Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
(подготовлен Минюстом России 06.08.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения социальной поддержки, защиты прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
Действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации предусмотрено, что при отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства (часть четвертая статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
По информации ФСИН России, в 2018 году осужденным - гражданам Российской Федерации оформлено 48858 паспортов, из них 34% по замене в связи с достижением определенного законодательством возраста.
Однако, в отношении подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, у администрации следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы такой обязанности не предусмотрено, в связи с чем у многих подозреваемых и обвиняемых возникают определенные трудности в реализации прав, гарантированных государством.
Так, отсутствие у подозреваемого или обвиняемого паспорта гражданина Российской Федерации лишает его возможности прохождения процедуры установления (подтверждения) инвалидности, заключения брака, участвовать в гражданско-правовых сделках и т.д.
По информации, поступившей из территориальных органов ФСИН России, при находящихся под стражей 100581 чел. (по состоянию на 01.10.2018), в личных делах более 25% или 25880 чел. отсутствовал паспорт гражданина Российской Федерации, при этом 9107 из них заявили об утрате паспорта, 330 чел. ранее паспорт не оформляли, у 1144 чел. в личном деле находился паспорт, подлежащий замене.
В целях истребования паспортов гражданина Российской Федерации для приобщения их к личным делам осужденных в период с 2016 - 2019 гг. Федеральной службой исполнения наказаний проведены следующие мероприятия:
в 2016 году в следственные органы и суды направлены 16,6 тыс. запросов, получено 2,6 тыс. паспортов;
в 2017 году - 16,2 тыс. запросов, получено 2,1 тыс. паспортов;
в 2018 году - 13,6 тыс. запросов, получено 1,9 тыс. паспортов;
в 2019 году - 6,7 тыс. запросов, получено 1,1 тыс. паспортов.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в соответствии с которым подозреваемые и обвиняемые, находящиеся под стражей, имеют право подавать через администрацию следственного изолятора заявление о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации с приложением всех необходимых документов. Администрация следственного изолятора осуществляет прием указанных заявления и документов и их направление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Выдача и замена паспортов гражданам Российской Федерации производятся в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В случае отсутствия денежных средств на лицевых счетах подозреваемых и обвиняемых расходы, связанные с выдачей (заменой) паспорта, оплачиваются за счет средств федерального бюджета.
Учитывая, что в связи с принятием законопроекта потребуется внесение изменений в приказ МВД России от 13.11.2017 N 851 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", законопроектом предусмотрена отлагательная норма вступления в силу.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.