Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части расширения случаев проведения зачета встречных требований при осуществлении экспорта услуг)"
(подготовлен Минфином России 13.06.2019 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части расширения случаев проведения зачета встречных требований при осуществлении экспорта услуг)"
Статья 1
Внести в часть 2 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 1, ст. 30; 2011, N 30, ст. 4584; N 50, ст. 7348, 7351; 2014, N 45, ст. 6154; 2015, N 27, ст. 3972; 2017, N 47, ст. 6851; 2018, N 15, ст. 2035; N 31 ст. 4835, ст. 4837; N 49 ст. 7524) изменение, дополнив ее пунктом 12 следующего содержания:
"12) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, не поименованных в настоящей части.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части расширения случаев проведения зачета встречных требований при осуществлении экспорта услуг)"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части расширения случаев проведения зачета встречных требований при осуществлении экспорта услуг)" (далее - законопроект) разработан в целях снижения затрат российских экспортеров услуг при осуществлении ими внешнеторговой деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поставлена задача по достижению к 2024 году ежегодного объема экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд долларов США.
В целях достижения указанного целевого показателя в настоящее время утвержден федеральный проект "Экспорт услуг" (далее - федеральный проект), который является составной частью национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт".
Федеральным проектом предусмотрена реализация общеотраслевых мер, в том числе минимизация требований валютного контроля для экспортеров услуг, как одного из ключевых направлений снятия административных барьеров.
Также паспортом федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" предусмотрено устранение барьеров валютного регулирования при "экспорте" программного обеспечения и информационно-телекоммуникационных (ИТ-услуг) за счет введения особого порядка валютного контроля для стимулирования объемов высокотехнологичного экспорта в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) резидент обязан получить от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации от экспорта товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, а также иностранную валюту или валюту Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями договоров займа.
В настоящее время в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами Российской Федерации и между транспортными организациями в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации (пункт 4), по обязательствам, вытекающими из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования (пункт 5), по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами, осуществляющими экспорт природного газа в газообразном состоянии (пункт 7), по договорам займа (пункт 9), по обязательствам, вытекающим из договоров об оказании услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга (пункт 11).
Законопроектом предусматривается расширение перечня случаев, по которым резидентам представляется право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусматривается оказание нерезидентам услуг, включенных в перечень услуг, утверждаемый Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (далее - перечень услуг), за исключением услуг, по которым в Федеральном законе предусмотрена такая возможность (пункты 4, 5, 7 и 11 части 2 статьи 19 Федерального закона).
В перечень услуг, который в дальнейшем будет утвержден Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, могут быть включены, например, услуги в сфере информационных технологий и услуги в сфере образовательной деятельности.
Для средних и крупных компаний, в особенности для компаний в сфере информационных технологий, отсутствие возможности зачета встречных требований приводит к дополнительным финансовым издержкам.
Компании вынуждены оформлять документацию для уполномоченных банков для зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет, после чего проводить операции по перечислению денежных средств, в результате которых денежные активы выводятся из оборота на несколько дней, которые требуются для проведения банковской операции. Помимо этого такие операции облагаются банковской комиссией за каждую операцию, что приводит к дополнительным финансовым затратам.
Статьей 2 законопроекта предусматривается отложенный срок вступления в силу положений законопроекта (с 1 января 2020 г.) с учетом необходимости разработки и принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня услуг в целях реализации пункта 12 части 2 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (определяющего перечень услуг, оказываемых нерезидентам в рамках внешнеторговых договоров (контрактов), при исполнении которых резиденты смогут проводить зачет встречных требований по обязательствам нерезидентов).
Предлагаемые изменения позволят снизить административную нагрузку на российских экспортеров услуг и снизить их накладные расходы, связанные с проведением валютных операций по соответствующим внешнеторговым сделкам.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части расширения случаев проведения зачета встречных требований при осуществлении экспорта услуг)" не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.