Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления заготовки древесины государственными бюджетными и автономными учреждениями" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Согласно сопроводительным материалам законопроект подготовлен в рамках федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). Законопроект направлен на создание механизма экономической устойчивости государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления (далее - учреждения), путем создания возможности осуществления рубки спелых и перестойных лесных насаждений на основании договоров купли-продажи лесных насаждений и их последующей реализации.
По результатам рассмотрения законопроекта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке законопроекта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, являются государственные бюджетные и автономные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (451 ед.).
Законопроект направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения доработанного законопроекта и сводного отчета в срок с 19 февраля по 12 марта 2019 года. Информация об оценке регулирующего воздействия законопроекта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/02-19/00088616).
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по законопроекту в период с 29 мая по 5 июня 2019 года.
В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции от Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерства лесного комплекса Иркутской области, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Департамента лесного комплекса Тюменской области, Департамента по государственно-правовым вопросам и законопроектной деятельности, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамента лесного комплекса Вологодской области, Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, замечания которых были частично учтены при подготовке настоящего заключения.
Поступившие позиции от ПАО "Газпром нефть", ФБУ "Рослесозащита", Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Министерства экономики Республики Татарстан, Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, Департамента лесного хозяйства Костромской области, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края не содержат замечаний и предложений к законопроекту.
С учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений Минэкономразвития России считает необходимым обратить внимание разработчика на следующие риски предлагаемого регулирования.
1. Законопроектом предусмотрена возможность заключения договора купли-продажи лесных насаждений с государственным учреждением, указанным в части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в случае уклонения победителя аукциона от заключения договора.
Вместе с тем согласно части 9 статьи 79 ЛК РФ в случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора купли-продажи лесных насаждений, соответствующий договор подлежит заключению с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона. Следовательно, часть 3.1 статьи 29.1 ЛК РФ предлагаемого регулирования противоречит части 9 статьи 79 ЛК РФ.
Считаем необходимым доработать законопроект в части внесения соответствующих изменений в часть 9 статьи 79 ЛК РФ.
2. Согласно логике законопроекта, учреждениям предоставляется возможность осуществления рубки спелых и перестойных насаждений на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в случае, если отсутствуют заявители.
Согласно позиции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, причинами отсутствия заинтересованности хозяйствующих субъектов участия в аукционе являются: большие временные и (или) ресурсные затраты на заготовку выставляемых на аукцион лесосек, а также превышение возможных затрат на заготовку древесины над предполагаемой прибылью от реализации древесины и другие подобные причины. Так, например, за 2018 год в Иркутской области было выставлено на аукцион 1100 аукционных единиц с ликвидным объемом около 2,5 млн. куб. м. Из них около 10% лесосек не были проданы из-за отсутствия заявителя по причине необходимости строительства дорог на лесосеки и (или) переправ через реки, не устраивал породный состав и другие. Таким образом, можно сделать вывод, что учреждения также не смогут получить доход от реализации древесины с данных лесосек по указанным выше причинам.
Следовательно, в случае принятия законопроекта заявленная цель регулирования не будет достигнута. Минэкономразвития России рекомендует разработчику дополнительно проработать стимулирующие инструменты, направленные на обеспечение заинтересованности хозяйствующих субъектов как в участии в аукционах, так в заключении договора купли-продажи лесных насаждений, вплоть до исключения условий, накладывающих дополнительные затраты.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия законопроекта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Кроме того, сделан вывод о наличии в законопроекте положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.