Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике""
(подготовлен Минэнерго России 25.02.2019 г.)
Настоящий проект федерального закона разработан в соответствии с Указом Президента России от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и в рамках выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 10 сентября 2018 года.
Законопроект будет способствовать решению проблемы старения и износа генерирующего оборудования тепловых электростанций, обеспечивающих электроснабжение и теплоснабжение потребителей в неценовых зонах - на территориях, в границах которых оптовая торговля электрической энергией (мощностью) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) и в настоящее время отсутствуют иные механизмы гарантированного возврата инвестиций.
Законопроектом предусматривается, что Правительство Российской Федерации на основании предложений Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики определяет перечень генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих модернизации, реконструкции и (или) строительству в неценовых зонах оптового рынка, места их расположения, их установленную мощность, сроки ввода в эксплуатацию, технические требования к ним и стоимостные параметры.
С целью смягчения тарифных последствий для потребителей неценовых зон оптового рынка и с учетом того, что неценовые зоны являются частью единого оптового рынка электрической энергии и мощности, законопроектом предусматривается частичная компенсация стоимости мощности, произведенной на генерирующих объектах тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и построенных по решению Правительства Российской Федерации на территориях неценовых зон оптового рынка, через механизм оплаты надбавки к цене на мощность потребителями ценовых зон оптового рынка.
Субъекты оптового рынка - производители электрической энергии (мощности), к цене на мощность которых применяется надбавка в ценовых зонах рынка, определяются Правительством Российской Федерации.
Законопроект направлен на стимулирование инвестиционного процесса в модернизацию генерирующих объектов на территории неценовых зон оптового рынка, включая Дальний Восток, создание долгосрочных условий возврата инвестиций.
В рамках выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 10 сентября 2018 года законопроектом предусматривается также продление до 2028 года действия механизма выравнивания цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до среднероссийского уровня для потребителей Дальневосточного федерального округа. Кроме того, в соответствии с указанными поручениями вводятся нормы о том, что Правительство Российской Федерации устанавливает:
- критерии определения потребителей электрической энергии (мощности), осуществляющих свою деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, в отношении которых применяется установление базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);
- порядок доведения на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемых в отношении потребителей, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации, до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);
- порядок контроля за соответствием потребителей электрической энергии (мощности), в отношении которых применяется установление базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленным Правительством Российской Федерации критериям.
Законопроект обеспечит продление до 2028 года действующего механизма выравнивания цен (тарифов) на электрическую энергию до среднероссийского уровня с установлением целевых критериев его применения, что позволит стимулировать реализацию инвестиционных проектов, расширение и модернизацию промышленного производства на территориях Дальневосточного федерального округа. Вместе с тем, исключается тарифное субсидирование потребителей, не оказывающих существенного влияние на показатели экономического развития региона или не нуждающихся в специальных мерах поддержки.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения положительно повлияют на достижение целей, поставленных в Государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 308.
Проект федерального закона соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие указанных изменений не потребует роста расходных обязательств федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.