Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление незаконной частной охранной деятельности"
(от 20.03.2019 N 8156-СШ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление незаконной частной охранной деятельности" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Росгвардией (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок со 2 февраля по 21 февраля 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/02-19/00088176). Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
Проект акта разработан на основании пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере частной охранной деятельности от 5 ноября 2017 г. N Пр-2269.
Проектом акта предусматривается усиление действующих мер ответственности, установленных частью 1 статьи 20.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП), за незаконную частную охранную деятельность: в отношении граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей. Кроме того, проектом акта в статью 20.16 КоАП вносится новый квалифицированный состав административной ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи КоАП, с установлением санкции в виде административного штрафа для граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или обязательных работ на срок от ста до двухсот часов; для должностных лиц - дисквалификации на срок до трех лет; для юридических лиц - административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
1. Согласно статье 1.1 Федерального закона от 11 марта 1992 г. N 2487-1-ФЗ "О частной детективной и охранной деятельности" (далее - Закон N 2487-1) под частной охранной организацией понимается организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Статьей 21 Закона N 2478-1 определено, что нарушение требований к осуществлению частной детективной и охранной деятельности, а также условий ее осуществления влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к частным охранным организациям определены статьей 15.1 Закона N 2478-1. Статьей 11 Закона N 2478-1 определены условия оказания охранных услуг, в том числе обязанность частной охранной организации по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о начале и окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников).
Статьей 11.1 установлены условия получения правового статуса частного охранника, условия получения и аннулирования удостоверения частного охранника. Статьями 11.2, 11.3, 11.4, 11.5 Закона N 2478-1 определены положения в части лицензирования частной охранной деятельности. Статьей 12 Закона N 2478-1 определены "дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности". Разделом V Закона N 2478-1 определены условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной охранной деятельности.
Таким образом, остается неясным, какие именно нарушения требований к осуществлению частной охранной деятельности, а также условий ее осуществления могут быть отнесены к "незаконной частной деятельности".
При этом частью 1 статьи 20.16 КоАП уже определена ответственность на "незаконное осуществление частной охранной деятельности".
Обращаем внимание, что КоАП не устанавливает самостоятельных административно-правовых запретов, а предусматривает ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных другими федеральными законами, нормативными правовыми актами.
В отсутствие установленных в Законе N 2478-1 конкретных норм, нарушение которых составляет "незаконное осуществление частной охранной деятельности", полагаем редакцию части 1 статьи 20.16 КоАП избыточной и некорректной.
Таким образом, полагаем необходимым исключить часть 1 из статьи 20.16 КоАП либо изменить ее редакцию, предусмотрев ответственность за нарушение конкретных условий осуществления частной охранной деятельности, определенных в Законе N 2478-1, имея в виду, что ответственность за "оказание частных детективных или охранных услуг с нарушением установленных законом требований" уже предусмотрена частью 4 статьи 201.16 КоАП.
2. Аналогичное замечание касается части 2 статьи 20.16 КоАП: определения понятия "незаконное осуществление частной детективной (сыскной) деятельности" Закон N 2478-1 не содержит.
3. В случае, если разработчик под "незаконным осуществлением деятельности" понимает деятельность без соответствующей лицензии, то обращаем внимание, что КоАП и Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК Российской Федерации) уже содержат ответственность за нарушение требований законодательства в этой части. Статьей 14.1 КоАП установлены санкции за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
Статьей 171 УК РФ предусматриваются санкции за незаконное предпринимательство, под которым в целях применения указанной статьи понимается осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна.
Учитывая вышеуказанные замечания, введение дополнительного вида административной ответственности частью 1.1 статьи 20.16 КоАП за повторное совершение административного правонарушения в части незаконного осуществления частной охранной деятельности является избыточным и необоснованным.
Обращаем внимание, что задача по усилению ответственности за осуществление частной охранной, как и детективной (сыскной) деятельности, которую ставил перед собой разработчик, может быть решена, например, за счет изменения редакции части 4 статьи 20.16 КоАП в части включения в перечень лиц, на которых возлагается ответственность, юридических лиц, определения мер ответственности для них, а также увеличения действующих штрафных санкций за нарушение требований, определенных в Законе.
Таким образом, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.