Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 13.06.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях оптимизации процесса приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы (далее - устав, муниципальный акт) в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Законопроект наделяет Министерство юстиции Российской Федерации в лице Министра юстиции Российской Федерации и его заместителей правом обращения в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устава и муниципального акта не действующим полностью или в части.
Наделение Министра юстиции Российской Федерации и его заместителей таким правом будет способствовать более оперативному исключению из нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов и муниципальных актов норм, противоречащих федеральному законодательству, что приведет к повышению гарантий защиты прав граждан и обеспечению интересов государства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов в Российской Федерации, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации на Минюст России и его территориальные органы возложено полномочие по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - федеральный регистр). В настоящее время федеральном регистре содержится более 1 млн. нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации обеспечивают направление в территориальные органы Минюста России копии нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в электронном виде для включения в федеральный регистр и проведения правовой экспертизы в 7-дневный срок после дня их первого официального опубликования.
Минюст России через систему своих территориальных органов осуществляет проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Работа на данном направлении ведется с 1995 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. N 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации".
Справочно: благодаря правовой экспертизе, проводимой в том числе Минюстом России и его территориальными органами, количество действующих незаконных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации снизилось с 40% в 1999 г. до 0,3% в 2018 г.
В случае выявления в нормативном правовом акте норм, противоречащих федеральному законодательству, экспертное заключение территориального органа направляется для принятия мер по устранению выявленных нарушений в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший правовой акт, и в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.
При несогласии органа государственной власти и органа прокуратуры с выводами экспертного заключения материалы направляются в Минюст России, который в случае поддержки доводов территориального органа готовит обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Справочно: в 2018 г. территориальными органами Минюста России выявлено 3892 нормативных правовых акта субъектов Российской Федерации, в которых содержались положения, нарушающие требования федерального законодательства. На основании экспертных заключений территориальных органов приведено в соответствие с действующим законодательством 90% (3515) актов.
Новелла, предлагаемая законопроектом, не приведет к дублированию полномочий Минюста России с органами прокуратуры по оспариванию в суде нормативных правовых актов.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, исключительно на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов (пункты 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
В свою очередь Минюст России через систему своих территориальных органов осуществляет правовую экспертизу всех принимаемых нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при включении их в федеральный регистр (не связано с поступлением информации о фактах нарушения законов).
Что касается уставов и муниципальных актов, то, как показала практика государственной регистрации, уставы длительное время не приводятся в соответствие с федеральным и региональным законодательством. При этом у регистрирующих органов (территориальных органов Минюста России) отсутствуют полномочия проводить проверку устава в актуальной редакции, когда в него вносятся изменения.
Проверка проводится только тех положений устава, в которые были внесены изменения, поэтому если иные положения устава содержат противоречия действующему законодательству, регистрирующий орган не вправе вынести решение об отказе в государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в этот устав.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных финансовых средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.