Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29 марта 2001 г. N 38-ПВ01
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председателя Лебедева В.М.
Членов Президиума - Петухова Н.А., Сергеевой Н.Ю., Верина В.П., Жуйкова В.М., Смакова Р.М., Кузнецова В.В., Каримова М.А., Попова Г.Н., Меркушова А.Е., Вячеславова В.К.
с участием заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И.
рассмотрел по протесту в порядке надзора заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Сергеевой Н.Ю. гражданское дело по заявлениям и.о. прокурора Республики Адыгея и гр-на Бурхайло Н.В. о признании недействующими пункта 2 статьи 64 Конституции Республики в редакции п. 2 ст. 1 Конституционного закона Республики Адыгея N 205 от 12 ноября 2000 г., пункта 3 статьи 9, пункта 2 статьи 34 Закона Республики Адыгея "О выборах депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея" в редакции п. 2 и п. 7 ст. 1 Закона Республики Адыгея N 206 от 15 ноября 2000 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуцола Ю.А., объяснения Коноваловой Н.Н., Кувшинова В.З., Кузнецова С.В., Купина В.А. (доверенности в деле), заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И., полагавшего судебные постановления отменить. Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Статьей 1 Конституционного закона Республики Адыгея от 12.11.2000 г. внесена поправка в статью 64 Конституции Республики Адыгея, которой установлено, что Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея общей численностью 54 депутата состоит из двух палат - Совета Представителей и Совета Республики.
Пунктом 2 статьи 64 Конституции Республики Адыгея в редакции указанного конституционного закона установлено, что Совет Представителей состоит из 27 депутатов, представляющих интересы равноправных административно-территориальных единиц Республики Адыгея (города Майкоп и Адыгейск, районы Республики Адыгея), избираемых по трехмандатным избирательным округам по три представителя от каждого города республиканского значения, района Республики Адыгея на основе прямого - избирательного права при тайном голосовании.
Аналогичная норма установлена пунктом 3 статьи 9 Закона Республики Адыгея "О выборах депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея", в редакции Закона Республики Адыгея N 206 от 15.11.2000 г.
Пунктом 2 части 5 статьи 34 этого же Закона в той же редакции установлено, что границы трехмандатных избирательных округов совпадают с границами административно-территориальных единиц.
В своих заявлениях от 04.12.2000 г. и.о. прокурора Республики Адыгея и граждан Бурхайло Н.М. просили признать противоречащими федеральному законодательству названные положения, ссылаясь на то, что административно-территориальные единицы - разные по численности, отклонения числа проживающих на их территории жителей составляет более 15 процентов. Заявители полагали, что Совет Представителей должен также формироваться исходя из принципа равного представительства числа избирателей, в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 28.12.2000 г. в удовлетворении заявлений было отказано. Суд первой инстанции признал за субъектом Российской Федерации право формировать двухпалатный парламент, в котором одна из палат формируется путем равного представительства от каждой административно-территориальной единицы Республики.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в кассационном порядке 15.02.2001 г. отменила решение суда первой инстанции и вынесла новое решение об удовлетворении заявленных требований и признании недействующими пункт 2 статьи 64 Конституции Республики Адыгея, пункт 3 статьи 9, пункт 2 части 5 статьи 34 Закона Республики Адыгея "О выборах депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея" в части, устанавливающей избрание депутатов Совета Представителей по трехмандатным избирательным округам по три представителя от каждого города республиканского значения, районов Республики Адыгея на основе прямого избирательного права при тайном голосовании, а также определяющей границы трехмандатных избирательных округов, совпадающими с границами административно-территориальных единиц.
В протесте заместителя Председателя Верховного Суда, Российской Федерации поставлен вопрос об отмене определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2001 г. и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Президиум находит судебные постановления подлежащими отмене.
Возможность создания двухпалатного парламента в субъекте Российской Федерации, вытекающая из положений статьи 77 Конституции Российской Федерации о праве субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, предусмотрена статьями 4, 5 Федерального закона от 06.10.99 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с положениями указанных статьей Закона структура законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций (п. 2 ст. 4). Если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации (п. 5 ст. 5).
Федеральный закон не предусмотрел нормативное регулирование принципов формирования палат в двухпалатном парламенте субъекта Российской Федерации, в связи с чем такие принципы могли быть урегулированы самим субъектом Российской Федерации на основе указанной выше статьи 77 Конституции Российской Федерации.
В данном случае порядок формирования палат закреплен в Конституции Республики Адыгея (ст. 64) и Законе Республики Адыгея "О выборах депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея" (ст. 9, 34), в соответствии с которыми депутаты Совета Представителей, представляющие интересы равноправных административно-территориальных единиц Республики Адыгея, избираются по избирательным округам, совпадающими с границами этих территориальных единиц, а депутаты Совета Республики, представляющие интересы всего населения Республики Адыгея, избираются по избирательным округам с примерно равным количеством избирателей. Суд первой инстанции признал порядок формирования палат законным. Однако при этом следовало учитывать следующее.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.06.98 г. N 17-П по делу о проверке конституционности ряда положений названного Федерального закона отмечено, что при создании двухпалатной структуры законодательных (представительных) органов, при которой одна из палат состоит из представителей административно-территориальных единиц или (и) муниципальных образований, полномочия палат должны быть сбалансированы, с тем чтобы решения палаты, депутаты которой избираются по избирательным округам с примерно равным числом избирателей и представляют непосредственно население, не блокировались палатой, формируемой без обеспечения равного представительства, а именно на условиях, отражающих специфику территориального устройства и организации публичной власти в субъекте Российской Федерации. Иное не соответствовало бы закрепленному статьей 3 Конституции Российской Федерации приоритету народа, предполагающему именно равное его представительство в законодательных (представительных) органах власти.
Исходя из этих положений Конституционного Суда Российской Федерации, суд кассационной инстанции в своем определении указал на то, что при обсуждении вопроса о законности избрания депутатов одной из палат Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея по избирательным округам, образуемым в границах административно-территориальных единиц без соблюдения примерного равенства избирателей на депутатский мандат, суду необходимо было исходить из конституционно-правового статуса Совета Представителей.
В рамках такого исследования кассационной инстанцией сделаны выводы о том, что депутаты Совета Представителей, избираемые без соблюдения равного представительства, непосредственно участвуют в принятии законов; они обладают равными полномочиями с депутатами Совета Республики, избираемыми по избирательным округам с примерно равным числом избирателей; в результате не обеспечиваются равные условия для реализации гражданами избирательных прав; отсутствует механизм позволяющий Совету Республики в случае отклонения принятого им закона самостоятельно преодолеть решение Совета Представителей.
Приведенные судом кассационной инстанции обстоятельства имели отношение к механизму формирования палат парламента Республики Адыгея. Однако ни в одном из судебных заседаний, ни одной из сторон не ставился вопрос о несоответствии требованиям федерального законодательства указанных в статьях 70, 72 Конституции Республики Адыгея полномочий Совета Представителей.
Следовательно, кассационная инстанция самостоятельно, в нарушение требований ст. 294 Гражданского процессуального кодекса РСФСР вышла за пределы рассмотрения дела судом и в определении указала факты, не исследовавшиеся в ходе судебных заседаний и не заявленные ни одной из сторон, участвовавшей в процессе.
Согласно же указанной процессуальной норме суд кассационной инстанции может устанавливать новые факты, но в пределах заявленных сторонами требований и оснований.
При новом рассмотрении дела суду следует с учетом уточненных заявителями требований и оснований исследовать, отвечает ли установленный в законодательстве Республики Адыгея порядок формирования Совета Представителей тем принципиальным положениям, которые сформулированы в названном выше постановлении Конституционного Суда Российской Федерации. При этом следует учесть, что из представленных в надзорную инстанцию материалов видно, что Президентом Республики Адыгея 26 февраля 2001 г. внесен в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея проект поправок к статьям 68-72 Конституции Республики Адыгея, содержащий новую редакцию статьи о полномочиях Совета Представителей и указание на механизм преодоления Советом Республики решения Совета Представителей об отклонении закона.
На основании изложенного Президиум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь п. 2 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, постановил:
отменить решение Верховного суда Республики Адыгея от 28 декабря 2000 г. и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2001 г.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29 марта 2001 г. N 38-ПВ01
Текст постановления официально опубликован не был