Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке принятия в интересах обороны и безопасности, в том числе защиты жизни и здоровья граждан, решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с выплатой ему соответствующего вознаграждения" (далее - проект акта, Порядок), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения ФАС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/03-19/00089840).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 25 марта по 19 апреля 2019 года. По итогам размещения текста проекта акта были получены замечания, представленные в сводке предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения о причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России с 30 апреля по 14 мая 2019 г. провело дополнительные публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной деятельности с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых АК "АЛРОСА" (ПАО), Всероссийский союз страховщиков, АО "Зарубежнефть", ПАО "Россети", ПАО НК "РуссНефть", АО "Теплокоммунэнерго", АО "Теплоэнерго" сообщили об отсутствии замечаний и предложений по проекту акта.
Замечания и предложения к проекту акта представили Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM), ООО "Афипский НПЗ", Ассоциация фармацевтических компаний "Фармацевтические инновации" (Инфарма), ООО "Иркутская нефтяная компания", ПАО "Мечел", ООО "Радифенс", АО ХК "СДС-Уголь", Торгово-промышленная палата Российской Федерации, ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "НОВОЧЕРКАССКИЙ ЭЛЕКТРОВОЗОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" (ООО "ПК "НЭВЗ"), ПАО АНК "Башнефть", ООО "Сибирский Институт Горного Дела", АО "Российский Сельскохозяйственный банк" (АО "Россельхозбанк"), АО "Северсталь Менеджмент", ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина, Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (КСИИ) от лица "AstraZeneca", юрист по медицинскому праву Разуваев Виталий Сергеевич.
Проект акта разработан на основании подпункта "в" пункта 4 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618.
Проект акта определяет процедуру принятия Правительством Российской Федерации в интересах обороны и безопасности, в том числе защиты жизни и здоровья граждан, решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с выплатой ему соответствующего вознаграждения в связи с принятием такого решения.
По данным разработчика, злоупотребление правообладателем своим доминирующем положением может приводить к отказу от производства или поставки на территорию Российской Федерации социально необходимых товаров. Такие действия могут повлечь угрозу жизни и здоровья граждан, а также создают неблагоприятную среду для развития конкуренции. Таким образом, по мнению разработчика, проект акта служит решением указанной проблемы.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России обращает внимание на следующие риски принятия проекта акта в представленной редакции.
1. Проект акта определяет основания принятия Порядка "в интересах обороны и безопасности, в том числе защиты жизни и здоровья граждан".
Согласно статье 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Правительство Российской Федерации имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации.
Таким образом, действующее положение статьи 1360 ГК РФ не содержит в качестве основания для выдачи разрешения на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя "защиту жизни и здоровья граждан" и его принятие является преждевременным.
2. В случае выдачи разрешения на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя пунктом 2 Порядка предусматривается выплата патентообладателю соответствующего вознаграждения путем издания распоряжения Правительства Российской Федерации.
2.1. Вместе с тем проект акта не устанавливает методику расчета и выплаты "соответствующего вознаграждения" патентообладателю.
Отсутствие модели расчета вознаграждения патентообладателю может привести к нарушению его прав в части охраны и обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности.
2.2. В то же время положение статьи 1360 ГК РФ предусматривает "выплату патентообладателю соразмерной компенсации".
Ключевое различие между компенсационной выплатой и вознаграждением состоит в характере платежей - компенсационный характер выплаты взамен принудительной передачи объекта интеллектуальных прав для его реализации в товарах (работах, услугах). Считаем целесообразным предусмотреть согласованность используемой терминологии.
3. Согласно пункту 10 проекта акта "размер соответствующего вознаграждения патентообладателю определяется Правительством Российской Федерации с учетом обстоятельств в каждом случае и экономической стоимости разрешения".
3.1. Ни проектом акта, ни законодательством Российской Федерации не определено понятие "экономической стоимости разрешения".
Также остается неясным учет каких "обстоятельств" и в каком объеме может повлиять на размер соответствующего вознаграждения патентообладателю.
3.2. Кроме того, проект акта не устанавливает процедуру расчета экономической стоимости разрешения.
Таким образом, отсутствие определения понятия "экономическая стоимость разрешения" и процедуры расчета экономической стоимости разрешения может привести к несоразмерным и (или) несправедливым компенсационным выплатам патентообладателю за использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия.
4. Пунктом 3 проекта акта устанавливается, что "основанием для подготовки предложения о принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя является наличие совокупности факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба обороне и безопасности, в том числе жизни и здоровья граждан".
Вводимое понятие "факторы, создающие прямую или косвенную возможность" является избыточно широким и неопределенным.
Таким образом, представляется необходимым внести уточнения в части определения "совокупности факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба обороне и безопасности, в том числе жизни и здоровья граждан", которые являются достаточными для подготовки предложения о принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя, а также уточнения определения перечня факторов, входящих в указанную совокупность.
5. Согласно пункту 7 проекта акта "конкурсный отбор лица (лиц), которому предоставляется право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, проводится между хозяйствующими субъектами, имеющими возможность (потенциальную возможность) производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в необходимом объеме".
5.1. Проектом акта не устанавливается процедура и сроки проведения конкурсного отбора соответствующего лица (лиц).
Представляется, что представленный пунктом 7 проекта акта механизм конкурсного отбора лица (лиц) на право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя является недостаточным и некорректным.
5.2. Кроме того, обращаем внимание на избыточную широту понятия "потенциальная возможность производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в необходимом объеме" - исходя из прямого толкования указанной редакции такими возможностями могут обладать все субъекты предпринимательской сферы.
5.3. В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 проекта акта распоряжение Правительства Российской Федерации, которым принимается решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя должно содержать, в том числе "сведения о лице (лицах), которому предоставляется право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо указание на то, что такое лицо (лица) будет определено (определены) по результатам конкурсного отбора".
Использование в подпункте 3 пункта 6 проекта акта союза "либо" допускает, что лицо, которому предоставляется право использования изобретения, может быть выбрано или назначено иначе, чем с помощью конкурсного отбора, что противоречит пункту 7 проекта акта.
6. Согласно подпункту 4 пункта 6 Порядка распоряжение Правительства Российской Федерации, которым принимается решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя должно содержать срок действия решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя.
Согласно пункту "g" статьи 31 ТРИПС в случае если законодательство члена ВТО разрешает иное использование объекта патента без разрешения правообладателя, включая использование государством или третьими лицами, уполномоченными государством, разрешение на такое использование подлежит отмене при надлежащем соблюдении защиты законных интересов лиц, получивших такое разрешение, если и когда обстоятельства, которые привели к этому, прекращают существовать, и маловероятно, что они возобновятся. Компетентные власти должны иметь полномочия повторно, по мотивированному заявлению, рассмотреть, продолжают ли существовать эти обстоятельства.
Проект акта не содержит порядок действий в случае, если обстоятельства, угрожающие безопасности и обороне Российской Федерации, прекратятся раньше установленного распоряжением Правительства срока.
Таким образом, крайняя необходимость использования изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя может прекратиться раньше предполагаемого Правительством Российской Федерации срока, и отсутствие порядка действий в таких случаях будет являться как ущемлением прав патентообладателя, так и нарушением международных обязательств Российской Федерации.
7. Согласно абзацу 13 подпункту "б" пункта 7 проекта акта, заявка на участие в конкурсном отборе должна содержать, в том числе, "нотариально заверенные копии учредительных документов заявителя (по состоянию на дату представления заявки на участие в конкурсном отборе)".
Согласно средней цене на рынке, стоимость за копию устава, учредительных документов составляет 500 рублей плюс 20 рублей за каждый лист. Стоимость свидетельства подлинности подписи - для физических лиц - 900 рублей, для юридических лиц 1400 рублей.
Таким образом, заявитель может нести дополнительные расходы ежедневно, в случае, если по каким-либо причинам он не сможет подать заявку на участие в конкурсном отборе в день нотариального заверения документов.
Считаем необходимым внести корректировки и иным образом соотнести сроки нотариального заверения документов и представления заявки.
8. Обращаем внимание, что сводный отчет и сводка предложений к проекту акта заполнены некорректно.
8.1. Представленный сводный отчет, начиная с раздела 4, полностью не заполнен, в том числе не содержит следующих данных, имеющих важное значение для целей оценки регулирующего воздействия проектируемого регулирования: разработчиком не представлен международный опыт; оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы; цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов; анализ влияния социально-экономических последствий реализации проекта акта на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства; оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; информация об отмене обязанностей, запретов или ограничений для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в соответствии с пунктом 8(1) настоящих Правил; индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования.
Таким образом, отсутствие указанных данных в сводном отчете может свидетельствовать о недостаточном анализе разработчиком последствий проектируемого регулирования.
8.2. Согласно пункту 20 Правил разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, составить сводку предложений с указанием сведений об их учете или причинах отклонения.
Представленная сводка предложений к проекту акта содержит дублирующие комментарии на замечания участников обсуждения вне зависимости от их содержания.
Вместе с тем замечания, представленные участниками обсуждения Разуваевым Виталием Сергеевичем и Шибаевой Марией остались без комментариев разработчика, что является нарушением Правил.
Таким образом, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 51 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.