Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 71 и 72 Земельного кодекса Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля"
(подготовлен Минэкономразвития России 05.04.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 71 и 72 Земельного кодекса Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 8 плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений, утвержденного Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. N 2413-р (далее - План) в целях повышения эффективности государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.
Согласно части 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Задачами государственного земельного надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений, устранение последствий выявленных нарушений, систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства.
В соответствии с положениями статьи 71.2 Земельного кодекса в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации полученной, в том числе дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка).
Кроме того, возможность использование информации, полученной дистанционными методами, может быть установлена нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления при осуществлении муниципального земельного контроля.
Применение данных, полученных дистанционными методами - это новый этап развития эффективного государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. Использование актуальных снимков земной поверхности, отражающих фактическое состояние объектов недвижимости, позволяет дистанционно вести контрольно-надзорную деятельность за использованием и охраной земель, что существенно сокращает непосредственное взаимодействие с правообладателями земельных участков при проведении контрольно-надзорных мероприятий, а также обеспечивает значительное повышение производительности труда. Кроме того, использование пространственных данных, полученных в результате аэрокосмической съемки и аэрофотосъемки, повышает объективность принимаемых должностными лицами решений при проведении надзорных мероприятий и способствует снижению проявлений коррупционных рисков.
При этом в настоящее время нет единого подхода к использованию данных дистанционного зондирования земли при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, что приводит к значительным сложностям при использовании данных, получаемых в том числе за счет средств федерального бюджета, а также снижает качество подготовки и проведения контрольных мероприятий при одновременном увеличении риска необнаружения нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.
В целях внедрения современных методов и технологий, а также использования юридически значимых данных, пунктом 10 Плана предусмотрена разработка методических рекомендаций о применении и внедрении данных дистанционного зондирования земли в рамках контрольно-надзорной деятельности.
Вместе с тем, полномочиями по разработке соответствующих рекомендаций не обладает ни один федеральный орган исполнительной власти.
Необходимо отметить, что фактическое применение и внедрение указанных данных возможно при условии создания инфраструктуры по сбору, хранению, обработке и распространению данных дистанционного зондирования земли. При этом основной задачей в рамках реализации Плана является определение общего порядка использования сведений, получаемых с аэрокосмических и аэрофотоснимков при непосредственной подготовке и проведении контрольно-надзорных мероприятий.
С учетом изложенного формулировка предмета регулирования методических рекомендаций, предусмотренных пунктом 10 Плана, в законопроекте изменена, в связи с чем статью 71 Земельного кодекса предлагается дополнить положением, определяющим федеральный орган исполнительной власти, утверждающий методические рекомендации по использованию информации, полученной дистанционными методами, в рамках осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.
Согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Земельного кодекса муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений статьи 72 Земельного кодекса.
Применение указанной нормы приводит к формированию различной практики в субъектах Российской Федерации. Во избежание возникновения противоречивой практики осуществления муниципального земельного контроля на территории субъектов Российской Федерации законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 72 Земельного кодекса положением, определяющим федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого будет отнесено утверждение методических рекомендаций, определяющих единые подходы к разработке субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля.
Разработка соответствующих рекомендаций предусмотрена пунктом 9 Плана.
Внесение изменений, предлагаемых законопроектом, обеспечит возможность непосредственного принятия мер, направленных на обнаружение и предупреждение нарушений земельного законодательства с использованием единых современных подходов на всей территории Российской Федерации.
Актуальность и необходимость реализации указанных задач определены также поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 29 июня 2016 г. N Пр-1240.
Учитывая, что в соответствии с Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного земельного надзора (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), является Минэкономразвития России, принятие законопроекта потребует внесения соответствующих изменений в Положение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.