Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в части изменения подследственности уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации)."
(подготовлен МВД России 11.03.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части отнесения к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях отнесения части третьей статьи 242 (Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
За период с 2015 по 2018 годы отмечено увеличение на 22,7% количества зарегистрированных преступлений, предусмотренных частью третьей статьи 242 УК.
Так, в 2015 году зарегистрировано 513 преступлений данного вида, из которых составлением обвинительного акта (постановления) окончены уголовные дела по 368 преступлениям. В 2016 году при снижении на 5,1% числа зарегистрированных преступлений рассматриваемого вида (487) количество уголовных дел, направленных в суд с обвинительным актом (постановлением), составило 256 уголовных дел. В 2017 году отмечалось увеличение на 9,4% преступлений данного вида (537), из которых 324 направлено в суд с обвинительным актом (постановлением).
В 2018 году зарегистрировано 663 преступления, из которых составлением обвинительного акта (постановления) окончены уголовные дела по 403 преступлениям.
Рост преступлений данного вида произошел за счет увеличения числа преступлений, предусмотренных пунктом "б" части третьей статьи 242 (Незаконное изготовление или оборот порнографических материалов или предметов с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационный сетей (включая сеть "Интернет") УК.
Так, с 2015 по 2018 годы возросло в 3 раза (с 184 до 546) количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных пунктом "б" части третьей статьи 242 УК. При этом в 2018 году подобным способом совершено 82,4% противоправных деяний из числа выявленных (546 из 663).
Одновременно анализ статистических данных свидетельствует об устойчивой тенденции роста числа нераскрытых преступлений, предусмотренных пунктом "б" части третьей статьи 242 УК - с 27,8% в 2015 году до 34,4% в 2018 году.
Сложности в своевременном установлении лиц, совершающих данные преступления, обусловлены прежде всего отсутствием правовых оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, что фактически исключает возможность их раскрытия по "горячим следам" и как следствие приводит к тому, что значительная часть преступлений остается нераскрытой.
Так, в силу положений пунктов 1 и 2 части второй статьи 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
При этом в соответствии с пунктом 1 части третьей статьи 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 242 УК, отнесено к подследственности дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики также свидетельствует о сформировавшейся тенденции изъятия прокурорами уголовных дел у дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации и их передачи в органы предварительного следствия системы МВД России.
В 2018 году прокурорами было изъято 80 уголовных дел о преступлениях данного вида, то есть 18,1% от находивших в производстве дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации уголовных дел. При этом в отдельных субъектах Российской Федерации в 2018 году прокурорами изъято около 80% уголовных дел.
Необходимость изъятия уголовных дел для их передачи в органы предварительного следствия системы МВД России зачастую обусловлена невозможностью окончания дознания в установленные УПК сроки в связи с производством нетрадиционных судебных экспертиз (например, судебная экспертиза информационной продукции, сексологическая, комплексная медико-искусствоведческая судебная экспертиза, портретная, культуроведческая, компьютерная (или программно-техническая) судебные экспертизы), сложность в назначении и производстве которых связана с отсутствием экспертных учреждений, проводящих данные исследования, по месту предварительного расследования и соответственно поиском экспертных учреждений, уполномоченных на ее проведение. Также на срок предварительного расследования влияют особенности доказывания факта оборота порнографических материалов, в том числе, в сети "Интернет", связанные с установлением обстоятельств совершения преступления, существенного причинения вреда общественной нравственности и нравственному здоровью отдельных граждан, определением мотивов и целей преступления, что нередко требует назначения дополнительной, повторной, комплексной или комиссионной судебной экспертизы.
В этой связи законопроектом предлагается отнести преступления, предусмотренные частью третьей статьи 242 УК, к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность противодействия преступлениям, связанным с незаконными изготовлением и оборотом порнографических материалов или предметов.
Принятие законопроекта не потребует формирования новых подразделений, увеличения численности существующих, дополнительных расходов на финансирование и материально-техническое обеспечение, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Необходимости внесения изменений в ранее изданные нормативные правовые акты в связи с принятием законопроекта не имеется.
На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов аналогичного содержания не имеется.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.