Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 26.07.2019 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 1
Внести в статью 13.2. Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2010, N21, ст. 2524, N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689, N 27, ст. 3880, N 49, ст. 7043, N 49, ст. 7061; 2012, N 53, ст. 7645; 2013, N 19, ст.2309, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4036, ст. 4081; 2014, N 19, ст. 2311, N 26, ст. 3370, N 48, ст. 6659, ст. 6638 ; 2015, N 1, ст. 61, N 10, ст. 1426, N 27, ст. 3951, ст. 3993, ; 2017, N 31, ст. 4765; 2018, N 53, ст. 8454) следующие изменения:
1) в пункте 1:
а) в подпункте 3 слова "ста шестидесяти семи" заменить словом "ста";
б) дополнить подпунктом 4:
"4) во всех указанных выше случаях выплата заработной платы высококвалифицированному специалисту полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации, а выплата вознаграждения за выполненную по гражданско-правовому договору работу в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации";
5) пункт 13 дополнить абзацем 3 следующего содержания:
"Размер заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированному специалисту в соответствующий период выплачивается и, соответственно, указывается в уведомлении согласно нормам трудового законодательства Российской Федерации или нормам гражданского законодательства Российской Федерации (гражданско-правовым договором, на основании которого работает высококвалифицированный специалист).";
Статья 2
Внести в статью 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 22, ст. 2031; 2006, N 2, ст. 170; 2007, N 49, ст. 6057; 2009, N 1, ст. 9, N 26, ст. 3125; 2014, N16, ст. 1829; 2016, N 18, ст. 2500; 2017, N 31, ст. 4792; 2018, N 53, ст. 8470) следующие изменения:
1) в пункте 2 подпункты "е" - "и" исключить.
2) пункт 2.1 изложить в следующей редакции:
"2.1 В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а" и "г" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, иностранные граждане:
а) являющиеся высококвалифицированными специалистами и привлекающиеся к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также члены их семей;
б) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
в) являющиеся индивидуальными предпринимателями и осуществляющими предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;
г) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;
д) осуществляющие не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
3) пункт 2.1 считать пунктом 2.2.
Президент |
В.В. Путин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622, и Плана мероприятий по реализации в 2019 - 2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 265-р (пункты 1, 9) в целях совершенствования законодательства, регулирующего порядок привлечения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов (далее - ВКС), и упрощения порядка приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих компетенции, востребованные экономикой.
В среднесрочной перспективе российская экономика будет функционировать в условиях сокращения численности населения трудоспособного возраста и сохранения естественной убыли населения. Миграция останется одним из важных факторов стабилизации и роста численности населения.
При этом Российская Федерация продолжает оставаться донором высококвалицированной рабочей силы для экономически развитых стран. Миграционные потоки, идущие в Российскую Федерацию, не в полной мере способны восполнить потребности экономики, в том числе и перспективные, в квалифицированных и высококвалифицированных работниках.
Неблагоприятные демографические тенденции и изменение структурных потребностей в рабочей силе под влиянием новых технологий и современных стандартов организации производства в перспективе будут обуславливать усиление качественного и количественного дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и стимулировать развитие и внедрение новых механизмов для восполнения потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах как за счет собственных ресурсов, так и за счет привлечения отдельных категорий иностранных граждан в Российскую Федерацию, в том числе на постоянной основе.
Кроме того, создание дополнительных благоприятных условий ведения бизнеса и привлечения инвестиций в Российской Федерации, способствующих ускоренному технологическому обновлению и развитию российской экономики, созданию высокопроизводительных рабочих мест с достойной заработной платой, обуславливает необходимость совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации в части привлечения в страну иностранных специалистов высокой квалификации и закрепления их на постоянной основе.
В Российской Федерации созданы условия для привлечения и осуществления трудовой деятельности ВКС с целью обеспечения потребностей в иностранной рабочей силе работодателей, осуществляющих деятельность в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) ВКС признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) по общему порядку в размере не менее 167 тыс. рублей из расчета за один календарный месяц (2 млн. рублей в год).
В целях создания благоприятных условий для привлечения в Российскую Федерацию специалистов высокого уровня квалификации и снижения риска злоупотребления работодателями права на привлечение и использование иностранных работников в качестве ВКС законопроектом предлагается снизить размер ежемесячной заработной платы (вознаграждения), как критерия статуса ВКС.
Потребность пересмотра размера минимальной ежемесячной заработной платы (вознаграждения) в сторону уменьшения для ВКС назревший вопрос, решение которого позволит увеличить количество ВКС в среднесрочной перспективе, что позитивно повлияет на изменения в инвестиционном климате Российской Федерации, а также формирования инновационной экономики.
Следует отметить, что данный вопрос неоднократно обсуждался и был концептуально поддержан на площадках Администрации Президента Российской Федерации в рамках рабочей группы по реализации Концепции государственной миграционной Российской Федерации на 2019-2025 годы, а также на совещаниях у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова.
В этой связи Минэкономразвития России разработан проект федерального закона, направленный на совершенствование законодательства, регулирующего порядок привлечения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан в качестве ВКС, и предусматривающая:
пересмотр размера минимального порога ежемесячной заработной платы (вознаграждения) в сторону уменьшения как критерия статуса ВКС со 167 до 100 тыс. рублей и установление ее выплаты пропорционально отработанному времени;
совершенствования механизма контроля исполнения работодателями обязательств по выплате ВКС размера заработной платы (вознаграждения), установленного законодательством Российской Федерации.
Предлагаемая законопроектом норма по установлению выплаты заработной платы ВКС пропорционально отработанному времени направлена на снижение случаев необоснованного привлечения работодателей к ответственности за-за имеющихся противоречий между миграционным законодательством и трудовым законодательством (в случае временного отсутствия работника).
В целях снижения рисков злоупотребления работодателями механизма ВКС при снижении уровня заработной платы (вознаграждения) ВКС предлагается установить повышенную стоимость государственной пошлины за выдачу разрешения на работу ВКС, определив ее размер на уровне минимального платежа по налогу на доходы ВКС за месяц, а также предусмотреть для работодателей, нарушивших исполнение своих обязательств по выплате ВКС заработной платы, введение штрафа кратного размеру неисполненных обязательств. Министерством подготовлены соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
В целях привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию наиболее востребованных российской экономикой иностранных граждан и создания дополнительных условий ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности законопроектом предлагается внести изменения в статью 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве в Российской Федерации" в части приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке отдельных категорий иностранных граждан (ВКС, индивидуальные предприниматели и инвесторы, квалифицированные специалисты, осуществляющие трудовую деятельность в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), иностранные граждане получившие профессиональное образование в Российской Федерации) без соблюдения условий о проживании на территории Российской Федерации в течение пяти лет на основании вида на жительство и отказа от имеющегося у них иного гражданства.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союз от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, не потребует признания утратившими силу и приостановления актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.