Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка осуществления контроля в сфере закупок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок при проведении плановых и внеплановых проверок"
(подготовлен ФАС России 30.04.2019 г.)
В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Порядок осуществления контроля в сфере закупок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок при проведении плановых и внеплановых проверок.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2019 года, за исключением пунктов 58-62 раздела VII Порядка осуществления контроля в сфере закупок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок при проведении плановых и внеплановых проверок, которые вступают в силу с 1 января 2020 года.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от __________2019 г. N____
Порядок
осуществления контроля в сфере закупок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок при проведении плановых и внеплановых проверок
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения плановых и внеплановых проверок (далее - проверки) в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - субъекты контроля), проводимых органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - контрольные органы), порядок оформления результатов таких проверок, критерии отнесения субъекта контроля к определенной категории риска, порядок, сроки направления и исполнения предписаний контрольных органов в сфере закупок, перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность, порядок действий контрольных органов в сфере закупок, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний таких органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления, порядок использования единой информационной системы в сфере закупок (далее - единая информационная система), а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.
2. Под проверкой понимается совокупность проводимых контрольным органом в отношении субъектов контроля мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими действий (бездействия) требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в целях предупреждения и выявления нарушений указанного законодательства.
3. При проведении проверок федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, контроль осуществляется в отношении субъектов контроля на предмет соответствия действий субъектов контроля требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон).
4. При проведении проверок контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа контроль осуществляется в отношении субъектов контроля в сфере осуществления закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, на предмет соответствия действий субъектов контроля требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом части 10 статьи 99 Федерального закона, за исключением контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона.
5. Контрольные органы проводят плановые и внеплановые проверки в соответствии с подведомственностью, установленной частями 3, 4 статьи 99 Федерального закона.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки в порядке, установленном разделом V настоящего Порядка.
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном разделом VI настоящего Порядка.
6. При проведении проверок федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок контроль осуществляется на предмет соответствия их действий, в том числе на предмет соблюдения соглашений, заключаемых ими в соответствии с требованиями Федерального закона.
6.1. Настоящий Порядок проведения проверок распространяется на контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа с учетом требований соблюдения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
7. Настоящий Порядок не распространяется на внеплановые проверки, осуществляемые контрольными органами при рассмотрении жалоб участников закупок. Проведение внеплановых проверок при рассмотрении жалоб участников закупок осуществляется в соответствии с главой 6 Федерального закона.
II. Формы проведения проверок,
сроки и периодичность их проведения
8. Для проведения проверки контрольный орган создает комиссию по проведению проверки, которая состоит из должностных лиц контрольного органа, и утверждается приказом (распоряжением) контрольного органа.
Количество членов комиссии должно быть не менее чем три человека.
Для проведения плановой проверки создается комиссия по проведению плановой проверки в отношении субъектов контроля, включенных в план проверки (далее - комиссия по плановой проверке). Комиссию по плановой проверке возглавляет руководитель комиссии. Изменения состава комиссии по плановой проверке, а также сроки ее проведения оформляются приказами руководителя контрольного органа.
Контрольный орган в случае необходимости вправе обратиться в органы прокуратуры, правоохранительные и иные органы власти с предложением о включении в состав комиссии по плановой проверке должностных лиц таких органов.
Для проведения внеплановой проверки может быть создана постоянно действующая комиссия по проведению внеплановых проверок в отношении субъектов контроля (далее - комиссия по внеплановой проверке). Комиссию по внеплановой проверке возглавляет председатель комиссии.
9. Срок внеплановой проверки составляет 15 дней с момента поступления информации о нарушении законодательства, указанной в пункте 14 настоящего Порядка.
В случае необходимости дополнительной проработки информации о нарушении законодательства, указанной в пункте 14 настоящего Порядка, контрольный орган вправе продлить срок проверки не более чем на 30 дней. О продлении срока проверки контрольный орган уведомляет лицо, направившее информацию о нарушении законодательства (далее - заявитель), способом, позволяющим подтвердить надлежащее уведомление. Уведомление заявителя осуществляется при его наличии.
Срок плановой проверки составляет 30 дней с даты ее начала. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен на основании приказа руководителя контрольного органа.
При этом срок плановой проверки продлевается не более одного раза и общий срок проверки не может составлять более чем два месяца, за исключением случая несоблюдения субъектами контроля требований пункта 13 настоящего Порядка. В последнем случае срок проверки не может составлять более чем шесть месяцев.
Материалы проверки хранятся контрольным органом не менее чем три года.
III. Права и обязанности должностных лиц контрольного органа
при проведении проверок
10. Права и обязанности должностных лиц контрольного органа при проведении проверок:
1) обязанность не разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную контрольным органом, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
2) иные права и обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
11. Должностные лица контрольного органа при проведении проверок несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
IV. Права и обязанности лиц, в отношении которых проводятся проверки
12. Права лиц, в отношении которых проводятся проверки:
1) получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке проведения плановой и внеплановой проверки;
2) осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя;
3) обратиться в суд за защитой прав и законных интересов;
4) направлять в контрольный орган письменные возражения;
5) иные права в соответствии с законодательства Российской Федерации.
13. Обязанности лиц, в отношении которых проводится проверка:
1) представлять в контрольный орган документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (в том числе осуществляемых закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, а также по требованию контрольного органа необходимые ему документы, объяснения в письменной или устной форме;
2) исполнять в установленные сроки предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
3) обеспечить беспрепятственный доступ должностным лицам контрольного органа по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) указанного органа в помещения и на территории, которые занимают субъекты контроля для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу;
4) иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13.1. Представление информации и документов, предусмотренных подпунктом "1" пункта 13 настоящего раздела, не требуется в случае их размещения в соответствии с Федеральным законом в единой информационной системе. При этом, если информация и документы, размещенные в единой информационной системе, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные в единой информационной системе.
V. Основания для проведения внеплановой проверки, порядок организации внеплановой проверки и оформление ее результатов
14. Основаниями для проведения внеплановой проверки является получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе в случае отзыва жалобы участником закупки в соответствии с частью 15 статьи 105 Федерального закона, сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона предписания (далее - информация о нарушении законодательства).
15. Датой поступления информации о нарушении законодательства является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.
16. Определение подведомственности проведения внеплановой проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок и его территориальными органами, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа и его территориальными органами, а также порядок и сроки передачи по подведомственности информации о нарушении законодательства о контрактной системе осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.
17. В случае поступления в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок информации о нарушении законодательства, подлежащей рассмотрению в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере закупок, контрольном органе в сфере государственного оборонного заказа, такая информация передается указанными органами соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа по подведомственности для проведения внеплановой проверки в течение пяти календарных дней со дня ее поступления.
18. В случае поступления в органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок информации о нарушении законодательства, подлежащей рассмотрению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, такая информация передается указанными органами в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, по подведомственности для проведения внеплановой проверки в течение пяти календарных дней со дня ее поступления.
19. При направлении информации о нарушении законодательства по подведомственности контрольный орган обязан в течение пяти календарных дней со дня ее поступления направить заявителю уведомление с указанием причины такой передачи способом, позволяющим подтвердить надлежащее получение указанного решения.
При принятии решения о передачи по подведомственности контрольный орган в течение одного рабочего дня размещает в единой информационной системе информацию о передаче по подведомственности, в том числе информацию, указанную в подпункте "ж" пункта 12 порядка ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, утвержденного Правительством Российской Федерации.
20. В случае, если информация о нарушении законодательства направлена в контрольный орган для проведения внеплановой проверки по подведомственности, днем поступления указанной информации считается день ее поступления в контрольный орган, которым такая информация была получена первоначально.
21. В случае поступления информации о нарушении законодательства контрольный орган вправе принять решение о непроведении внеплановой проверки по основаниям, установленным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также в случае, если информация о нарушении законодательства содержит указания на действия (бездействие) субъекта контроля в отношении которых принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
Решение о непроведении внеплановой проверки с указанием причины ее непроведения направляется заявителю способом, позволяющим подтвердить надлежащее получение такого решения.
22. При принятии решения о проведении внеплановой проверки контрольный орган в течение двух рабочих дней со дня поступления информации о нарушении законодательства размещает в единой информационной системе информацию о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки, в том числе информацию, указанную в пункте 12 порядка ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, утвержденного Правительством Российской Федерации (за исключением подпункта "ж"), и уведомляет заявителя и субъектов контроля о месте, дате и времени проведения внеплановой проверки.
В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация не размещается в единой информационной системе.
В случае проведения внеплановой проверки при осуществлении закупки путем проведения электронных процедур контрольный орган также сообщает соответствующему оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки о месте, дате и времени проведения внеплановой проверки.
Уведомление о проведении внеплановой проверки направляется способом, позволяющим подтвердить надлежащее получение указанного уведомления.
23. Внеплановая проверка проводится на заседании комиссии по внеплановой проверке.
Субъекты контроля обязаны представить на заседание комиссии по внеплановой проверке документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (в том числе осуществляемых закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, а также иные документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, необходимые для проведения проверки, за исключением сведений об участниках закупки, конфиденциальность которых оператор электронной площадки, оператор специализированной площадки обязан обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом контрольный орган также вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, в том числе запросить у субъектов контроля указанные информацию и документы.
24. Заявитель, субъекты контроля и иные заинтересованные лица вправе лично присутствовать при проведении внеплановой проверки, а также направить своих представителей.
Подтверждение полномочий физических лиц, индивидуальных предпринимателей не требуется. Полномочия руководителей юридических лиц подтверждаются решением (копией решения) о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности. Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным подтверждающим его полномочия документом.
Комиссия по внеплановой проверке обязана провести внеплановую проверку в сроки, предусмотренные настоящим Порядком, вне зависимости от явки сторон.
Заседание комиссии по внеплановой проверке считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов.
Проведение комиссии по внеплановой проверке на закрытом заседании допускается в случаях, если открытое заседание может привести к разглашению государственной тайны, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
На заседании комиссии по внеплановой проверке ведется аудиозапись, которая должна храниться не менее трех лет. Любое лицо, присутствующее на заседании комиссии по внеплановой проверке, вправе осуществлять аудио- и видеозапись заседания, предварительно уведомив об этом комиссию по внеплановой проверке.
25. Председатель комиссии по внеплановой проверке либо в отсутствие председателя его заместитель, осуществляющий его обязанности:
1) открывает заседание;
2) разъясняет лицам, участвующим в деле, их права, определяет последовательность совершения действий при проверке;
3) уведомляет о том, что ведется аудиозапись заседания;
4) руководит заседанием, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле;
7) принимает меры по обеспечению на заседании комиссии надлежащего порядка;
8) оглашает результаты проведения проверки.
26. По ходатайству лиц, участвующих в проведении внеплановой проверки либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии по внеплановой проверке может быть объявлен перерыв с указанием места, даты и времени проведения внеплановой проверки после перерыва. При этом срок проведения внеплановой проверки не продлевается.
27. По результатам проведения внеплановой проверки комиссия по внеплановой проверке принимает решение. Решение принимается простым большинством голосов присутствовавших на заседании членов комиссии. В случае, если член комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение.
Комиссия по внеплановой проверке вправе принять решение о наличии в действиях субъекта контроля нарушений законодательства о контрактной системе либо о неподтверждении нарушений указанного законодательства в действиях субъекта контроля.
28. В случае если в результате проведения внеплановой проверки территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок вынесены решения (выданы предписания) по одним и тем же действиям (бездействию) субъектов контроля, противоречащие друг другу полностью или частично, решение (предписание) указанного органа действует и выполняется в части, не противоречащей принятому решению (предписанию) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, контрольного органа в сфере государственного оборонного заказа.
29. Решение (предписание) комиссии по внеплановой проверке является окончательным и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
30. В случаях если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а контракт по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не заключен комиссия по внеплановой проверке выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия по внеплановой проверке не выдает предписание в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
31. Предписание подлежит исполнению в срок, установленный таким предписанием.
32. По результатам проведения внеплановой проверки изготавливается решение, которое должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Вводная часть решения должна содержать наименование органа, принявшего решение, состав комиссии, номер решения, дату и место принятия решения, наименование заявителя, субъекта контроля, иных заинтересованных лиц, фамилии, имена, отчества (при наличии) присутствующих на заседании представителей сторон, указание на закупку, за исключением случаев проверки действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.
Описательная часть решения должна содержать краткое изложение поступившей информации о нарушении законодательства и возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательств и ходатайств лиц, участвующих в деле.
В мотивировочной части решения должны быть указаны:
- обстоятельства, установленные при проведении внеплановой проверки, на которых основываются выводы комиссии;
- нормы законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми комиссией принято решение;
- информация о выявленных нарушениях требований законодательства о контрактной системе, а также о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, признаков состава административного правонарушения и иных нормативных правовых актов;
- иные сведения.
Резолютивная часть решения должна содержать:
- выводы комиссии о наличии в действиях (бездействии) субъекта контроля нарушений законодательства о контрактной системе, со ссылками на конкретные нормы, нарушение которых было установлено в результате проведения внеплановой проверки либо о неподтверждении нарушений указанного законодательства;
- выводы комиссии о необходимости передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, дела об административном правонарушении;
- сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе или совершении иных действий;
- другие меры по устранению нарушений, в том числе обращение с иском в суд, передача материалов в правоохранительные органы и иные органы власти.
33. Полный текст решения изготавливается в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Решение подписывается принявшими его членами комиссии.
После изготовления и подписания полного текста решения, но не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения, текст решения (и (или) его электронный образ) размещается контрольным органом в единой информационной системе.
Копия решения в указанные сроки направляется заинтересованным лицам способом, подтверждающим его получение.
34. В случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе в действиях (бездействии) субъекта контроля на основании принятого решения изготавливается предписание, в котором должны быть указаны:
- дата и место выдачи предписания;
- состав комиссии;
- сведения о решении, на основании которого выдается предписание;
- наименование, адреса субъектов, которым выдается предписание;
- указание действий, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе;
- сроки, в течение которых должно быть исполнено предписание;
- сроки, в течение которых в контрольный орган должны поступить копии документов и сведения об исполнении предписания.
35. Действиями, направленными на устранение нарушений законодательства о контрактной системе, могут быть:
- отмена протоколов, составленных в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика). Предписание об отмене протоколов выдается также в том случае, если выдается предписание о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке;
- внесение изменений в извещение об осуществлении закупки (за исключением извещения о проведении запроса предложений), документацию о закупке с продлением сроков подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства;
- осуществление закупки в соответствии с требованиями законодательства;
- иные действия, направленные на устранение нарушений законодательства о контрактной системе.
36. Предписание изготавливается одновременно с решением и подписывается выдавшими его членами комиссии.
Копия предписания одновременно с копией решения направляется заинтересованным сторонам. После изготовления и подписания предписания, текст предписания (и (или) его электронный образ) одновременно с решением размещается контрольным органом в единой информационной системе и направляется заинтересованным лицам способом, подтверждающим его получение.
VI. Порядок организации плановой проверки
и порядок оформления ее результатов
37. Плановые проверки осуществляются на основании плана проверок, утверждаемого руководителем контрольного органа на один год. При составлении плана проверок учитывается отнесение субъекта контроля к определенной категории риска, рассчитанной в соответствии с разделом VII настоящего Порядка.
38. Плановой проверке подлежат закупки за последние три года до даты начала проведения проверки. Срок указанного периода проведения проверки может быть изменен по решению контрольного органа.
39. План проверок должен содержать следующие сведения:
- наименование контрольного органа, осуществляющего проверку;
- наименование, ИНН, адрес местонахождения субъекта контроля, в отношении которого принято решение о проведении проверки;
- цель и основания проведения проверки;
- месяц начала проведения проверки.
40. Внесение изменений в план проверок допускается не позднее, чем за два месяца до начала проведения проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.
41. План проверок, а также вносимые в него изменения должны быть размещены не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения в единой информационной системе.
42. Перед проверкой должностным лицам контрольного органа необходимо подготовить следующие документы:
- приказ о проведении плановой проверки, утверждаемый руководителем контрольного органа;
- уведомление о проведении плановой проверки.
43. Приказ о проведении плановой проверки должен содержать следующие сведения:
- наименование контрольного органа;
- состав комиссии по проведению плановой проверки с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности каждого члена комиссии;
- предмет плановой проверки;
- цель и основания проведения плановой проверки;
- дату начала и дату окончания проведения плановой проверки;
- проверяемый период;
- сроки, в течение которых составляется акт по результатам проведения плановой проверки;
- наименование субъектов контроля.
44. Уведомление о проведении плановой проверки должно содержать следующие сведения:
- предмет плановой проверки;
- цель и основания проведения плановой проверки;
- дату начала и дату окончания проведения плановой проверки;
- проверяемый период;
- документы и информацию, необходимые для осуществления плановой проверки, с указанием срока их предоставления субъектами контроля;
- информацию о необходимости обеспечения условий для работы комиссии по проведению плановой проверки, в том числе предоставления помещения для работы, оргтехники, средств связи (за исключением мобильной связи) и иных необходимых средств и оборудования для проведения плановой проверки (в случае проведения выездной плановой проверки).
45. Информация, указанная в пункте 13 порядка ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, утвержденного Правительством Российской Федерации, размещается контрольным органом в течение 2 рабочих дней с даты принятия приказа о проведении плановой проверки.
Уведомление о проведении плановой проверки направляется способом, подтверждающим надлежащее уведомление в срок не позднее, чем за семь рабочих дней до даты проведения плановой проверки.
46. До начала проведения плановой проверки комиссия по плановой проверки представляет для ознакомления субъекту контроля оригинал приказа о проведении плановой проверки.
47. Плановая проверка осуществляется комиссией по плановой проверке в два этапа, которые могут проводиться одновременно.
48. Первый этап плановой проверки предусматривает рассмотрение закупок, находящихся в стадии определения поставщика (подрядчика, исполнителя), на предмет их соответствия требованиям законодательства о контрактной системе. В случае выявления признаков нарушения указанного законодательства комиссия по проведению плановой проверки:
1) назначает дату заседания;
2) направляет уведомления о заседании субъекту контроля, с указанием даты, времени и места заседания;
3) проводит заседание;
4) рассматривает представленные документы и сведения, относящиеся к предмету плановой проверки;
5) заслушивает объяснения субъекта контроля;
6) принимает решения по результатам заседания и выдает предписания об устранении нарушений (в случае выявления нарушений).
49. Уведомление о заседании комиссии по проведению плановой проверки направляется субъекту контроля способом, позволяющим подтвердить указанное уведомление, не позднее, чем за три рабочих дня до даты заседания комиссии по проведению плановой проверки.
50. Первый этап плановой проверки осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные для проведения внеплановых проверок в соответствии с пунктами 22 - 36 настоящего Порядка с учетом особенностей, предусмотренных настоящим разделом.
51. При осуществлении второго этапа проводится проверка в отношении закупок, контракты по которым заключены.
52. Результаты проверки оформляются актом проверки в сроки, установленные приказом о проведении плановой проверки. При этом решение и предписание комиссии по результатам первого этапа проведения плановой проверки (при их наличии) являются неотъемлемой частью акта плановой проверки.
53. Акт проверки состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.
Вводная часть акта проверки должна содержать:
- наименование контрольного органа;
- номер, дату и место составления акта;
- дату и номер приказа о проведении плановой проверки;
- основания, цели и сроки осуществления плановой проверки;
- период проведения плановой проверки;
- предмет плановой проверки;
- фамилии, имена, отчества (при наличии), наименования должностей членов комиссии, проводивших проверку;
- наименование, адрес местонахождения субъекта контроля, в отношении закупок которого принято решение о проведении плановой проверки.
В мотивировочной части акта проверки должны быть указаны:
- обстоятельства, установленные при проведении плановой проверки и обосновывающие выводы комиссии;
- нормы законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми комиссией принято решение;
- информация о выявленных нарушениях требований законодательства о контрактной системе, а также о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, признаков состава административного правонарушения и иных нормативных правовых актов;
- иные сведения.
Резолютивная часть акта проверки должна содержать:
- выводы комиссии о наличии (отсутствии) в действиях (бездействии) субъекта контроля нарушений законодательства о контрактной системе со ссылками на конкретные нормы, нарушение которых было установлено в результате проведения плановой проверки;
- выводы комиссии о необходимости передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, дела об административном правонарушении;
- другие меры по устранению нарушений, в том числе обращение в суд, передача материалов в правоохранительные органы и другие органы власти.
54. Акт проверки подписывается всеми членами комиссии по проведению плановой проверки.
Копия акта проверки не позднее трех рабочих дней со дня его подписания сопроводительным письмом за подписью руководителя контрольного органа либо его заместителя размещается в единой информационной системе и направляется субъекту контроля способом, подтверждающим его надлежащее уведомление.
При этом решение и предписание комиссии по результатам первого этапа проведения проверки (при их наличии), являющихся неотъемлемой частью акта проверки, не подлежат повторному направлению и приобщаются к материалам проверки.
55. Плановая проверка может быть проведена в форме документарной проверки при предоставлении субъектами контроля по запросу контрольного органа необходимых документов по месту нахождения контрольного органа с учетом особенностей, предусмотренных настоящим разделом Порядка.
VII. Критерии отнесения субъекта контроля к определенной
категории риска
56. Критерии отнесения субъектов контроля к определенной категории риска (далее - Критерии) используются органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 Федерального закона при осуществлении плановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
57. Субъекты контроля относятся к категориям риска в зависимости от вероятности несоблюдения и (или) возникновения повторных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Более высокий уровень такой вероятности соответствует более высокой категории риска. Уровень вероятности рассчитывается в баллах в соответствии с Критериями.
58. Расчет Критериев и отнесение субъекта контроля к категории риска осуществляется контрольными органами с использованием информации, размещенной в единой информационной системе:
- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд. При этом расчет Критериев и отнесение субъекта контроля к категории риска осуществляется отдельно каждым территориальным органом и центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, для субъектов контроля, отнесенных к подведомственности соответствующего территориального органа или центрального аппарата в соответствии с ведомственным нормативным правовым актом;
- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций в сфере осуществления закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. При этом расчет Критериев и отнесение субъекта контроля к категории риска осуществляется отдельно каждым территориальным органом и центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, для субъектов контроля, отнесенных к подведомственности соответствующего территориального органа или центрального аппарата в соответствии с ведомственным нормативным правовым актом;
- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
- органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.
59. Для отнесения к категориям риска субъектов контроля используются критерии "Доля закупок, в которых выявлены нарушения контрольным органом", "Доля неисполненных предписаний об устранении допущенных нарушений", "Доля решений об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) контрактов, расторгнутых в одностороннем порядке по решению заказчика".
Значимость критериев определяется в процентах и установлена в пунктах 59.1 - 59.3 Критериев. При этом для расчетов применяется коэффициент значимости, равный значимости соответствующего критерия риска в процентах, деленному на 100.
При определении категории риска используются сведения за предыдущий календарный год, размещенные в единой информационной системе и сформированные в автоматическом режиме посредством функционала единой информационной системы.
59.1. Для определения значения критерия риска "Доля закупок, в которых выявлены нарушения контрольным органом" используется соотношение количества закупок, в которых выявлены нарушения контрольными органами в сфере закупок за предыдущий календарный год, к количеству закупок, в отношении которых проводились контрольные мероприятия контрольными органами за предыдущий календарный год. При этом считаются все закупки, размещенные субъектом контроля, в которых выявлены нарушения вне зависимости от того каким контрольным органом в сфере закупок такие нарушения установлены в отношении субъекта контроля, за предыдущий календарный год.
Значимость критерия риска "Доля закупок, в которых выявлены нарушения контрольным органом" составляет 20 процентов.
Коэффициент значимости критерия риска "Доля закупок, в которых выявлены нарушения контрольным органом" составляет 0,2.
Количество присуждаемых баллов субъекту контроля по критерию риска "Доля закупок, в которых выявлены нарушения контрольным органом" (КР1) определяется по формуле:
КР1 = х 100 %, где
О - количество закупок, проводимых субъектом контроля, в которых выявлены нарушения контрольными органами, за предыдущий календарный год;
Х - количество закупок, размещенных субъектом контроля, в отношении которых проводились контрольные мероприятия контрольными органами за предыдущий календарный год.
В случае, если за предыдущий календарный год в контрольном органе в сфере закупок не проводились контрольные мероприятия в отношении субъекта контроля, то такой субъект контроля относится к низкой категории риска и расчет критериев риска, указанных в пунктах 59.1, 59.2 и 59.3 Критериев, не производится.
59.2. Для определения значения критерия риска "Доля неисполненных предписаний об устранении допущенных нарушений" используется соотношение количества неисполненных предписаний об устранении допущенных нарушений, в отношении которых судом не приняты обеспечительные меры, выданных контрольными органами в сфере закупок по результатам рассмотрения жалоб или проведения проверок в отношении субъекта контроля, за предыдущий календарный год, к общему количеству предписаний об устранении допущенных нарушений, выданных контрольными органами в сфере закупок по результатам рассмотрения жалоб или проведения проверок в отношении субъекта контроля, за предыдущий календарный год.
Значимость критерия риска "Доля неисполненных предписаний об устранении допущенных нарушений" составляет 60 процентов.
Коэффициент значимости критерия риска "Доля неисполненных предписаний об устранении допущенных нарушений" составляет 0,6.
Количество присуждаемых баллов субъекту контроля по критерию риска "Доля неисполненных предписаний об устранении допущенных нарушений" (КР2) определяется по формуле:
КР2 = х 100 %, где
НП - количество неисполненных предписаний об устранении допущенных нарушений, в отношении которых судом не приняты обеспечительные меры, выданных контрольными органами в сфере закупок по результатам рассмотрения жалоб или проведения проверок в отношении субъекта контроля, за предыдущий календарный год;
П - общее количество предписаний об устранении допущенных нарушений, выданных контрольными органами в сфере закупок по результатам рассмотрения жалоб или проведения проверок в отношении субъекта контроля, закупок за предыдущий календарный год.
59.3. Для определения значения критерия риска "Доля решений об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) контрактов, расторгнутых в одностороннем порядке по решению заказчика" используется соотношение количества решений, принятых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) контрактов, расторгнутых в одностороннем порядке по решению субъекта контроля за предыдущий календарный год, к общему количеству расторгнутых контрактов субъектом контроля в связи с односторонним отказом субъекта контроля от исполнения контракта за предыдущий календарный год.
Значимость критерия риска "Доля решений об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) контрактов, расторгнутых в одностороннем порядке по решению заказчика" составляет 20 процентов.
Коэффициент значимости критерия риска "Доля решений об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) контрактов, расторгнутых в одностороннем порядке по решению заказчика" составляет 0,2.
Количество присуждаемых баллов субъекту контроля по критерию риска "Доля решений об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) контрактов, расторгнутых в одностороннем порядке по решению заказчика" (КР3) определяется по формуле:
КР3 = х 100 %, где
РКi - количество решений, принятых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) контрактов, расторгнутых в одностороннем порядке по решению субъекта контроля за предыдущий календарный год;
РКmax - общее количество расторгнутых контрактов субъектом контроля в связи с односторонним отказом субъекта контроля от исполнения контракта за предыдущий календарный год.
60. Отнесение субъектов контроля к определенной категории риска рассчитывается путем сложения баллов, установленных критериями рисков, согласно пункту 59 Критериев по формуле:
0,2КР1 + 0,6КР2 + 0,2КР3
К категории среднего риска относятся субъекты контроля, набравшие от 60 до 100 баллов включительно;
К категории умеренного риска относятся субъекты контроля, набравшие от 30 до 60 баллов включительно;
К категории низкого риска относятся субъекты контроля, набравшие до 30 баллов включительно.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.