Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 21 и 25 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
(подготовлен Минобороны России 21.05.2019 г.)
Проект федерального закона направлен на формирование правовых основ организации и проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы, а также очного контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Согласно пункту 2 статьи 29 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) призывная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
При этом, следует учитывать, что согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности. Правильность вынесения указанного решения также требует проверки.
Законопроектом устанавливается, что правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья проверяется путем изучения личных дел и медицинских документов указанных граждан, а также очного контрольного медицинского освидетельствования.
Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на очное контрольное медицинское освидетельствование.
Медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы в целях выявления состояний и заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по состоянию здоровья.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 53-ФЗ организация медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы возложена на призывные комиссии субъектов Российской Федерации. Указанные обязанности призывных комиссий субъектов Российской Федерации также отражены в Положении о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение).
Согласно пункту 22 Положения данный медицинский осмотр осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
Положением также определено, что в случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Финансовое обеспечение указанного медицинского осмотра осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом Минобороны России, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704.
При этом, порядок проведения медицинского осмотра медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы в настоящее время определен приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", полномочия на издание которого в настоящее время у Минобороны России и Минздрава России отсутствуют.
В этой связи, законопроектом предлагается дополнить статью 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ пунктом 5.1, предусматривающим определение порядка проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы в Положении, содержащем в настоящее время базовые нормы о проведении указанного медицинского осмотра. Кроме того, нормы статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ, касающиеся вопросов проведения данного медицинского осмотра, законопроектом приводятся в соответствие со статьей 29 Федерального закона N 53-ФЗ и законопроектом.
Одновременно, законопроектом осуществляется правовое регулирование очного контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 53-ФЗ и пунктом 22 Положения организация контрольного медицинского освидетельствования указанных категорий граждан возложена на призывные комиссии субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Положения контрольное медицинское освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
Положением также определено, что в случае выявления у гражданина при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Финансовое обеспечение контрольного медицинского освидетельствования осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом Минобороны России, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704.
При этом, порядок проведения контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования в настоящее время определен приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", полномочия на издание которого в настоящее время у Минобороны России и Минздрава России отсутствуют.
Законопроект предусматривает определение порядка проведения контрольного медицинского освидетельствования в Положении, содержащем в настоящее время базовые нормы о проведении указанного контрольного медицинского освидетельствования.
В пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 53-ФЗ законопроектом вносятся изменения в целях уточнения формулировок обязанностей призывной комиссии субъекта Российской Федерации и приведения их в соответствие с нормами законопроекта, регулирующими вопросы проведения медицинского осмотра и контрольного медицинского освидетельствования отдельных категорий граждан при призыве на военную службу.
В законопроекте также приводится новая редакция пункта 5 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ в целях его приведения в соответствие с частью 5 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Кроме того, указанным нормативным правовым актом урегулируется вопрос проведения в рамках военно-врачебной экспертизы медицинского обследования до медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ.
Подпунктом "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта определяется, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В этой связи, в частью 8 статьи 21 Федерального закона N 323-ФЗ вносятся корреспондирующее дополнение.
Реализация проекта федерального закона будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом Минобороны России, и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Проект федерального закона соответствует положению Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.