Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99"
(подготовлен Минобороны России 04.06.2019 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 (далее - Проект постановления) разработан в соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Разработка Проекта постановления обусловлена необходимостью предъявления к участникам закупки отдельных видов товаров по государственному оборонному заказу дополнительного требования с целью минимизации рисков срыва закупок по государственному оборонному заказу, а также исключения из числа участников закупок недобросовестных поставщиков и "фирм-однодневок".
Кроме того, контракты по государственному оборонному заказу, как правило, имеют длительный срок исполнения и предусматривают получение результата в конце срока исполнения контракта, что исключает возможность заказчика своевременно расторгнуть контракт с недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по основаниям, предусмотренным статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, положения Проекта постановления направлены на предупреждение заключения контракта с хозяйствующими субъектами, в том числе с "фирмами-однодневками", не обладающими достаточным опытом в сфере обеспечения государственных нужд, что увеличивает риск ненадлежащего исполнения контракта с последующим взысканием неустоек (штрафов, пеней) и внесением информации о таких поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Принятие Проекта постановления уменьшит вероятность ненадлежащего исполнения заданий государственного оборонного заказа и положительно отразится на обеспечении обороноспособности страны и безопасности государства.
Предметом правового регулирования являются отношения, связанные с закупкой товаров в части вооружения, военной и специальной техники, военно-технического и иного имущества в рамках государственного оборонного заказа.
Положения Проекта постановления направлены исключительно на регулирование закупки товаров для обеспечения государственного оборонного заказа и не устанавливают дополнительных требований для закупки работ и услуг.
Установление дополнительного требования к участникам закупок товаров, указанных в приложении к Проекту постановления, обусловлено их целевым назначением и применением в рамках выполнения государственного оборонного заказа.
Перечень товаров, на который распространяется дополнительное требование, сформирован на основании предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заключающих контракты по номенклатуре государственного оборонного заказа (Минобороны России, МВД России, СВР России, ФСО России, МЧС России, ГФС России, ФСИН России) и включает в себя товары, закупка которых осуществляется по разделу 0200 "Национальная оборона" видов расходов классификации расходов бюджетов.
С учетом позиции ФАС России в указанный перечень преимущественно включены товары, не относящиеся к высококонкурентным рынкам.
Положениями Проекта постановления предусмотрено дополнительное требование к участникам закупки в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет 50 млн. рублей и более.
Указанный размер начальной (максимальной) цены контракта установлен на основании критериев, используемых в постановлениях Правительства Российской Федерации в части включения новых заданий и исключения установленных заданий государственного оборонного заказа при его уточнении.
Решения по заданиям государственного оборонного заказа стоимостью менее 50 млн. рублей принимаются заказчиком по согласованию с председателем коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации или одним из его заместителей.
Таким образом, при начальной (максимальной) цене контракта менее 50 млн. рублей заказчик имеет возможность оперативно уточнять задания государственного оборонного заказа и повторно проводить процедуры определения поставщика, в том числе в случае расторжения контракта.
Анализ проведенных Минобороны России закупок показал, что в 2016-2017 гг. доля конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с начальной (максимальной) ценой контракта 50 млн. рублей и более составили свыше 53 % от общего числа процедур.
Таким образом, установление дополнительного требования только в отношении крупных закупок (50 млн. рублей и более) не только снижает вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но и предоставляет хозяйствующим субъектам возможность получения опыта исполнения государственного оборонного заказа по номенклатуре, в отношении которой устанавливается требование, при исполнении менее крупных контрактов.
В целях предоставления возможности получения опыта исполнения контрактов максимально возможному кругу лиц, а также обеспечения потребности заказчиков в ранее незакупаемом товаре, к участниками закупки устанавливается требование о наличии опыта исполнения контрактов на поставку товаров, относящихся к аналогичной группе предметов снабжения для федеральных государственных нужд, утвержденных Единым кодификатором предметов снабжения для федеральных государственных нужд.
Следовательно, в качестве подтверждения опыта исполнения контрактов заказчику могут быть предоставлены контракты на поставку иных товаров при условии, что такие товары включены в такую же группу предметов снабжения, что и товары, являющиеся предметом проводимой закупки.
Кроме того, предусмотренное Проектом постановления дополнительное требование устанавливает необходимость наличия у участника закупки опыта исполнения государственных и муниципальных контрактов. При этом суммарная стоимость ранее исполненных контрактов должна составлять не менее 30 % начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключения которого осуществляется закупка.
Данное ограничение позволяет минимизировать количество потенциальных участников закупки, неспособных обеспечить надлежащее исполнение контракта, и в то же время не создает искусственного ограничения на участие малого и среднего бизнеса.
Установление трехлетнего срока, в течение которого должны быть исполнены контракты, предоставляемые в качестве подтверждения соответствия участников закупки дополнительному требованию, обусловлено правовой аналогией с нормами Постановления N 99 (регламентирующими сходные правоотношения), а также положениями части 3 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающими, что проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года.
При этом установление меньшего срока будет способствовать ограничению конкуренции в связи сокращением количества потенциальных участников закупки, имеющих соответствующий опыт исполнения контрактов, а большего - получению неактуальной информации о надежности участника закупки.
Критерий наличия опыта исполнения государственных и муниципальных контрактов является абсолютным и не допускает двойственного толкования значения, а также не может быть создан фиктивно недобросовестным участником закупки.
Вместе с тем, заказчик не имеет возможности произвести объективную оценку заявки на предмет наличия у участника закупки финансовых ресурсов, материального оборудования и специалистов, необходимых для исполнения контракта. Кроме того, участник закупки может формально соответствовать указанным требованиям посредством заключения фиктивных гражданско-правовых договоров с последующим их расторжением.
Установление иных дополнительных требований к участникам представляется нецелесообразным.
Согласно положениям Проекта постановления дополнительное требование распространяется на участников закупок, проводимых посредством процедуры аукциона, ввиду того, что единственным критерием победы в аукционе является наименьшая цена, что существенно увеличивает риск заключения контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заведомо незаинтересованном в надлежащем исполнении контракта.
Отсутствие иных критериев определения поставщика, кроме наименьшей цены, упрощает доступ к участию в закупке "фирм-однодневок" и создает риск ненадлежащего обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
Положения Проекта постановления соответствуют нормам Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие Проекта постановления не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.