Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных выдавать заключения, необходимые для государственной регистрации наименования места происхождения товара и осуществления юридически значимых действий в отношении зарегистрированного наименования места происхождения товара, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1416 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Роспатентом 06.06.2019 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных выдавать заключения, необходимые для государственной регистрации наименования места происхождения товара и осуществления юридически значимых действий в отношении зарегистрированного наименования места происхождения товара, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1416 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Проект постановления) подготовлен во исполнение положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), регулирующих правоотношения, связанные с правовой охраной наименований мест происхождения товаров (НМПТ).
Действующее постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2004 г. N 481 "О перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара" (далее - постановление от 17 сентября 2004 г. N 481) предусматривает выдачу уполномоченными органами заключений, указанных в пункте 5 статьи 1522 Кодекса. При этом заключения, предусмотренные пунктом 2 статьи 1531 и пункте 2 статьи 1532 не указаны в постановлении от 17 сентября 2004 г. N 481, что является основанием для уполномоченных органов для отказа в выдаче таких заключений. Вместе с тем, как представляется, упомянутые в пункте 2 статьи 1531, пункте 2 статьи 1532 Кодекса также выдаются уполномоченным органом, указанным в пункте 5 статьи 1522 Кодекса, что отражено в Проекте постановления.
Вместе с тем, для снятия избыточных административных барьеров для хозяйствующих субъектов предлагается исключить необходимость предоставления заключения ФОИВа в случае осуществления юридически значимого действия по переходу исключительного права на НМПТ без договора, которое предусмотрено пунктом 11 Правил государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1416 в соответствии с полномочиями пункта 2 статьи 1232 Кодекса. Соответствующая норма содержится в Проекте постановления.
С учетом изложенного Проектом постановления определены федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), уполномоченные выдавать заключения, прилагаемые к заявке на государственную регистрацию НМПТ и на предоставление исключительного права на такое наименование (пункт 5 статьи 1522 Кодекса), заявлению о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве на НМПТ (пункт 2 статьи 1531 Кодекса), заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ (пункт 5 статьи 1522 Кодекса), заявлению о внесении изменений в описание особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано НМПТ (пункт 2 статьи 1532 Кодекса) (далее - Заключения), с указанием товаров, в отношении которых такие Заключения могут быть выданы соответствующим ФОИВ.
Расширение перечня товаров, в отношении которых ФОИВ уполномочены выдавать Заключения, по сравнению с действующим регулированием обосновано имеющейся правоприменительной практикой. В связи с расширением перечня товаров также расширился перечень ФОИВ, уполномоченных давать соответствующие Заключения.
Отсутствие определенного товара среди товаров, в отношении которых могут выдаваться Заключения, влечет невозможность выдачи в отношении него Заключений и, как следствие, отсутствие правовых оснований для принятия Роспатентом положительных решений по результатам рассмотрения заявок (заявлений), к которым такие Заключения должны прилагаться. Кроме того отсутствие правовой охраны на территории Российской Федерации НМПТ в отношении товара может стать причиной невозможности оформления аналогичного объекта интеллектуальной собственности на территории других стран.
Например, отсутствие соответствующих заключений повлекло принятие решений об отказе в регистрации по заявкам N 2008708262 "Павловская керамика" (кирпич керамический лицевой), N 2008718239 "Грязь озера Ульжай" (иловая лечебная грязь) и N 2009715014 "Тамбукан" (лечебная грязь).
В связи с изложенным Проектом постановления предусмотрена возможность выдачи Заключений также в отношении лечебных грязей.
Согласно Федеральному закону от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" лечебные грязи относятся к категории природных лечебных ресурсов.
В связи с этим, как представляется, полномочие по выдаче Заключений в отношении лечебных грязей может быть возложено на Министерство здравоохранения Российской Федерации как ФОИВ, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно Проекту постановления Минпромторг России дополнительно будет выдавать Заключения в отношении музыкальных инструментов.
Также в Проекте постановления предлагается актуализировать перечень товаров, в отношении которых выдает заключение Минсельхоз России, для обеспечения однозначного понимания категории товаров в соответствии с действующей классификацией ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 N 14-ст. Слова "в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов" предлагается заменить на слова "в отношении продукции сельского хозяйства и пищевой продукции, за исключением минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой, минеральной природной столовой воды, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Постановление от 17 сентября 2004 г. N 481, а также иные постановления Правительства Российской Федерации и их отдельные положения, предусматривающие внесение в него изменений, в соответствии с Проектом постановления признаются утратившими силу.
Принятие Проекта постановления будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации права хозяйствующих субъектов осуществлять регистрацию НМПТ и приобретать исключительное право на ранее зарегистрированное НМПТ.
Реализация уполномоченными ФОИВ полномочий, предусмотренных Проектом постановления, осуществляется в пределах установленной предельной штатной численности. ФОИВы будут выполнять функции в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этим ФОИВам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Вместе с тем потребуется увеличение бюджетных ассигнований из Федерального бюджета для дополнительного финансирования деятельности подведомственного Минздраву России Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии", которое будет подготавливать заключения в отношении дополнительной группы товаров "лечебные грязи".
Проект постановления непосредственно не затрагивает деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Срок вступления Проекта постановления в силу (6 месяцев) обусловлен значительными изменениями, в том числе связанными с необходимостью организации уполномоченными органами выдачи заключений по новым группам товаров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.