Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "Об увековечивании памяти С.А. Чаплыгина"
(подготовлен Минпромторгом России 12.03.2019 г.)
5 апреля 2019 года исполняется 150 лет со дня рождения С.А. Чаплыгина - выдающегося российского и советского механика и математика, одного из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, академика Академии наук СССР, Героя Социалистического Труда, заслуженного деятеля науки РСФСР.
С.А. Чаплыгин был первым учёным, удостоенным звания Героя Социалистического Труда. Его вклад в развитие отечественной науки и техники отмечен двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Золотой медалью Петербургской АН, премией им. Н. Е. Жуковского.
Академия наук СССР учредила в 1942 году премию имени С. А. Чаплыгина "За лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики".
Трудовая деятельность.
С 1893 года С.А. Чаплыгин вёл педагогическую деятельность в ведущих вузах страны. В 1905 году он был назначен директором Московских высших женских курсов (МВЖК), позже - ректором 2-го Московского государственного университета, в который МВЖК были преобразованы.
Чаплыгиным написаны университетский курс аналитической механики "Механика системы" и сокращённый "Пропедевтический курс механики" для втузов и естественных факультетов университетов. С 1914 года он действительный статский советник. После Октябрьской революции 1917 года Чаплыгин активно продолжал вести педагогическую работу и научные исследования.
В 1928 году С.А. Чаплыгин назначен директором ЦАГИ. Под его руководством вырос цвет отечественной механики. (М.А. Лаврентьев, М.В. Келдыш, Н.Е. Кочин, Л.И. Седов, Г.И. Петров, Л.С. Лейбензон, С.А. Христианович и др.). В последующие годы (1931-1941 гг.) С.А. Чаплыгин руководил созданием крупнейших аэродинамических лабораторий ЦАГИ.
В тяжелейших условиях начавшейся Великой Отечественной войны, осенью 1941 года С.А. Чаплыгин руководил эвакуацией в Новосибирск части коллектива и экспериментального оборудования лабораторий ЦАГИ, образовавших филиал ЦАГИ N 2, на базе которого был основан Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА), названный впоследствии именем С.А. Чаплыгина.
С.А. Чаплыгин заложил прочный фундамент академической науки в г. Новосибирск, на котором его последователи, академики М.А. Лаврентьев и С.А. Христианович, возвели позднее крупнейший центр фундаментальной и прикладной науки мирового уровня - Новосибирский Академгородок.
Практическое значение научной деятельности С.А. Чаплыгина.
Основополагающей для новой отрасли механики, газовой динамики, стала значительно опередившая своё время работа "О газовых струях", защищенная ещё в 1903 году как докторская диссертация. Изложенные решения имели важнейшее практическое значение для развития авиационной и ракетно-космической техники.
В его работе "О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела" (1910) теоретически обоснованы формулы для расчёта профиля крыла. В 1913 году Чапыгиным решена фундаментальная задача о подъёмной силе крыла.
В 1918-1919 годах разработан, изначально предназначенный для решения задач баллистики, пригодный для решения широкого круга задач механики и позднее нашедший применение даже в космонавтике, новый метод приближённого интегрирования дифференциальных уравнений. Подборка статей с одноимённым заголовком опубликована в "Трудах ЦАГИ" в 1932 году.
Значительно опередила своё время работа "Схематическая теория разрезного крыла аэроплана", опубликованная в 1921 году. Изложенные идеи нашли широкое применение лишь два десятилетия спустя в виде предкрылков, которые устанавливаются на самолёты до сих пор.
На многих советских самолётах 20-х и 30-х годов широкое применение нашли толстые профили, преимущество которых обосновывает работа "К общей теории крыла моноплана" (1922 год).
Выводы, полученные в статьях под общим заголовком "К теории гидрокона" (1924-1925), описывающих наивыгоднейшую форму гидрокона - агрегата гидроэлектростанции (ГЭС) были востребованы проектировщиками советских ГЭС (в том числе ДнепроГЭС). Основой послужила работа "О струях в несжимаемой жидкости", опубликованная ещё в 1899 году.
Труд "К теории открылка и закрылка" 1931 года посвящен отклоняемым концевым поверхностям крыла. На практике эти идеи были реализованы с появлением закрылков - классических устройств для повышения подъёмной силы крыла.
Вышеназванные научные труды С.А. Чаплыгина, а также другие его фундаментальные теоретические работы, значительно опережавшие своё время, его административно-управленческий и преподавательский талант, практические дела по формированию в стране высокопрофессионального научного сообщества, заложили прочный фундамент для развития отечественной авиационной и ракетно-космической техники, а также перспективных направлений научных исследований, составлявших основу развития СССР как передовой научной и промышленной державы.
Пятидесятилетие научной деятельности С.А. Чаплыгина отмечалось Указом Президиума Верховного Совета СССР (февраль 1941 года), после смерти город Раненбург был переименован в Чаплыгин, к столетию со дня рождения были переименованы улицы в городах России и Казахстана, был создан сквер в г. Новосибирске, установлены памятник и бюст в Московской области, назван кратер на обратной стороне Луны, имя С.А. Чаплыгина присвоено Сибирскому научно-исследовательскому институт авиации. Все это подтверждает исключительную ценность наследия С.А. Чаплыгина для нашей страны.
Увековечение и популяризация имени выдающегося гражданина России С.А. Чаплыгина, учёного и педагога, одного из организаторов науки и высшего образования в России имеет большое значение для будущего нашей страны.
Проект указа Президента Российской Федерации соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта указа Президента Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.