Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 26.12.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" разработан в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Богатырева".
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении признал не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой на основании содержащейся в ней нормы разрешается вопрос о возможности сохранения права пользования жилым помещением в доме жилищно-строительного кооператива за лицами, которые были включены в ордер на его предоставление, в случае обращения взыскания на данное жилое помещение как на заложенное имущество и его реализации с публичных торгов, что в системе сохраняющего неопределенность правового регулирования препятствует эффективной судебной защите прав и законных интересов собственника (приобретателя) жилого помещения, который при заключении договора купли-продажи не знал и не должен был знать о наличии права пользования приобретаемым им жилым помещением у членов семьи прежнего собственника такого жилого помещения.
Согласно постановлению федеральному законодателю надлежит в силу требований Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в указанном постановлении, внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на создание механизма, обеспечивающего при соблюдении баланса прав и законных интересов членов семьи прежнего собственника отчуждаемого жилого помещения и собственника (приобретателя) данного жилого помещения их эффективную реализацию и защиту.
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на выполнение указанных выше предписаний Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам, составляли фонд жилищно-строительных кооперативов и не относились к государственному или общественному жилищному фонду. В настоящее время жилые помещения в так называемых "домах жилищно-строительных кооперативов" относятся к частному жилищному фонду.
Действие статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) изначально не планировалось распространять на жилые помещения, приобретенные в собственность членами жилищных и жилищно-строительных кооперативов в результате полной выплаты ими паевых взносов. Возникновение права собственности члена жилищного или жилищно-строительного кооператива на жилое помещение не является приватизацией, поскольку жилое помещение из частной собственности кооператива переходит в частную собственность члена кооператива.
В связи с этим установленное в статье 19 Федерального закона N 189-ФЗ нераспространение действия положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения, имеющих в момент приватизации данного жилого помещения равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим (если иное не установлено законом или договором), нецелесообразно применять по аналогии к сохранению права пользования жилым помещением в "доме жилищно-строительного кооператива", на которое как на предмет залога было обращено взыскание, за лицами, получившими это право на основании ордера на предоставление данного жилого помещения.
В названном выше постановлении Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно отмечено отсутствие правового регулирования права пользования жилым помещением бывшими членами семьи собственника данного жилого помещения, право собственности на которое возникло в результате полного внесения паевого взноса членом жилищного и жилищно-строительного кооператива. При этом Конституционный суд Российской Федерации указывает в постановлении на отсутствие законодательных норм, прямо регулирующих вопрос о возможности сохранения за членами семьи прежнего собственника жилого помещения в "доме жилищно-строительного кооператива" в случае его отчуждения с публичных торгов права пользования этим жилым помещением. При этом по мнению Конституционного суда Российской Федерации применение статья 19 Федерального закона N 189-ФЗ по аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса) с учетом различия в правовой природе приобретения права собственности на жилое помещение членом жилищно-строительного кооператива в связи с полным внесением им паевого взноса и нанимателем жилого помещения в порядке его приватизации и обусловленные этими различиями права членов семьи собственников соответствующих жилых помещений в случае прекращения семейных отношений - "существенно ограничивает право собственности приобретателя такого жилого помещения, допуская не сбалансированное с его интересами удовлетворение интересов членов семьи его прежнего собственника и не обеспечивая адекватный механизм судебной защиты данного права".
Учитывая указанные различия в правовой природе приобретения права собственности на жилое помещение членом жилищного или жилищно-строительного кооператива в связи с полным внесением им паевого взноса и пользователями жилого помещения из состава государственного или муниципального жилищного фонда в порядке его приватизации, законопроектом предлагается сохранить предмет регулирования статьи 19 Федерального закона N 189-ФЗ, а именно - отношений по пользованию жилым помещением, приватизированным из состава государственного или муниципального жилищного фонда в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", бывшими членами семьи собственника данного жилого помещения в случае, если в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.
Одновременно законопроектом предлагается обеспечить защиту прав и законных интересов собственника (приобретателя) жилого помещения в "доме жилищно-строительного кооператива" и одновременно прав бывших членов семьи собственника такого жилого помещения путем дополнения Федерального закона N 189-ФЗ новой статьей 191, предусматривающей неприменение положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса в отношении бывших членов семьи собственника жилого помещения при одновременном соблюдении следующих условий:
право пользования таким жилым помещением возникло у указанных лиц на основании ордера, предоставленного члену жилищно-строительного кооператива, в соответствии с решением общего собрания членов жилищно-строительного кооператива, утвержденным исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации;
указанные лица зарегистрированы в таком жилом помещении по месту жительства;
у указанных лиц отсутствует право пользования иным жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования по месту нахождения жилого помещения, указанного в абзаце втором настоящей статьи.
Также в целях обеспечения прав граждан новой статьей 191 предлагается обязать органы местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородского района, предоставлять информацию, в том числе находящуюся в подведомственных им архивных фондах:
о выданных до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении конкретного жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов ордерах, в том числе соответствующими исполнительными комитетами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов;
о наличии у граждан права пользования жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма.
Предлагаемый механизм позволит обеспечить максимальную прозрачность информации о правах всех третьих лиц на отчуждаемые жилые помещения в "домах жилищно-строительных кооперативов", что позволит их приобретателям, действующим разумно и добросовестно, иметь достоверные сведения о сохранении или прекращении права пользования жилым помещением за членами семьи его прежнего собственника и эффективно защищать в судебном порядке свои права и законные интересы.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.