Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 02.04.2019 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 1772-р, в части совершенствования системы и порядка применения дисциплинарного воздействия на осужденных с учетом соразмерности взыскания дисциплинарному проступку.
Необходимость подготовки законопроекта обусловлена снижением актуальности размера дисциплинарного штрафа как меры взыскания, установленного в 2003 г., в связи с официальным уровнем инфляции в Российской Федерации, который по официальным данным Росстата составил в в 2004 г. - 11,74%, в 2005 г. - 10,91%, в 2006 г. - 9%, в 2007 г. - 11,87%, в 2008 г. - 13,28%, в 2009 г. - 8,8%, в 2010 г. - 8,78%, в 2011 г. - 6,1%, в 2012 г. - 6,58%, в 2013 г. - 6,45%, в 2014 г. - 11,36%, в 2015 г. - 12,91%, в 2016 г. - 5,38%, в 2017 г. - 2,52%, в 2018 г. - 4,2%).
Таким образом, размер дисциплинарного штрафа, увеличенный пропорционально приведенному уровню инфляции, по состоянию на 01.01.2019 должен составлять 753 рублей 87 копеек.
Действующими нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) предусмотрено, что дисциплинарный штраф налагается только за нарушения установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в части первой статьи 116 УИК РФ, т.е. за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы (часть третья статьи 117 УИК РФ).
Необходимо отметить, что взысканная сумма дисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет.
В 2015 г. мера взыскания в виде дисциплинарного штрафа применялась 6550 раз к 5756 осужденным, сумма штрафов, перечисленная в федеральный бюджет, составила более 950 тыс. рублей, в 2016 г. на 5789 осужденных наложено 6458 дисциплинарных штрафов, в федеральный бюджет перечислено более 1146 тыс. рублей, в 2017 г. данная мера взыскания 5923 раза применена к 5290 осужденным, в федеральный бюджет направлено свыше 1000 тыс. рублей, в 2018 г. - 7389 раз к 4984 осужденным, в федеральный бюджет перечислено более 1000 тыс. рублей.
Таким образом, в среднем за год дисциплинарный штраф накладывается на 5459 осужденных 6580 раз, в федеральный бюджет перечисляется более 1000 тыс. рублей.
В текущем году продолжается практика наложения дисциплинарных штрафов, по состоянию на 01.02.2019 они применены 529 раз к 422 осужденным, что уже позволило перечислить в федеральный бюджет более 90 тыс. рублей.
На указанную дату более 1 тыс. рублей на лицевых счетах имели 108946 осужденных, что почти в 20 раз превышает среднегодовое число лиц, к которым применяется мера взыскания в виде дисциплинарного штрафа.
Принимая во внимание указанные данные, повышение размера дисциплинарного штрафа позволит увеличить количество денежных средств, перечисляемых в федеральный бюджет от 2000 тыс. рублей до 3400 тыс. рублей в год.
Кроме того, согласно положениям статьи 115 УИК РФ, меры взыскания, в том числе дисциплинарный штраф, применяются за нарушение установленного порядка отбывания наказания, соответственно повышение размера штрафа будет способствовать решению задач уголовно-исполнительного законодательства, закрепленных в части второй статьи 1 УИК РФ.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается заменить действующий дисциплинарный штраф в размере до 200 рублей размером, пропорциональным уровню инфляции в Российской Федерации с 2004 г., от 500 до 700 рублей включительно.
Расширение возможности применения меры взыскания в виде перевода в одиночную камеру в отношении осужденных, содержащихся в тюрьмах, обусловлено тем, что для данной категории осужденных в соответствии с УИК РФ за нарушения установленного порядка отбывания наказания установлено ограниченное количество видов взысканий. Так, к осужденным, содержащимся в тюрьмах, согласно статье 115 УИК РФ, могут применяться только меры взыскания в виде выговора, дисциплинарного штрафа, водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток и перевода в единое помещение камерного типа (далее - ЕПКТ).
Согласно пункту "г" части первой статьи 115 УИК РФ к осужденным мужчинам, являющимся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащимся в исправительных колониях особого режима, применяется перевод в одиночные камеры на срок до шести месяцев.
К осужденным, отбывающим наказание в тюрьмах, то есть в исправительном учреждении с более строгим режимом, чем исправительная колония особого режима, мера взыскания в виде перевода в одиночную камеру не предусмотрена.
В этой связи предлагается разрешить применение в отношении осужденных, переведенных в тюрьму, их перевод в одиночную камеру на срок до шести месяцев в качестве меры взыскания.
Дополнительных затрат из федерального бюджета на реализацию данного законопроекта не потребуется.
Реализация предложений, вносимых законопроектом, позволит увеличить поступление денежных средств в федеральный бюджет.
Указанный законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.