Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
(подготовлен Минобороны России 18.04.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - законопроект) направлен на уточнение положений пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и положений абзаца пятнадцатого пункта 1 статьи 15 и абзаца пятого пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) в части закрепления категорий граждан и военнослужащих-граждан, проходящих военную службу по контракту, граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих-граждан, проходивших военную службу по контракту, граждан, уволенных с военной службы, (далее - военнослужащие), не подлежащих снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет нуждающихся) в связи с предоставлением земельного участка для строительства жилого дома.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Таким образом, военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся, при предоставлении им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома (индивидуального жилищного строительства) подлежат снятию с учета нуждающихся.
В Вооруженных Силах Российской Федерации по указанному основанию с 1 января 2005 г. было снято с учета нуждающихся 29 военнослужащих, из числа которых 15 обжаловали решения о снятии в судах и были восстановлены на учете нуждающихся, при этом 10 из них уже обеспечены жилыми помещениями (жилищной субсидией).
Вместе с этим пункт 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ закрепляет, что военнослужащим предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Пункт 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ прямо указывает, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, в пункте 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ закреплены конкретные формы обеспечения военнослужащих жилыми помещениям. Предоставление военнослужащим земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в том числе в соответствии с жилищным и земельным законодательством Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ не является формой обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.
Системный анализ и буквальное толкование статьи 15 Закона N 76-ФЗ, а также положений Жилищного кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации указывают, что предоставление военнослужащим от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для индивидуального жилищного строительства не может считаться обеспечением жилыми помещениями в установленной Законом N 76-ФЗ форме.
Необходимо отметить, что снятие военнослужащих с учета нуждающихся по указанному основанию ставит их в неравное положение с военнослужащими, приобретшими земельные участки для индивидуального жилищного строительства по гражданско-правовым сделкам либо получившим указанные земельные участки от органа государственной власти или органа местного самоуправления до подачи документов для признания их нуждающимися в жилых помещениях, поскольку согласно Закону N 76-ФЗ и Жилищному кодексу приобретение либо получение земельных участков такими военнослужащими при признании их нуждающимися в жилых помещениях не проверяется и не учитывается, в связи с чем не является основанием для отказа в признании военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях.
Таким образом, снятие военнослужащих, которым в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставлены земельные участки для строительства жилого дома (индивидуального жилищного строительства), с учета нуждающихся не может считаться обеспечением их в установленном Законом N 76-ФЗ порядке жилыми помещениями, а значит нарушает гарантированное им государством право на жилищное обеспечение.
Кроме этого, действовавшая до 1 января 2005 г. редакция статьи 22 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" предоставляла гражданам право на приобретение в установленном порядке земельных участков для жилищного строительства независимо от наличия у них другого жилого помещения, в том числе в других населенных пунктах.
Снятие с жилищного учета военнослужащих в случае предоставления земельного участка для строительства жилого дома действовавшим до 1 марта 2005 г. Жилищным кодексом РСФСР не предусматривалось.
Данное основание снятия с жилищного учета установлено пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса, следовательно, до 1 марта 2005 г. препятствий для нахождения гражданина на жилищном учете в случае предоставления ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имелось.
Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Жилищного кодекса акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В самом же Жилищном кодексе нормы, которая устанавливала бы возможность применения Жилищного кодекса к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, не содержится.
В этой связи действие положений абзаца пятнадцатого пункта 1 статьи 15 и абзаца пятого пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции законопроекта) предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 марта 2005 г., что позволит восстановить права военнослужащих на жилищное обеспечение, снятых после 1 марта 2005 г. с учета нуждающихся в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома (индивидуального жилищного строительства), при условии наличия у них оснований, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., иных международных договоров, не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Реализация проекта постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.