Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.5 и 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минюстом России 27.12.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.5 и 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования механизма привлечения к административной ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей, а также повышения оперативности и качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов.
На Федеральную службу судебных приставов возложены полномочия по административному и уголовно-правовому преследованию лиц, уклоняющихся от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей.
В первом полугодии 2018 года должностными лицами территориальных органов ФССП России возбуждено 59 365 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (за 12 месяцев 2017 года - 119 909 дел).
Из числа возбужденных дел судьями рассмотрено - 55 454 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35.1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения назначено 55 119 административных наказаний (административный арест -3 978; обязательные работы - 50 460; административный штраф - по 681). Прекращено судьями - 268 дел данной категории (в том числе 118 дел - в связи с отсутствием состава, либо события административного правонарушения).
Как показывает анализ судебной практики, действующая на сегодняшний день редакция диспозиции статьи 5.35.1 КоАП РФ допускает неоднозначную квалификацию действий должников при неисполнении (частичном исполнении) требований исполнительных документов о взыскании алиментов.
Так, в одних случаях суды придерживаются правовой позиции, согласно которой нормы указанной статьи КоАП РФ предполагают полную неуплату присужденных ко взысканию алиментов в течение двух и более месяцев, а при частичной выплате алиментов состав административного правонарушения в действиях должников отсутствует (например, решение Брянского районного суда Брянской области от 04.05.2018 по делу N 2а-610/2018).
В других случаях суды сформировали правовую позицию, согласно которой нарушение судебного решения о взыскании алиментов в виде неуплаты алиментов в том размере, который определил суд, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.35.1 КоАП РФ, поскольку Семейным кодексом Российской Федерации закреплена безусловная обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей и иное толкование данной нормы исключало бы возможность достижения конституционно значимой цели, направленной на защиту материнства и детства, ставило бы под сомнение обязательность судебного решения как акта правосудия (например, решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 13.06.2018 по делу N 12-17/2018).
В большинстве случаев решение судьи о прекращении дела об административном правонарушении связано с частичной (незначительной) уплатой должником алиментов, несоизмеримой с ежемесячным размером выплат, установленных решением суда или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в статью 5.35.1 КоАП РФ, которые позволят обеспечить возможность привлечения к административной ответственности лиц, обязанных уплачивать алименты, при частичной уплате алиментов на содержание детей и нетрудоспособных родителей.
Законопроектом также предусмотрено внесение изменения в статью 2.5 КоАП РФ, в соответствии с которым военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов будут нести административную ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей на общих основаниях.
В настоящее время военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания, несут исключительно дисциплинарную ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.35.1 КоАП РФ. При этом в случае совершения ими данного административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Таким образом, вышеуказанные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.35.1 КоАП РФ, что в свою очередь нарушает права и законные интересы детей или нетрудоспособных родителей.
Принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию механизма привлечения к административной ответственности лиц, обязанных уплачивать алименты, а также повышению оперативности и качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и позволит исключить злоупотребления со стороны недобросовестных должников.
Реализация законопроекта не повлияет на достижение целей и показателей действующих государственных программ Российской Федерации и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.