Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)"
(подготовлен Минфином России 27.06.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)" (далее - законопроект) направлен на реализацию обязательств Российской Федерации по созданию национальной системы прослеживаемости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, предусмотренных проектом Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, одобренным распоряжением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 17 апреля 2018 г. N 74 (далее - Соглашение).
Согласно статье 1 Соглашения под прослеживаемостью понимается контроль за операциями, связанными с оборотом товаров.
Соглашением предусмотрено создание национальной системы прослеживаемости - информационной системы государства-члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), обеспечивающей сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.
В целях обеспечения готовности национальной системы прослеживаемости в Российской Федерации и апробации контрольных функций необходимо обеспечить начало осуществления прослеживаемости в Российской Федерации до вступления в силу Соглашения.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающие общие положения о прослеживаемости, а также:
- обязанности и меры ответственности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов), совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
- порядок уведомления налогоплательщиками о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости;
- порядок уведомления налогоплательщиками об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости.
Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению перечня товаров, подлежащих прослеживаемости.
Законопроектом предусмотрено, что прослеживаемость товаров осуществляется на документарном принципе без нанесения на товар, подлежащий прослеживаемости, контрольно-идентификационных знаков. Товарам, подлежащим прослеживаемости, присваивается регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее - РНПТ).
В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, ввезенных с территории иностранных государств РНПТ формируется импортером таких товаров из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой декларации или аналогичных показателей заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары.
В отношении товаров, ввозимых с территории государств-членов ЕАЭС, а также товаров, ранее ввезенных с территории иностранных государств и находящихся на территории Российской Федерации, предусмотрено формирование РНПТ налоговыми органами в течение одного дня с момента получения соответствующего документа.
Законопроектом предусмотрено, что при реализации товара, подлежащего прослеживаемости, соответствующий РНПТ включается налогоплательщиком в счет-фактуру (для плательщиков НДС) или документ об отгрузке товаров (для неплательщиков НДС), составляемые в электронной форме.
Согласно законопроекту прослеживаемость прекращается при исключении товаров, подлежащих прослеживаемости, из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, а также в случаях:
- выбытия товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанного с реализацией, в результате которого у налогоплательщика прекращается право собственности на товар, включая передачу в производство, захоронение, утилизацию или уничтожение, безвозвратную утрату товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации;
- реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, для личных, семейных и иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- фактического вывоза с территории Российской Федерации товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
- вывоза товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию государств-членов Евразийского экономического союза.
При этом законопроектом предусмотрено, что прослеживаемость возобновляется в случае возврата товара, подлежащего прослеживаемости, из производства, а также возврата в торговый оборот товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее переданных или отчуждённых физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в личных, семейных и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Информацию об окончании прослеживаемости товара по причинам его утилизации, переработки или реализации физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налогоплательщики обязаны включать в специализированный ежеквартальный отчет, представляемый в налоговый орган.
Информация об операциях купли-продажи прослеживаемого товара между налогоплательщиками будет включаться в декларации по НДС (для плательщиков НДС) или вышеуказанный отчет (для неплательщиков НДС) и представляться в налоговый орган ежеквартально.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.