Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 13.03.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 2 поручения Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А. Силуанова от 27 ноября 2018 г. N СА-П13-8376.
Законопроектом предусмотрено внесение изменения в Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ), касающееся расширения перечня субъектов официального статистического учета.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации официальный статистический учет отнесен к предмету ведения Российской Федерации и регулируется Федеральным законом N 282-ФЗ, что обуславливает его общественную и государственную значимость.
В соответствии с Федеральным законом N 282-ФЗ Росстат и другие министерства и ведомства формируют официальную статистическую информацию о социальных, экономических, демографических и других общественных процессах в Российской Федерации для представления Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти и местного самоуправления, другим пользователям, которая является информационной основой для прогнозных, аналитических, управленческих целей, ведения мониторингов реализации государственных программ и Указов Президента Российской Федерации, составления национальных счетов и пр.
Источником для формирования официальной статистической информации могут являться как первичные статистические данные, представляющие собой документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения, получаемую от респондентов (или документируемую непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения), а также административные данные, получаемые федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 282-ФЗ субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реализуя государственную политику в области социального обеспечения населения, но являясь при этом государственными финансово-кредитными организациями, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации в настоящее время не имеют правовой основы являться субъектами официального статистического учета, несмотря на то, что обладают уникальной информацией с учетом своей сферы деятельности.
Так, в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)", Пенсионный фонд Российской Федерации:
обеспечивает организацию и ведение персонифицированного учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
располагает сведениями об источниках формирования финансовых средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а также об объеме средств, направляемых на выплату гражданам государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам.
В соответствии с частью седьмой статьи 5.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 674 "О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений" Пенсионный фонд Российской Федерации является оператором федерального реестра инвалидов, содержащим сведения об общей численности инвалидов, включая данные силовых ведомств, и начиная с 1 апреля 2017 г. в ежеквартальном режиме на основе реестра формирует и размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о положении дел в этой сфере.
Сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.
В соответствии с пунктом 8 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования", в полномочия Федерального фонда обязательного медицинского страхования входит:
установление форм отчетности и определение порядка ведения учета и отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
ведение единого реестра страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;
ведение единого реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;
ведение единого регистра застрахованных лиц.
В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", Фонд социального страхования Российской Федерации располагает сведениями об источниках формирования финансовых средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также об объеме средств, направляемых на выплату пособий и льгот определенным категориям населения.
Очевидно, что информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации являются единственным источником данных, характеризующих финансовые средства и направления их использования для социального обеспечения граждан.
В настоящее время государство и общество имеют доступ только к ограниченной части информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации, а публикуемые ими на официальных сайтах данные не имеют статуса официальной статистической информации, что значительно занижает их фактический потенциал.
Расширение понятия "субъект официального статистического учета" за счет включения Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации позволит с учетом исключительной значимости этих данных для выработки государственной политики в области социальной сферы существенно увеличить масштаб использования информационных ресурсов фондов и обеспечить формирование ими в оперативном режиме официальной статистической информации по максимально широкому кругу показателей, характеризующих изменения и достижения в области социального обеспечения граждан.
Представленный законопроект соответствует положениям Раздела V "Информационное взаимодействие и статистика" Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также направлен на обеспечение выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации.
Реализация полномочий Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации, предусматриваемых законопроектом в сфере официального статистического учета, будет осуществляться за счет собственных средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации, выделяемых им на обеспечение своей деятельности, и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.