Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации"
(подготовлен МИД России 16.04.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан по результатам мониторинга правоприменения в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), проведенного в соответствии с пунктом 2 Плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2018 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2017 г. N 1742-р.
Мониторинг правоприменения Федерального закона выявил необходимость дополнительного нормативного регулирования отдельных вопросов прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также уточнения некоторых формулировок действующей редакции Федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить статью 5 Федерального закона, устанавливающую запрет для сотрудников дипломатической службы на выезд за пределы территории Российской Федерации по частным делам без уведомления представителя нанимателя, положением, определяющим, что порядок такого уведомления устанавливается Министром иностранных дел Российской Федерации.
Изменениями в статью 8 Федерального закона предлагается распространить обязанность по исполнению решений представителя нанимателя о направлении на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации (ротацию) на всех государственных гражданских служащих Министерства иностранных дел Российской Федерации и определить должности гражданской службы, замещение которых влечет обязательную ротацию. Действующей редакцией Федерального закона обязательная ротация установлена только в отношении дипломатических работников.
Изменения и дополнения в статью 10 Федерального закона вносятся с целью приведения терминологии статьи в части, касающейся прекращения работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении, в соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, а также урегулирования вопросов, связанных с действием в отношении сотрудника дипломатической службы гарантий и компенсаций, а также его материального обеспечения после прекращения работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации;
Дополнения в статью 13, касающиеся вопроса выплаты подъемного пособия сотруднику дипломатической службы в случае направления на работу в другое загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации в пределах одной страны, а также в статью 14 относительно несения сотрудником дипломатической службы бремени финансовых расходов, связанных с повторным приобретением билетов по причине задержки в пути следования, произошедшей по его вине (вине членов его семьи), повторяют нормы ранее регулировавших вопросы прохождения дипломатической службы за рубежом Правил об условиях труда советских работников за границей, утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25 декабря 1974 г. N 365 (отменены постановлением Минтруда России от 17 января 2003 г. N 3).
Законопроектом предлагается включить в число подлежащих компенсации сотруднику дипломатической службы транспортных расходов (часть 5 статьи 14 Федерального закона) оплату не чаще одного раза в год проезда в период отпуска сотрудника и членов его семьи в Российскую Федерацию до г. Москвы и обратно. С учетом необходимости дополнительных бюджетных средств для реализации данной нормы, законопроектом предусматривается вступление данного изменения в силу с 1 января 2020 г.
Действующая редакция Федерального закона не позволяет в полной мере реализовать заложенные в нем гарантии сотрудникам дипломатической службы, работавшим в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой и в государствах, которые находятся в состоянии вооруженного конфликта, в виде исчисления стажа дипломатической службы в особом порядке в период работы в таких государствах. Вносимые законопроектом дополнения в Федеральный закон призваны урегулировать вопросы, связанные с исчислением стажа государственной службы в особом порядке, в том числе при назначении сотрудникам дипломатической службы пенсии за выслугу лет.
В связи с вступлением в силу с 21 декабря 2016 г. Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 186-ФЗ "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации в иностранном государстве" законопроектом исключаются утратившие с указанной даты актуальность статьи 17 и 17.1 Федерального закона, распространявшие на лиц, замещающих государственные должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) Российской Федерации при международной организации в иностранном государстве, гарантии, предусмотренные для сотрудников дипломатической службы, а также устанавливавшие для них обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. Указанные гарантии и обязанность содержатся в статье 12 и пункте 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 186-ФЗ "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации в иностранном государстве".
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1127 "О порядке выплаты и размере компенсации транспортных расходов сотрудникам дипломатической службы, направляемым на работу в дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях".
Обоснование необходимости подготовки:
часть 5 статьи 14 Федерального закона "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" в редакции законопроекта.
Изложение предлагаемых правовых предписаний:
цель подготовки - включение в число транспортных расходов, подлежащих компенсации сотрудникам дипломатической службы, направляемым на работу в дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, расходов на поездку в период отпуска не более одного раза в год в Российскую Федерацию (до г. Москвы) и обратно.
Сроки подготовки:
в течение 90 дней со дня вступления в силу пункта 7 статьи 1 законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку:
головной - Министерство иностранных дел Российской Федерации, соисполнитель Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации:
1. Приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации "Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя сотрудниками дипломатической службы о выезде за пределы Российской Федерации по частным делам".
Обоснование необходимости подготовки:
статья 5 Федерального закона "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" в редакции законопроекта.
Изложение предлагаемых правовых предписаний:
цель подготовки - регламентация порядка подачи сотрудниками дипломатической службы уведомлений о выезде за пределы Российской Федерации по частным делам.
Сроки подготовки:
в течение 90 дней со дня официального опубликования законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку:
Министерство иностранных дел Российской Федерации.
2. Приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке ротации сотрудников дипломатической службы Министерства иностранных дел Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки:
часть 3 статьи 8 Федерального закона "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" в редакции законопроекта.
Изложение предлагаемых правовых предписаний:
цель подготовки - включение в обязательную ротацию всех федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Министерства иностранных дел Российской Федерации, определение перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации и его территориальных органах, замещение которых связано с обязательной ротацией, определение перечня причин, признаваемых уважительными для отказа от направления на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Сроки подготовки:
в течение 90 дней со дня официального опубликования законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку:
Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" потребует признания утратившим силу приказа Министерства иностранных дел Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 7016 "Об утверждении Положения о порядке ротации дипломатических работников Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.