Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об обязательных требованиях"
(подготовлен Минэкономразвития России 07.06.2019 г.)
Законопроект "Об обязательных требованиях" разработан во исполнение подпункта "б" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации (N Пр-294 от 26 февраля 2019 г.), а также пункта 2 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденной Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 г. N 4714п-ПЗ6.
Законопроект содержит основные принципы установления обязательных требований, общие условия установления обязательных требований, полномочия органов государственной власти по установлению обязательных требований, порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, вступление, а также положения о возможности установления экспериментальных правовых режимов в сфере применения обязательных требований.
Так, к основным принципам установления обязательных требований, следует отнести следующие:
1) соразмерность;
2) разумность;
3) системность;
4) научно-техническая обоснованность;
5) открытость разработки;
6) минимизации субъектов контроля;
7) непротиворечивость;
8) контролепригодность.
Действие законопроекта распространяется на обязательные требования, которые содержатся в нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Кроме того, правила, устанавливаемые законопроектом, также распространяются на документы, не являющиеся нормативными правовыми актами, в случае если возможность принятия таких документов по отдельным видам общественных отношений установлена федеральными законами, а обязательность требований, содержащихся в соответствующих документах, установлена указом Президента Российской Федерации или Постановлением Правительства Российской Федерации.
Законопроект содержит положения, в соответствии с которыми при разработке проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, подлежит правовой и антикоррупционной экспертизе, а также оценке регулирующего воздействия.
При этом в рамках оценки регулирующего воздействия в обязательном порядке будет анализироваться соблюдение разработчиками нормативных актов общих условий установления обязательных требований, которые содержатся в законопроекте.
Законопроектом также предусмотрено положение, в соответствии с которым нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, в силу одновременно на всей территории Российской Федерации либо 1 апреля, либо 1 октября, но не ранее чем через 6 месяцев после дня их официального опубликования, а также в целях их актуализации утрачивают свою силу по истечение 5 лет.
При этом предполагается, что указанный срок может быть продлен на тот же или меньший срок по решению комиссии Правительства Российской Федерации
В целях оценки возможности возникновения рисков причинения вреда охраняемым законам ценностям, а также определения оптимальных вариантов будущего правового регулирования предполагается возможность установления экспериментальных правовых режимов, состоящих во временном отказе от применения обязательных требований или уменьшении объема и характера обязанностей.
Также законопроектом предлагается закрепит возможность выпуска федеральными органами исполнительной власти руководств по исполнению обязательных требований.
Целью выпуска указанных руководств является разъяснение обязательных требований, иллюстрация примеров и способов их соблюдения, а также рекомендации по принятию конкретных мер, которые необходимо предпринять для обеспечения исполнения обязательных требований.
Одновременно законопроектом устанавливается, что деятельность граждан, а также организаций и действия их работников, соответствующие руководствам по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушающие обязательные требования.
Кроме того, законопроект содержит положения о неприменении с 1 января 2021 года обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах и иных документах, вступивших в силу до 1 июля 2020 года.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не окажет влияния на доходы или расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах предусмотренных средств федерального бюджета Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.