Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
(подготовлен Минфином России 19.12.2018 г.)
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5029; 2008, N 52, ст. 6225; 2013, N 52, ст. 6975; 2018, N 32, ст. 5115) следующие изменения:
1) дополнить статьей 4.1 следующего содержания:
"Статья 4.1. Особенности обмена информацией в электронной форме.
1. Вкладчики и иные лица, взаимодействующие с Агентством по вопросам, отнесенным настоящим Федеральным законом к функциям Агентства, вправе направлять в Агентство и получать информацию от Агентства в электронной форме в случаях, предусмотренных федеральными законами и (или) правилами обмена информацией в электронной форме, установленными Агентством, с использованием официального сайта Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Агентства в сети "Интернет"), а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Официальный сайт Агентства в сети "Интернет" используется в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между Агентством, являющимся оператором этой информационной системы, вкладчиками и иными лицами, взаимодействующими с Агентством.
Доступ к официальному сайту Агентства в сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящей статьей, может осуществляться вкладчиками и иными лицами, взаимодействующими с Агентством, с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также систем идентификации банков-агентов и иных уполномоченных Агентством банков.
2. Агентство вправе поручать на основании договора банкам-агентам (иным уполномоченным Агентством банкам) оказание услуг по идентификации личности вкладчиков и иных лиц, взаимодействующих с Агентством, их аутентификации, а также по обработке направляемой такими лицами информации (далее - агентские услуги банка-агента) в порядке, установленном правилами обмена информацией в электронной форме, указанными в части 1 настоящей статьи, с использованием сайта банка-агента (иного уполномоченного Агентством банка) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Деятельность банков-агентов (иных уполномоченных Агентством банков) по исполнению агентских услуг банка-агента, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Порядок отбора иных уполномоченных Агентством банков устанавливается Агентством.
В случае исполнения агентских услуг банка-агента с использованием сайта банка-агента (иного уполномоченного Агентством банка) договор между Агентством и банком-агентом (иным уполномоченным Агентством банком) должен предусматривать условие об автоматизированном информационном взаимодействии между указанным сайтом и официальным сайтом Агентства в сети "Интернет" в рамках исполнения агентских услуг банка-агента.
3. При осуществлении обмена информацией между Агентством и иными лицами, взаимодействующими с Агентством, информация в электронной форме, отправленная Агентству и подписанная простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, если иное не установлено правилами обмена информацией в электронной форме, указанными в части 1 настоящей статьи.
Согласие на обработку персональных данных физического лица (представителя юридического лица), подписанное простой электронной подписью такого лица, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Требования к электронным документам, направляемым при обмене информацией между Агентством и иными лицами, взаимодействующими с Агентством, в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к использованию простой электронной подписи, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", определяются правилами обмена информацией в электронной форме, установленными Агентством.
4. Правила обмена информацией в электронной форме, предусмотренные настоящей статьей, размещаются на официальном сайте Агентства в сети "Интернет".
5. По соглашению между Агентством и Банком России, а также банками - участниками системы страхования вкладов могут устанавливаться иные условия обмена информацией в электронной форме между указанными лицами, отличные от правил обмена информацией в электронной форме, определяемых Агентством в соответствии с настоящей статьей.";
2) в статье 10:
а) в пункте 2 части 4 после слов "удостоверяющие его личность" дополнить словами "(за исключением обращения в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам в электронной форме в соответствии со статьей 4.1 настоящего Федерального закона)";
б) дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. При обращении в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам в соответствии со статьей 4.1 настоящего Федерального закона, документы, удостоверяющие личность физического лица, не представляются, а документы, предусмотренные пунктами 3-5 части 4 настоящей статьи, представляются в виде нотариальных документов, изготовленных в электронной форме и подписанных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о нотариате.";
3) в пункте 7 части 4 статьи 27 после слов ", а также Агентством на его официальном сайте" слова "информационно-телекоммуникационной" исключить.
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2010, N 17, ст. 1988; 2011, N 7, ст. 905; N49, ст. 7068; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 52, ст. 7543; 2016, N 26, ст. 3891) следующие изменения:
1) абзац второй пункта 3 статьи 180 дополнить словами ", за исключением статьи 180.1 настоящего Федерального закона";
2) дополнить статьей 180.1 следующего содержания:
"Статья 180.1. Особенности обмена информацией в электронной форме между участниками отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) финансовых организаций
1. При осуществлении Агентством полномочий конкурсного управляющего в деле о банкротстве либо ликвидатора финансовой организации кредиторы (иные лица), взаимодействующие с Агентством (финансовой организацией - должником), вправе направлять и получать информацию в электронной форме в случаях, предусмотренных федеральными законами и (или) правилами обмена информацией в электронной форме, установленными Агентством, с использованием официального сайта Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Агентства в сети "Интернет"). Официальный сайт Агентства в сети "Интернет" может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между кредиторами (иными лицами) и финансовой организацией - должником либо Агентством, которое является оператором этой информационной системы. Доступ к официальному сайту Агентства в сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящей статьей, может осуществляться кредиторами (иными лицами), взаимодействующими с Агентством (финансовой организацией - должником), с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также систем идентификации уполномоченных Агентством финансовых организаций.
2. Агентство вправе поручать на основании договора уполномоченным финансовым организациям оказание услуг по идентификации личности кредиторов (иных лиц), взаимодействующих с Агентством (финансовой организацией - должником), их аутентификации, а также по обработке представляемых такими лицами документов (далее - агентские услуги уполномоченных финансовых организаций) в порядке, установленном правилами обмена информацией в электронной форме, указанными в пункте 1 настоящей статьи, с использованием сайта уполномоченной финансовой организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Деятельность таких уполномоченных финансовых организаций по исполнению агентских услуг уполномоченных финансовых организаций осуществляется в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Порядок отбора уполномоченных Агентством финансовых организаций устанавливается Агентством.
Договор между Агентством и указанной в настоящем пункте уполномоченной финансовой организацией должен предусматривать условие об автоматизированном информационном взаимодействии между сайтом уполномоченной финансовой организации и официальным сайтом Агентства в сети "Интернет" при осуществлении деятельности по исполнению агентских услуг уполномоченных финансовых организаций.
3. При осуществлении обмена информацией между кредиторами (иными лицами), взаимодействующими с Агентством (финансовой организацией - должником), информация в электронной форме, отправленная Агентству либо финансовой организации - должнику и подписанная простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, если иное не установлено правилами обмена информацией в электронной форме, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Согласие на обработку персональных данных физического лица (представителя юридического лица), подписанное простой электронной подписью такого лица, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Требования к электронным документам, направляемым при обмене информацией между Агентством и кредиторами (иными лицами), взаимодействующими с Агентством (финансовой организацией - должником), в соответствии с настоящим Федеральным законом в адрес Агентства либо финансовой организации - должника, а также требования к использованию простой электронной подписи, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", определяются правилами обмена информацией в электронной форме, установленными Агентством.
4. Правила обмена информацией в электронной форме, указанные в настоящей статье, размещаются на официальном сайте Агентства.
5. Предоставление информации в электронной форме в соответствии с настоящей статьей осуществляется бесплатно.";
3) в абзаце третьем пункта 2 статьи 184.4-1 слова "информационно-телекоммуникационной" исключить.
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона.
2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) при реализации функций, возложенных на нее федеральными законами, оказывает услуги гражданам и организациям - клиентам и контрагентам ликвидируемых банков, являющихся участниками системы страхования вкладов, и иных финансовых организаций. При оказании данных услуг Агентство принимает на рассмотрение значительное количество документов, а также предоставляет заявителям различные сведения. К таким документам и сведениям, в частности, относятся требования о выплате возмещения по вкладам, требования кредиторов ликвидируемых финансовых организаций, выписки из реестра обязательств банка перед вкладчиками, справки о выплаченных суммах возмещения по вкладам, выписки из реестра требований кредиторов.
Число лиц (организаций и граждан), взаимодействующих с Агентством в процессе получения страхового возмещения и расчетов с кредиторами ликвидируемых финансовых организаций, постоянно возрастает. К настоящему времени Агентство в ходе исполнения своих функций оказало различные услуги более чем 7 млн. заявителей. При этом в последние три года среднее число обращений в Агентство составляет более 1,5 млн. в год.
В этой связи целью проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - законопроект) является устранение препятствий правового характера для перевода основных услуг Агентства в электронную форму, в том числе обеспечение доступа Агентства к идентификационным возможностям ЕСИА - федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", а также обеспечение возможности оказания некоторых услуг Агентства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ).
Публичный статус Агентства как государственной корпорации, учрежденной и действующей на основании федеральных законов, позволяет ему интегрироваться в систему федеральных информационных ресурсов, реализуемых Правительством Российской Федерации. При этом общественная значимость деятельности Агентства, ориентированность на максимально широкий круг потенциальных заявителей позволяют логично вписаться в концепцию сервисов электронного правительства.
В целях реализации возможности осуществления электронного взаимодействия между участниками системы страхования вкладов и в процессе осуществления Агентством полномочий конкурсного управляющего (ликвидатора) в делах о банкротстве финансовых организаций законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы, регулирующие деятельность Агентства, устраняющие требование идентификации личности заявителей исключительно по паспорту (или иному документу, удостоверяющему личность), в том числе прямо предусматривающих использование идентификационных возможностей ЕСИА.
Внесение соответствующих изменений обеспечит возможность оказания Агентством востребованных гражданами и организациями услуг в электронной форме через официальный сайт Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) через ЕПГУ, что позволит повысить их доступность для населения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.