Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями"
(подготовлен Минэкономразвития России 05.04.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями" (далее - законопроект) разработан в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 января 2019 г. N Пр-38ГС и перечня поручений Правительства Российской Федерации от 18 января 2019 г. N ТГ-П44-349.
Законопроектом предлагается распространить на некоммерческие организации (СОНКО) нормы аналогичные нормам главы 48.1 Трудового кодекса Российской Федерации в части регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами.
В соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Глава 48.1 ТК РФ предусматривает возможность микропредприятиям из числа субъектов малого предпринимательства отказаться полностью или частично от разработки локальных нормативных актов. Исключений для иных работодателей, помимо микропредприятий закон не содержит.
Таким образом, на некоммерческие организации возлагается обязанность по разработке локальных нормативных актов в сфере кадрового делопроизводства. Однако, по своему характеру деятельности и организации труда в таких организациях можно соотнести с микропредприятиям. В связи с чем является целесообразным и обоснованным снижение для некоммерческих организаций обязанностей по несению дополнительного ресурсного бремени по разработке, утверждению и изменению дополнительной кадровой документации.
Типовая форма трудового договора, заключаемого работодателем -некоммерческой организацией будет закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 г. N 858 "О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям".
Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации также позволит работодателям-некоммерческим организациям, численность работников которых не превышает 15 человек, заключать срочные трудовые договора (по аналогии с работодателями-субъектами малого предпринимательства).
Информация о среднесписочной численности сотрудников организаций и сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения таких сведений с 2020 года будет размещаться на сайте Федеральной налоговой службы в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2016 г. N ММВ-7-14/729 "Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, указанных в пункте 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации". Это позволит обеспечить прозрачность данных, в соответствии с которыми некоммерческие организации ведут упрощенный документооборот. В целях реализации положений законопроекта предполагается принятие ведомственного нормативного акта Федеральной налоговой службы определяющего, что публикация указанных выше данных размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в формате, доступном для просмотра.
Особый порядок вступления законопроекта в силу обусловлен сроком размещения необходимых данных в открытом доступе.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.