Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 331 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 22.06.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 331 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 1 раздела 1 плана мероприятий по реализации в 2019 - 2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 265-р, а также с учетом значительного количества жалоб и обращений граждан, поступающих по вопросу признания иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранный гражданин) носителем русского языка.
Согласно части первой статьи 331 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ) иностранные граждане по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - собеседование, комиссия соответственно), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.
За период действия указанной нормы с заявлением о признании носителем русского языка обратилось более 80 тысяч иностранных граждан, из которых около 67 тысяч признано носителями русского языка.
В соответствии с частью второй1 статьи 14 Федерального закона N 62-ФЗ иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 331 Федерального закона N 62-ФЗ, при условии отказа указанных иностранных граждан от имеющегося у них гражданства иностранного государства вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке после получения вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание.
С 2014 по 2018 год принято в гражданство Российской Федерации на основании части второй1 статьи 14 Федерального закона N 62-ФЗ более 29 тысяч человек.
При этом в настоящее время отсутствует единый подход к проведению собеседования в комиссии с соискателем российского гражданства. Так, в одних случаях собеседование проходит с использованием аудио-, видео- и мультимедийных материалов, в других - проводится тестирование на знание русского языка. В отдельных случаях лица, владеющие только русским языком, в том числе преклонного возраста, не смогли пройти собеседование, в результате чего не смогли воспользоваться правом приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
В этой связи в целях улучшения качества работы комиссий законопроектом предусмотрено определение Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации требований к уровню знаний, необходимых для признания иностранного гражданина носителем русского языка, единых критериев оценки данного уровня, порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, используемых при проведении комиссией собеседования с иностранным гражданином.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 331 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете на текущее содержание Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено, что Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования. Установление такого срока обусловлено необходимостью принятия нормативных правовых актов МВД России.
С точки зрения социально-экономических и иных последствий ожидается, что принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 331 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" позволит определить единый подход к проведению собеседования с соискателями российского гражданства, что в свою очередь положительно скажется на работе комиссий, в состав которых на безвозмездной, добровольной основе входят преподаватели российских образовательных организаций.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.