Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов образования лиц с особыми образовательными потребностями"
(подготовлен Минпросвещения России 17.04.2019 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов образования лиц с особыми образовательными потребностями
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; 2014, N 30, ст. 4217; ст. 4257; 2015, N 1, ст. 53; N 18, ст. 2625; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 9; N 27, ст. 4160, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246; 2018, N 28, ст. 4152; N 32, ст. 5110; 2019, N 10, ст. 887) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16) обучающийся с особыми образовательными потребностями - обучающийся, в том числе инвалид (ребенок-инвалид), с физическими, психическими, интеллектуальными, сенсорными и (или) другими нарушениями, обуславливающими его особые образовательные потребности, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии, и препятствующими получению образования без создания специальных условий;";
б) в пункте 28 слова "с ограниченными возможностями здоровья" заменить словами "с особыми образовательными потребностями";
в) дополнить пунктом 35 следующего содержания:
"35) обучающийся, нуждающийся в длительном лечении - обучающийся, осваивающий основные общеобразовательные программы, которому по заключению медицинской организации проводятся диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия продолжительностью 21 день и более в медицинской организации.";
2) в пункте 7 части первой статьи 3 слова "педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;" заменить словами "педагогическим работникам свободы в выборе средств, методов обучения и воспитания;";
3) в пункте 1 части пятой статьи 5 слова "с ограниченными возможностями здоровья" заменить словами "с особыми образовательными потребностями";
4) пункт 12 части первой статьи 8 после слов "организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" дополнить словами ", в том числе ранней коррекционной помощи,";
5) в части шестой статьи 11 слова "с ограниченными возможностями здоровья" заменить словами "с особыми образовательными потребностями";
6) части первую и третью статьи 31 после слов "оздоровление и (или) отдых," дополнить словами "центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи,";
7) в статье 42:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, в том числе ранняя коррекционная помощь, оказывается обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие лица обучаются.
Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, созданные органами местного самоуправления, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации.";
б) в части второй:
пункт 3 дополнить словами "для обучающихся;";
дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5) обучающие и информационные мероприятия для родителей (законных представителей).";
в) в части третьей слова "детям" заменить словами "обучающимся";
г) часть четвертую изложить в следующей редакции:
"4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
1) осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы;
2) оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам:
а) разработки и реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы, и индивидуальных учебных планов;
б) обучения и воспитания обучающихся, в том числе в части выявления и устранения потенциальных препятствий к обучению;
в) выбора оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
3) осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в котором создан центр, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
4) создает в своей структуре психолого-медико-педагогическую комиссию в целях определения особых образовательных потребностей, препятствующих получению образования без создания специальных условий и (или) условий организации индивидуальной профилактической работы для обучающихся.
д) часть пятую изложить в следующей редакции:
"5. Порядок деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.";
8) в части пятой статьи 43 слова "с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости)" заменить словами "с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития или нарушениями интеллекта)";
9) в пункте 2 части третьей статьи 47 слово "форм," исключить;
10) пункт 6 части первой статьи 48 изложить в следующей редакции:
"6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования обучающимися с особыми образовательными потребностями, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;";
11) в статье 55:
а) часть третью изложить в следующей редакции:
"3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Лица с особыми образовательными потребностями принимаются на обучение по адаптированной основной образовательной программе только с согласия самих лиц или их родителей (законных представителей) (при несовершеннолетии лиц) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.";
б) в части восьмой слова "с ограниченными возможностями здоровья" заменить словами "с особыми образовательными потребностями";
12) в пункте 1 части тринадцатой статьи 59 слова "с ограниченными возможностями здоровья" заменить словами "с особыми образовательными потребностями";
13) в части тринадцатой статьи 60 слова "с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости)" заменить словами "с особыми образовательными потребностями (с нарушениями интеллекта)";
14) в статье 79:
а) название статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 79. Организация получения образования обучающимися с особыми образовательными потребностями";
б) части первую и вторую изложить в следующей редакции:
"1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями определяются адаптированной образовательной программой (при необходимости). Рекомендации по созданию специальных условий для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с особыми образовательными потребностями за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых в рамках нормативов финансирования государственных или муниципальных услуг в сфере образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.";
в) в части третьей:
слова "с ограниченными возможностями здоровья" заменить словами "с особыми образовательными потребностями";
после слов "коллективного и индивидуального пользования," дополнить словами "средств альтернативной коммуникации,";
после слов "техническую помощь," дополнить словами "тьютора, а также услуги по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу,";
г) в части четвертой слова "с ограниченными возможностями здоровья" заменить словами "с особыми образовательными потребностями";
д) в части пятой:
слова ", с умственной отсталостью" заменить словами ", с нарушениями интеллекта";
слова ", со сложными дефектами" заменить словами ", с тяжелыми и множественными нарушениями развития";
слова "с ограниченными возможностями здоровья" заменить словами "с особыми образовательными потребностями";
е) части шестую и седьмую изложить в следующей редакции:
"6. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования определяются требования к содержанию программы подготовки ассистента (помощника), оказывающего обучающимся с особыми образовательными потребностями необходимую техническую помощь.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, определяются особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, определяются:
порядок и условия взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с общественными объединениями инвалидов по вопросам получения образования лицами с особыми образовательными потребностями;
порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
7. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.";
ж) часть восьмую признать утратившей силу;
з) часть девятую изложить в следующей редакции:
"9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают проведение профориентационных мероприятий для обучающихся с особыми образовательными потребностями; получение профессионального обучения обучающимися с особыми образовательными потребностями (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.";
и) части десятую и одиннадцатую признать утратившими силу;
к) в части двенадцатой слова "с ограниченными возможностями здоровья" заменить словами "с особыми образовательными потребностями";
15) в статье 91:
а) часть первую после слов "по уровням образования," дополнить словами "по образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушениями интеллекта,";
б) часть четвертую после слов "о подвидах дополнительного образования," дополнить словами "об образовательных программах, реализуемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушениями интеллекта,";
16) часть первую статьи 92 после слов "программ дошкольного образования," дополнить словами "образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушениями интеллекта,";
17) в части второй статьи 99 слова "с ограниченными возможностями здоровья" заменить словами "с особыми образовательными потребностями".
18) статью 108 дополнить частью семнадцатой следующего содержания:
"17. Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи созданные органами местного самоуправления, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2021 года.".
Статья 2
В статье 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 49, ст. 6928):
1) часть четвертую после слов "адаптированными образовательными программами" дополнить словами "(при необходимости)";
2) часть седьмую изложить в следующей редакции:
"Инвалидам создаются необходимые специальные условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177; 2003, N 3, ст. 2880; 2004, N 35, ст. 3607, N 49, ст. 4849; 2007, N 27, ст. 3215, N 30, ст. 3808, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 1, ст. 39; 2012, N 53, ст. 7644; 2013, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3477, N 48, ст. 6165; 2014, N 42, ст. 5609; 2018, N 27, ст. 3953) следующие изменения:
1) в статье 14
а) в пункте 2 части первой слова "с ограниченными возможностями здоровья словами "с особыми образовательными потребностями";
б) в пункте 1 части второй слова "с ограниченными возможностями здоровья" заменить словами "с особыми образовательными потребностями";
2) в статье 15 слова "с ограниченными возможностями здоровья" заменить словами "с особыми образовательными потребностями".
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года.
Президент |
В. Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.