Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 24.05.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 29 марта 2019 г. N ТГ-П12-2510, пункта 2 плана-графика внесения изменений в нормативные правовые акты в целях приведения их в соответствие со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" от 4 июля 2018 г. N 5037п-П12, а также пункта IV протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от 11 февраля 2019 г. N 4.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон о минимальном размере оплаты труда) минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение МРОТ для других целей не допускается.
Институт МРОТ предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Между тем этому институту был придан более широкий смысл: МРОТ использовался в различных отраслях законодательства, в том числе для определения размеров сумм по гражданско-правовым обязательствам.
Согласно статье 5 Закона о минимальном размере оплаты труда исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ, осуществляется исходя из базовой суммы, равной ста рублям.
Вместе с тем на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, состоявшемся 11 февраля 2019 г., была высказана позиция о необходимости пересмотра подхода, предусматривающего замену МРОТ на сумму сто рублей.
В связи с этим в целях приведения положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в соответствие со статьей 3 Закона о минимальном размере оплаты труда законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 226, 887 и 899 ГК РФ.
Так, в статье 226 ГК РФ законопроектом предлагается ссылку на пятикратный МРОТ заменить на сумму три тысячи рублей, принимая во внимание наличие в ГК РФ аналогичных норм, ранее содержавших ссылки на МРОТ, замененные впоследствии на сумму три тысячи рублей (статьи 574 и 575 ГК РФ).
В статье 887 ГК РФ ссылку на десятикратный МРОТ законопроектом предлагается заменить на суммы в размере десять тысяч рублей в связи с тем, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 161 ГК РФ (на который содержится ссылка в пункте 1 статьи 887 ГК РФ) сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, должны совершаться в простой письменной форме. Следовательно, в связи с тем, что в пункте 1 статьи 887 ГК РФ речь идет о заключении договора хранения между гражданами в письменной форме, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 161 ГК РФ сумма договора должна превышать десять тысяч рублей.
Согласно статье 899 ГК РФ при неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором хранения, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке превышает сто установленных законом МРОТ, продать ее с аукциона в порядке, предусмотренном статьями 447 - 449 ГК РФ.
Законопроектом в данном положении ГК РФ предлагается ссылку на стократный МРОТ заменить суммой десять тысяч рублей, руководствуясь статьей 5 Закона о минимальном размере оплаты труда, а также учитывая отсутствие необходимости увеличения стоимости вещи для продажи ее с аукциона в случае неисполнения поклажедателем обязанности взять обратно переданную на хранение вещь.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.