полицию обязанности по принятию безотлагательных мер к задержанию лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают, как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления, статью 15 Федерального закона "О полиции" предлагается дополнить нормой, предусматривающей возможность проникновения сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания указанных лиц.
В виду упразднения в системе МВД медицинских вытрезвителей в настоящее время в субъектах Российской Федерации по-разному решается вопрос об организациях, в которые сотрудники органов внутренних дел могут доставлять лиц, находящихся в состоянии опьянения. В этой связи Федеральный закон "О полиции" предлагается дополнить нормой, уточняющей профиль таких организаций (медицинские организации и специализированные учреждения, оказывающие помощь по выведению из состояния алкогольной (наркотической) интоксикации). Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации уже созданы и функционируют подобные учреждения на региональном и муниципальном уровнях. Введение указанной нормы дает правовое основание сотрудникам полиции доставлять в такие учреждения граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться в целях своевременного устранения негативных факторов для их здоровья.
Кроме того, полиция в целях спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность (например, лицо, находящееся в транспортном средстве, нуждается в оказании первой или медицинской помощи либо в машине без присмотра оставлен младенец и другие), наделяется правом осуществлять вскрытие транспортного средства. Полиция также получает право вскрытия транспортного средства в случае, если в нем заблокировалось лицо, совершившее (совершающее) преступление.
Федеральный закон "О полиции" предлагается дополнить статьей 151, определяющей порядок реализации данного права, а также порядок информирования собственника либо иного законного владельца транспортного средства о вскрытии транспортного средства и, возникающих в связи с этим правах и обязанностях. Аналогичным полномочием обладают войска национальной гвардии Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 8, статья 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").
Для пресечения хищений чужого имущества предлагается наделить полицию полномочием осуществлять досмотр граждан, в том числе при наличии оснований полагать, что они скрывают при себе предметы кражи.
Законопроектом полиции предоставляется право осуществлять в границах территорий (на отдельных участках местности), определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением в случае необходимости технических средств, для предупреждения проноса (провоза) предметов, свободный оборот которых запрещен или ограничен.
Также в статье 16 Федерального закона "О полиции" закрепляется, что в период оцепления (блокирования) территорий (участков местности) и объектов полиция может осуществлять осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением в случае необходимости технических средств, по решению руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, согласованному с высшим должностным лицом органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру или представить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать его проход и выезд транспортного средства с таких территорий (участков местности) и объектов до снятия оцепления (блокирования).
Проектируемое предписание не является законодательной новеллой. В его основу заложен подход уже реализуемый в рамках статьи 48 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", в соответствии с которой сотрудники органов внутренних дел проводят досмотр граждан, транспортных средств и перевозимых грузов в границах территорий, определенных решениями органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В развитие названной нормы субъектами Российской Федерации приняты соответствующие акты (например, постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2008 г. N 1187-ПП город Москва определен территорией, в пределах которой осуществляется контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров). Решения аналогичного характера принимались и в других субъектах Российской Федерации (постановление Правительства Хабаровского края от 13 февраля 2010 г. N 35-пр, постановление Правительства Республики Алтай от 2 ноября 2010 г. N 238, указ Губернатора Свердловской области от 24 сентября 2009 г. N 864-УГ и другие).
Проектируемая норма с учетом опыта реализации положений Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" распространяет и адаптирует к современным потребностям противодействия преступности имеющуюся практику, в том числе в отношении других объектов, являющихся средствами, орудиями или предметами преступлений и административных правонарушений, представляющих высокую степень угрозы общественной безопасности (оружие, взрывные устройства, взрывчатые вещества, радиационно-, химически- и бактериалогически опасных веществ).
Между тем, положения Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", определяющие соответствующие меры государственного принуждения, в виду специфики предмета правового регулирования носят эпизодический характер.
В свою очередь, проектируемый пункт 181 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" предназначен для систематического применения, так как направлен на пресечение провоза (проноса) множества видов и форм вышеперечисленных предметов, устройств и веществ, незаконное использование которых может представлять опасность для жизни и здоровья граждан.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Внесение проектируемых изменений не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.