Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей""
(подготовлен Минобороны России 06.05.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) подготовлен в целях обеспечения единой правоприменительной практики при установлении повышений пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой членам семьи погибших (умерших) лиц, указанных в статье 1 Закона N 4468-1.
В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительные адресные меры социальной поддержки Героям, военнослужащим, ветеранам, инвалидам и другим льготным категориям граждан устанавливаются с учетом их заслуг перед Отечеством, продолжительности военной службы, имеющейся инвалидности и иных объективных обстоятельств.
Аналогичный подход по установлению для отдельных категорий граждан, имеющих особые заслуги перед Отечеством либо пострадавших при его защите, дополнительных адресных выплат предусмотрен и Законом N 4468-1 для лиц, получающих пенсию за выслугу лет, по инвалидности или по случаю потери кормильца.
Согласно статье 45 Закона N 4468-1 независимо от вида получаемой пенсии (пенсии за выслугу лет, по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца) 13 льготным категориям граждан (Герои, участники Великой Отечественной войны и боевых действий, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда, лица, родившиеся до 31 декабря 1931 г. включительно, и др.) к назначенной пенсии установлены соответствующие повышения. При этом, поскольку пенсия по случаю потери кормильца может назначаться нескольким членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, статьей 46 Закона N 4468-1 определено, что предусмотренное статьей 45 Закона N 4468-1 повышение к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии. То есть повышение к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается не каждому члену семьи, получающему пенсию по случаю потери кормильца, а только тем членам семьи, которые сами относятся к указанной в статье 45 Закона N 4468-1 льготной категории. Право на повышения размеров пенсий определяется на основании имеющихся у пенсионеров, в том числе у членов семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца, документов, подтверждающих статус получателя.
Вместе с тем в настоящее время судебными органами, в том числе Верховным Судом Российской Федерации, в массовом порядке выносятся решения об установлении членам семей погибших (умерших) Героев, участников Великой Отечественной войны и боевых действий к пенсии по случаю потери кормильца повышений, предусмотренных статьей 45 Закона N 4468-1, в зависимости от заслуг кормильца, а не от заслуг самих членов семей (в настоящее время уже вынесено более 6000 решений). Таким образом, если при жизни кормилец получал к пенсии по выслуге лет или по инвалидности только одно повышение, то после его смерти такое повышение по судебным решениям устанавливается сразу нескольким членом семей, имеющим право на пенсию по случаю потери кормильца, независимо от их личного статуса (нетрудоспособным супругу, детям и родителям).
При этом, несмотря на то, что статьей 45 Закона N 4468-1 определено 13 льготных категорий граждан, имеющих право на получение повышений пенсии по случаю потери кормильца, судами принимаются решения только по 3 категориям членов семей умерших (погибших) Героев, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (пункты "а", "г" и "д" части 1 статьи 45 Закона N 4468-1) противоречит единой концепции Закона N 4468-1 и требованиям Конституции Российской Федерации о предоставлении, при прочих равных условиях, одинаковых прав на пенсионное обеспечение.
Такие разные подходы по установлению повышений пенсии по случаю потери кормильца вызвали социальную напряженность среди военнослужащих и членов их семей.
Принимаемые меры по опротестованию судебных решений положительных результатов не дали.
С учетом этого в целях снятия социальной напряженности среди членов семей погибших (умерших) военнослужащих законопроектом, исходя из судебной практики, предлагается всем нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих к назначаемой им пенсии по случаю потери кормильца устанавливать повышения, которые предусмотрены статьей 45 Закона N 4468-1 для соответствующих льготных категорий их кормильцев.
Кроме того, исходя из общей концепции законодательства об установлении дополнительных мер социальной защиты лицам, имеющим особые заслуги перед Отечеством, нетрудоспособным членам семей, которые сами имеют льготный статус, предусмотренный статьей 45 Закона N 4468-1, дополнительно к пенсии по случаю потери кормильца предлагается сохранить повышения, которые им выплачиваются в настоящее время. При этом указанные повышения выплачиваются одновременно с повышениями, установленными в зависимости от статуса кормильца.
Расходы федерального бюджета на реализацию положений, предлагаемых законопроектом, составят 1 813,6 млн. рублей в год.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Заместитель Министра обороны Российской Федерации |
Т.Шевцова |
"____" апреля 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.