Проект Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов" и проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов"
(подготовлен Минтрансом России 29.05.2019 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов
Статья 1
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 13, ст. 1078; 2007, N 5, ст. 6245; 2011, N 7, ст. 901; 2012, N 31, ст. 4318; 2013, N 23, ст. 2882; N 27, ст. 3477; 2015, N 29, ст. 4356, 4379; 2016, N 1, ст. 82; N 27, ст. 4224) следующие изменения:
1) пункт 3.1 статьи 52 изложить в редакции:
Лица из числа специалистов авиационного персонала проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Члены экипажа гражданского воздушного судна, диспетчера управления воздушным движением помимо предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров проходят обязательное медицинское освидетельствование в соответствии со статьей 531 настоящего Кодекса.
На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, не прошедшие предварительного медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом из числа специалистов авиационного персонала может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке периодический медицинский осмотр, а в отношении членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением также в случае, если указанные лица отказываются или уклоняются от прохождения обязательного медицинского освидетельствования, освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения), в том числе по направлению работодателя в случае выявления по результатам проведенного предполетного (послеполетного) медицинского осмотра члена экипажа гражданского воздушного судна или предсменного (послесменного) медицинского осмотра диспетчера управления воздушным движением признаков у них состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ.
Членам экипажа гражданского воздушного судна и диспетчерам управления воздушным движением запрещается принимать лекарственные препараты из перечня лекарственных препаратов, влияющих на безопасное выполнение функций члена экипажа воздушного судна, а также диспетчера управления воздушным движением, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, (далее - перечень лекарственных препаратов) вне периода оказания им медицинской помощи.
Порядок формирования перечня лекарственных препаратов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения";
2) пункт 1 статьи 53 дополнить новым абзацем следующего содержания:
"Члены экипажа гражданского воздушного судна (за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее) и диспетчеры управления воздушным движением помимо соответствующих свидетельств должны иметь действующее медицинское заключение о годности членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением по состоянию здоровья к выполнению работы по соответствующим должностям, выданное врачебно-летной экспертной комиссией, и быть допущенными по состоянию здоровья к работе после прохождения обязательного медицинского освидетельствования в порядке, установленном статьей 531 настоящего Кодекса.",
3) дополнить статьей 531 следующего содержания:
"Статья 531.Обязательное медицинское освидетельствование и медицинские осмотры членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением
1. В целях определения годности членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением к выполнению работ по соответствующим должностям, студентов (курсантов), лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования по подготовке членов экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением к обучению по соответствующим специальностям, а также лиц, поступающих на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования по подготовке членов экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением, проводится обязательное медицинское освидетельствование указанных лиц в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее - порядок обязательного медицинского освидетельствования).
2. Обязательное медицинское освидетельствование проводится с учетом результатов предварительного (при поступлении на работу) и периодического (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, предполетных (послеполетных) медицинских осмотров членов экипажей гражданских воздушных судов и предсменных (послесменных) медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением и иных медицинских исследований, предусмотренных порядком обязательного медицинского освидетельствования.
Организация проведения обязательного медицинского освидетельствования членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением возлагается на работодателя.
3. Обязательное медицинское освидетельствование проводится Центральной врачебно-летной экспертной комиссией, образованной на базе медицинской организации, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), врачебно-летными экспертными комиссиями и медицинскими экспертами в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по проведению врачебно-летной экспертизы.
Требования к составу и квалификации членов врачебно-летных экспертных комиссий и медицинских экспертов устанавливаются порядком проведения обязательного медицинского освидетельствования.
Перечень и персональный состав врачебно-летных экспертных комиссий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).
По результатам обязательного медицинского освидетельствования врачебно-летная экспертная комиссия, медицинский эксперт выносят медицинское заключение о годности членов экипажа гражданского воздушного судна или диспетчеров управления воздушным движением к выполнению работы по соответствующим должностям.
Форма медицинского заключения устанавливается порядком обязательного медицинского освидетельствования.
Требования к состоянию здоровья членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Проведение предполетного (послеполетного) медицинского осмотра членов экипажей гражданских воздушных судов и предсменного (послесменного) медицинского осмотра диспетчеров управления воздушным движением осуществляется в целях выявления лиц с признаками заболевания или состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ.
При выполнении международных полетов с аэродромов, находящихся на территории иностранных государств, а также при выполнении авиационных работ и других полетов с аэродромов и посадочных площадок, при дежурстве смен по управлению воздушным движением ограниченной численности (до двенадцати человек) в отдаленных от основной базы местностях, где отсутствует медицинский работник, который имеет право проводить медицинский осмотр, предполетный (предсменный) медицинский осмотр не проводится. Решение о допуске членов экипажа воздушного судна к полетам принимает командир воздушного судна, диспетчеров к управлению воздушным движением - руководитель полетов (старший диспетчер).
Послеполетный (послесменный) медицинский осмотр членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением проводится в случаях:
если во время полетной смены члена экипажа гражданского воздушного судна или смены диспетчера управления воздушным движением произошло авиационное событие с его участием;
если у работодателя или уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) имеются достаточные основания полагать, что соответствующее лицо находится на работе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Порядок проведения предполетного (послеполетного) медицинского осмотра членов экипажа гражданского воздушного судна, предсменного (послесменного) медицинского осмотра диспетчеров управления воздушного движения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В случае выявления по результатам проведенного предполетного (послеполетного) медицинского осмотра члена экипажа гражданского воздушного судна или предсменного (послесменного) медицинского осмотра диспетчера управления воздушным движением признаков у них заболевания или наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ указанные лица отстраняются от работы и направляются работодателем на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения).
4) статью 54 дополнить пунктом 10 следующего содержания:
"10. Лица, поступающие на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования по подготовке членов экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением, студенты (курсанты), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования по подготовке членов экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением, проходят в соответствии со статьей 531 настоящего Кодекса обязательное медицинское освидетельствование в целях определения годности по состоянию здоровья к обучению по соответствующим специальностям.
Организация проведения обязательного медицинского освидетельствования возлагается на организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
В организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по образовательным программам по подготовке членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением могут быть приняты, а также обучаться в них только те граждане (иностранные граждане), которые по результатам обязательного медицинского освидетельствания признаны годными по состоянию здоровья к обучению по соответствующим специальностям.".
5) дополнить статьей 542 следующего содержания:
"Статья 542. Автоматизированная централизованная база мониторинга состояния здоровья специалистов авиационного персонала гражданской авиации
В целях мониторинга за состоянием здоровья специалистов авиационного персонала гражданской авиации создается, развивается и эксплуатируется автоматизированная централизованная база состояния здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением (далее - автоматизированная централизованная база) .
Автоматизированная централизованная база состоит из результатов медицинских осмотров и освидетельствований членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением.
Порядок формирования и ведения автоматизированной централизованной базы, а также предоставление содержащихся в ней данных устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Центральная врачебно-летная экспертная комиссия, врачебно-летные экспертные комиссии и медицинские эксперты медицинских организаций, осуществляющие обязательное медицинское освидетельствование, а также медицинские организации, осуществляющие периодические медицинские осмотры и предполетные (послеполетные) медицинские осмотры членов экипажа гражданского воздушного судна, предсменные (послесменные) медицинские осмотры диспетчеров управления воздушным движением передают персональные данные о состоянии здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением в автоматизированную централизованную базу в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и с соблюдением врачебной тайны.
Передаче в автоматизированную централизованную базу подлежат следующие данные:
1) фамилия, имя, отчество;
2) дата рождения;
3) вид и номер свидетельства авиационного персонала;
4) место работы;
5) сведения об медицинской организации, осуществляющей медицинскую деятельность;
6) сведения о проведенных медицинских осмотрах и медицинских освидетельствованиях и их результаты;
Пользователями информации, содержащейся в автоматизированной централизованной базе, являются Центральная врачебно-летная экспертная комиссия, врачебно-летные экспертные комиссии и медицинский эксперт медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское освидетельствование.
Статья 2
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.