Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(от 16 апреля 2019 г. N 11692-СШ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 15 февраля по 7 марта 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/02-19/00088501).
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России провело публичные консультации в отношении проекта акта с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности (справка прилагается).
Полагаем целесообразным рассмотреть и при необходимости учесть предложения экспертов, полученные в рамках публичных консультаций.
Проект акта подготовлен в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2018 г. N 45-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В. Трофимовой".
Конституционный Суд Российской Федерации признал часть первую статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в ней положение - в силу отсутствия в действующем правовом регулировании механизма, обеспечивающего предоставление на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ), предусмотренной этим законоположением гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), - лишает возможности получить данную выплату тех из них, кто приобрел право на нее после прекращения юридического лица.
Проектом акта вносятся изменения в статьи 178 и 318 ТК РФ в части определения работникам гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата работников организации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, об отсутствии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Одновременно с этим обращаем внимание на целесообразность внесения технической правки.
Проектируемой частью первой статьи 178 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя по сохранению за работником среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй месяц после увольнения ввиду ликвидации организации.
При этом согласно проектируемой части второй статьи 178 ТК РФ работодатель при увольнении работника в связи с ликвидацией организации вправе предоставить работнику при его увольнении предусмотренные частью первой настоящей статьи гарантии в виде выплаты работнику выходного пособия в размере двукратного среднего месячного заработка. То есть работодатель вправе сразу при увольнении выплатить работнику выходное пособие в виде двукратного среднего месячного заработка и тем самым исполнить обязанность, предусмотренную проектируемой частью первой статьи 178 ТК РФ.
Вместе с этим проектируемой частью пятой статьи 178 ТК РФ закреплено право работника обратиться к работодателю с требованием о получении выходного пособия на период трудоустройства в установленный срок. При этом отсутствует оговорка о случае выплаты работодателем работнику двукратного среднего месячного заработка в момент его увольнения.
В связи с изложенным представляется целесообразным положениями проекта акта предусмотреть случай утраты работником права требования выходного пособия за второй месяц при условии, если работодатель реализовал свое право, предусмотренное проектируемой частью 2 статьи 178 ТК РФ. Аналогичные правки полагаем целесообразным внести в проектируемую статью 318 ТК РФ.
Приложение: на 16 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.