Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации"
(подготовлен Минтрудом России 01.04.2019 г.)
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации" (далее - законопроект) предусмотрено закрепление на законодательном уровне следующих правовых норм.
1. Статьями 1 - 3 законопроекта предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - Федеральный закон N 175-ФЗ) и Федеральный закон от 10 января 2002 г. 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Федеральный закон N 2-ФЗ).
Так, Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации" в вышеуказанные законодательные акты были внесены изменения, согласно которым полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, отдельных компенсаций и выплат, установленных Законом N 1244-1, Федеральным законом N 175-ФЗ и Федеральным законом N 2-ФЗ (за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), переданы с 1 января 2015 г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с этим необходимо отметить, что положениями статей 6 и 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) определено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона 210-ФЗ предусмотрено, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Учитывая изложенное, в субъектах Российской Федерации были приняты решения о разработке соответствующих административных регламентов по предоставлению услуг гражданам, подвергшимся воздействию радиации. При этом, как правило, такие административные регламенты разработаны с учетом специфики региона в части органа, осуществляющего приём документов и назначение выплат (многофункциональный центр, центр социальной поддержки населения).
Так, согласно информации, полученной из субъектов Российской Федерации, такие административные регламенты в большинстве субъектов Российской Федерации уже разработаны и приняты.
Однако предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия (статья 51 Закона N 1244-1, статье 151 Федерального закона N 175-ФЗ и статье 71 Федерального закона N 2-ФЗ) не содержат нормы о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждать административные регламенты в сфере переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению, в том числе по доставке, отдельных компенсаций и выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации.
Принимая во внимание изложенное и в целях преодоления возникшей правовой неопределенности в связи с отсутствием в вышеназванных законодательных актах указанной нормы, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в Закон N 1244-1, Федеральный закон N 175-ФЗ и Федеральный закон N 2-ФЗ, дополнив, соответственно, их статьи 51, 151 и 71 положением, предусматривающим утверждение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) административных регламентов по предоставлению государственных услуг в сфере переданных Российской Федерацией органам государственной власти полномочий по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации.
2. Пунктами 1 и 2 статьи 2 законопроекта в целях единообразного правового регулирования по выплате ежемесячных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, предлагается дополнить статьи 8 и 9 Федерального закона N 175-ФЗ положениями, предусматривающими, соответственно, что выплата ежемесячной денежной компенсации гражданам, проживавшим в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр), и гражданам, проживавшим в указанный период в названых населенных пунктах, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), будет осуществляться, как и гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской АЭС, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Кроме того, внесение указанных изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона N 175-ФЗ обусловлено необходимостью принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, которым будут определены правила предоставления гражданам ежемесячных денежных компенсаций, предусмотренных статьями 8 и 9 Федерального закона N 175-ФЗ, и который будет являться для органов государственной власти субъектов Российской Федерации единым основанием при подготовке ими административных регламентов по предоставлению государственных услуг в сфере переданных им Российской Федерацией полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации.
3. Статьей 4 законопроекта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) в целях его приведения в соответствие с действующим законодательством в части правового регулирования максимального размера ежемесячной страховой выплаты.
Согласно частям первой и второй статьи 2 Федерального закона N 5-ФЗ размеры ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, выплачиваемой инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (далее - ежемесячная компенсация), и ежемесячной денежной суммы, предусмотренной семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой (далее - ежемесячная сумма), не могут превышать максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
С 1 января 2018 г. в действующее законодательство были внесены изменения в части правового регулирования максимального размера ежемесячной страховой выплаты.
Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" максимальный размер страховой выплаты стал устанавливаться Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Учитывая изложенное, а также в целях приведения частей первой и второй статьи 2 Федерального закона N 5-ФЗ в соответствие с названными изменениями, законопроектом предлагается в части первую и вторую статьи 2 Федерального закона N 5-ФЗ внести изменения, согласно которым размеры ежемесячной компенсации и ежемесячной суммы не могут превышать максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленной законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Дополнительных средств федерального бюджета на реализацию законопроекта не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.